Футбол на льду

Feb 04, 2016 11:21



Футбольный матч во льдах. Экспедиция "ЭОН-3". 1936 г.

После нескольких успешных проходов Северным морским путем гражданскими судами настала очередь военных кораблей. Экспедиция "ЭОН-3" - "Экспедиция Особого Назначения" успешно прошла в 1936 г. с запада на восток за одну навигацию и перебросила на Тихий океан два миноносца - "Сталин" и "Войков".


Текст и фото pressa-tof



Эскадренный миноносец «Войков» во время перехода на ТОФ, 1936 г.

У военных моряков в то время не было опыта плавания в полярных морях, поэтому на каждый эсминец направили в качестве ледовых лоцманов опытнейших полярных капитанов торгового флота. С командиром Обуховым пошел П.Г.Миловзоров, а с Сухоруковым - Н.М.Николаев.
К предстоящему ответственному плаванию необходимо было всесторонне подготовиться. Корпуса миноносцев не рассчитывались для плавания в арктических льдах. Чтобы предохранить их от ударов о лед, военинженер А.И.Дубравин разработал специальную конструкцию. Часть корпуса миноносца обшили деревянными брусками, а в районе форштевня поверх них закрепили тонкие стальные листы. Как показала практика, эти специальные «шубы», как назвали такую обшивку, не раз спасали миноносцы при ударе о лед и во время ледового сжатия.



Маршрут перехода

Ледовую проводку поручили ледорезу «Ф.Литке» (капитан Ю.К.Хлебников, старший помощник капитана С.В.Гудин, помощник по политчасти И.П.Федоров, старший механик Ф.Ф.Лиходеев, начальник радиостанции Е.Н.Гиршевич). На ледоколе находился и главный метеоролог-синоптик К.А.Радвиллович.
Вторым судном обеспечения стал товаропассажирский пароход «Анадырь» (капитан А.П.Бочек, старший помощник капитана В.С.Рудных, помощник по политчасти П.Ф. Борисов и старший механик П.М.Миронов). Как и «Литке», он был ветераном арктических плаваний.
Обеспечение миноносцев топливом поручили небольшим танкерам «Лок-Батан» (капитан Г.Г.Кучеров) и «Майкоп» (капитан К.А.Зайцев).
Уголь для ледореза «Ф.Литке» и парохода «Анадырь» должны были доставить с Дальнего Востока на трассу Северного морского пути пароходы «Ванцетти» (капитан Г.П.Бютнер) и «Искра» (капитан В.Ф.Федотов).
В организации ледовой разведки большую помощь каравану оказали летчики полярной авиации во главе с А.Д.Алексеевым.
Переход Северным морским путем отряд эсминцев и суда обеспечения осуществляли в составе экспедиции особого назначения (ЭОН-3) под руководством начальника Главного управления Северного морского пути О.Ю.Шмидта. Для освещения событий перехода газета «Известия» направила в экспедицию своего спецкора М.Э.Зингера, а «Союзкинохроника» - кинооператора Марка Трояновского.



Пароход «Анадырь», эсминцы «Войков» и «Сталин», вдали танкер «Лок-Батан». Пролив Вилькицкого, 5 сентября 1936 г. Снято с ледореза «Ф.Литке».

Эскадренные миноносцы «Сталин» и «Войков» вышли из Ленинграда в ночь на 3 июля 1936 года. Часть пути по Беломорско-Балтийскому каналу эсминцы прошли под буксирами, часть (от р. Карелка до Вознесенья) - поочередно в плавучем доке. С выходом в Белое море были произведены монтажно-погрузочные работы, и к 29 июля оба эсминца были готовы к переходу. 30 июля корабли прошли Горло Белого моря и направились, как тогда говорили, «в точку В».
К месту встречи у полярной станции в проливе Маточкин Шар, разделяющем Новую Землю на две части, «Анадырь» пришел первым. Ледорез «Ф.Литке» с начальником экспедиции О.Ю. Шмидтом, эсминцы и танкеры подошли 1 августа. Эсминцы «Сталин» и «Войков» пополнили запас топлива с танкеров, а с парохода «Анадырь» получили свежие овощи. В тот же день ледорез «Ф.Литке» провел караван судов в Карское море. До острова Диксон корабли и суда прошли легко. Отдельные скопления льда «Ф.Литке» преодолевал с ходу, за ним шел «Анадырь», расширяя проход, затем эскадренные миноносцы и замыкающими - танкеры.

17 октября 1936 года эскадренные миноносцы Краснознаменного Балтийского флота «Сталин» и «Войков» пришли во Владивосток, пройдя 6000 миль.
Эскадренные миноносцы «Сталин» и «Войков» стали первыми кораблями этого класса в растущем и крепнувшем Тихоокеанском флоте. После короткого отдыха корабли активно приступили к отработке задач боевой подготовки на новом для себя морском театре. Довелось им принять участие и в боях Советско-японской войны. Так, эсминец «Войков» в составе отряда кораблей артиллерийской поддержки принимал участие в высадке десантов и освобождении военно-морских баз Сейсин и Гензан на побережье Северной Кореи, награжден орденом Красного Знамени. Эсминец «Сталин» участвовал в обеспечении боевых действий у озера Хасан в августе 1938 года и боевой деятельности подводных лодок в августе-сентябре 1945 года.

Полный текст
Капитан 1 ранга В.Н.Муратов

Наваль, Исторические зарисовки

Previous post Next post
Up