Французские писатели Часть 8 - Андре Жид

Jun 09, 2012 23:34





С Андре Жидом меня познакомил Альбер Камю, который называл Жида чуть ли не одним из своих учителей.  Кроме того мне было интересно познакомиться с “Имморалистом”, о котором я опять же прочел краткую, но интригующую меня информацию в энциклопедическом словаре. Теперь жалею, что в конце 2005го года купил только первые четыре тома из семи собраний сочинений Жида, которые содержали романы - вернее будет сказать роман, Жид только за “Фальшивомонетчиками” признал это наименование - и повести, или как еще Жид называл свои произведения - соти, плюс трактаты и необычные по форме вещи конца XIX-го века. Основные свои работы Жид создал уже в  XX-ом веке. Оставшиеся три тома меня, видимо, в то время не заинтересовали, не интересно мне было читать о путешествиях Жида по Африке, об СССР, о Достоевском, но жалею я не об этих произведениях. Я бы сейчас с удовольствием почитал его пьесы, в частности, в свете “Имморалиста” и “Яств земных” “Саула”, эти три произведения освещают одну и ту же тему. И конечно же, я почитал бы дневники Жида. Как видно, электронные книги - не панацея. Эти вещи и в интернете не найдешь. Знакомиться с творчеством Андре Жида однако я стал не с первого тома. Первое, что я у него прочел - это “Имморалист” и “Тесные врата”, первое я затем перечитывал не раз, впрочем, и второе в прошлом году перечитывал. “Имморалист” - это вообще отдельный разговор, об этом произведении я написал немало страниц, взяв его за основу для своей первой попытке писать эссе о литературе, критический обзор. Я буквально разобрал “Имморалиста” по кусочкам. Надо сказать, что Жид произвел на меня впечатление не столько писателя, сколько литератора, не гения литературы, но усердного старателя. Он не писал, как Бальзак, всю жизнь похожие между собой произведения. В произведениях Жида встречаются одинаковые темы, но по своей форме каждое его произведение уникально. И вообще Жид мне кажется из той когорты писателей, что следуют канонам и традициям. Впрочем, Жид оказался способен и сам заложить некоторые принципы. Пусть они были восприняты превратно. В первую очередь это касается книги “Яства земные”, где он прославлял инстинкты и позиционировал индивидуальную свободу. Эта книга была следствием болезни и выздоровления Жида. Сейчас эта ода к жизни читается несколько странно. Первые произведения Жида, “Топи”, “Плохо скованный Прометей” и другие, вообще бывает непонятно, к какому жанру отнести, они весьма своеобразны, как картины сюрреалистов. Пожалуй, к чему-то обычному у Жида можно отнести только “Пасторальную симфонию” и “Тесные врата”, обычному по форме. Впрочем, возможно, так же и “Изабель” и что-то еще. “Пасторальная симфония” производит впечатление, но лично мне, сколько помню, не так уж и понравилась. Само название, впрочем, косвенно - очень косвенно, это скорее моя ассоциация - предвосхищает “Фальшивомонетчиков”, вот уж вовсе неординарное произведение. Какая, казалось бы, связь? Речь о музыке. Одна из необычностей “Фальшивомонетчиков” заключается в том, что Жид пытался построить это произведение музыкально, он попробовал применить правила построения музыкального произведения к произведению художественному. Отчасти поэтому “Фальшивомонетчики” получились такими необычными. Хотя все равно кажется, это задача непосильная, как сделать предстательством слов анданте или скерцо? Могут ли быть похожи роман Жида и вещи Баха? В общем, этот момент весьма тонок.

Впрочем, вернемся к “Яствам”. Жид зачастую уникален тем, что он отвечал на собственные произведения. Его следующее произведение устраивает полемику с предыдущим. Но это не так, как у Камю. Камю реализовывал одну и ту же тему, будь то бунт или абсурд, в разных жанрах, в жанре ли философского эссе или в жанре романа, либо в пьесе. В то время как Жид, используя разные жанры, предоставляет нам другую точку зрения на ту же тему. В “Имморалисте” (сколько можно судить по заметкам о Жиде, и в “Сауле” тоже) Жид обрушился на свои же “Яства земные”, он показал к чему приводит “гедонизм” и “эгоизм”. За удовольствия всегда приходится расплачиваться. Другой пример триптиха, чтобы не сказать трилогии, ибо трилогия не представляет собой противоречащих друг другу произведений, явился на свет тремя десятилетиями спустя. Это связанные между собой “Робер”, “Урок женам” и “Женевьева, или незавершенная исповедь”. Здесь Жид рассказал одну и ту же историю сначала с точки зрения женщины, потом с точки зрения мужчины - он было ограничился этим, - а потом и с точки зрения другого поколения. Я смотрю, вместо рассказа о Жиде, у меня вышел какой-то разбор полетов. Что ж, видимо, само его творчество этому способствует. И хоть я не могу назвать Жида любимым писателем, лишь одним из, нового мира, как Пруст, Кафка или Маркес - пожалуй, можно сюда прибавить Бальзака и Камю - он мне не открыл, но исследовать уже открытое тоже очень интересно. Недавно перечитывал “Фальшивомонетчиков”, ибо успел несколько их подзабыть, это не такое просто чтение, чтобы не забыть его, когда читаешь по полсотни книг в год. Проблема обильного чтения в том, что всего потом не упомнишь. Мне кажется, какие-то сцены из “Фальшивомонетчиков” перемещались у меня со сценами из “Портрета художника в юности” Джойса (тоже вот почти не помню это произведение). Сейчас мне кажется, что в чем-то эти произведения похожи. Чтобы разобраться, надо теперь перечитать Джойса. Впрочем, у меня и так в очереди дюжина книг.

писатели

Previous post Next post
Up