Оскар Уайльд - Портрет Дориана Грея (1890)

Nov 22, 2010 15:20



"Портрет Дориана Грея" - это единственный роман Оскара Уайльда. Роман блистательный, с художественной точки зрения это верх изящества. Возможно поэтому, когда я читал его первый раз, то автор показался мне несколько слишком себе на уме, этаким позером, но со временем я признал все достоинства этого произведения, это действительно ювелирная работа мэтра. О самом романе сейчас высказываться не буду. Думаю и без того эта книга, которую читал (или прочтет для себя) каждый (кто интересуется литературой, естественно). Помнится, когда я его читал, то сначала подумал, что это в том числе своеобразный вариант на тему "Шагреневой кожи". А недавно вот прочитал один из рассказов Эдгара По, и очень живо представил, что именно у него Уайльд заимствовал идею относительно портрета, хотя сам Уайльд, если я не запамятовал, как-то говорил, что идею ему подбросил реальный прототип художника Бэзила (сейчас, увы, больших подробностей не вспомню).
В википедии среди прочего прочел, что роман был написал за три недели, и мне это показалось весьма сомнительно, хотя с другой стороны, это весьма возможно при одержимости произведением. В некотором роде можно позавидовать Оскару. Вообще это почти рекордные сроки, совсем не те десять лет, что, скажем, Сэлинджер писал свой единственный роман.
"Портрет Дориана Грея" - это кладезь афоризмов и просто интересных мыслей. Когда читал, то чуть ли не на каждой второй странице отмечал для себя карандашом интересные замечания (плюс те замечания, которые могли пригодится просто для какой-то моей писанины). Следует признать, что перечитывал Грея в корыстных целях, для работы над своим "Целителем".

1) Доказать можно даже неоспоримые истины.
2) Того, кто создает нечто бесполезное, может оправдать лишь безмерное восхищение своим творением.
3) Подлинная красота заканчивается там, где начинается интеллектуальность. Интеллект уже сам по себе аномалия, ибо нарушает гармонию лица.
4) Гораздо безопаснее ничем не отличаться от других
5) Важна сама мысль, независимо от того, насколько искренен человек, ее высказавший. Более того, ценность любой мысли тем выше, чем менее искренен тот, у кого она появилась, ибо в этом случае она не отражает его личных интересов, желаний и предрассудков.
6) Художник, создавая прекрасное произведение искусства, не должен вносить в него ничего из своей личной жизни. В наш век люди привыкли относиться к творению художника как к своего рода автобиографии. Мы утратили абстрактное чувство прекрасного.
7) Спорят только те, у кого не слишком много мозгов.
8) Те, кто верен в любви, знают ее лишь с банальной стороны. Драматическую же сторону узнают только те, кто в любви непостоянен.
9) Если бы каждый из нас жил по-настоящему полной жизнью, давая выход всем своим чувствам, не стесняясь выражать все свои мысли и доводя до реального воплощения все свои мечты, - человечество снова узнало бы, что такое радость бытия.
10) Красота - одна из форм Гениальности, она даже выше Гениальности, ибо не требует, чтобы ее объясняли. Она - одно из великих явлений природы, подобно солнечному свету, приходу весны или отражению в темной воде этой серебряной раковины, которую мы называем луной. Красота не может подвергаться сомнению. Она обладает священным правом на абсолютную власть, и те, кто наделен ею, сами становятся властелинами.
11) Подлинная тайна мира заключается в том, что мы видим, а не в том, что сокрыто от наших глаз.
12) Молодость - единственная ценность в жизни. Когда я замечу, что начинаю стареть, я покончу с собой.
13) Простые удовольствия - последнее прибежище для непростых натур.
14) Даже когда речь идет о любви, верность можно считать вопросом чисто физиологическим, ничуть не зависящим от нашей воли.
15) Люди, подверженные филантропическим идеям, не имеют представления о человеколюбии.
16) Как же много нужно в мире страданий, чтобы расцвел самый скромный цветок.
17) Платон - художник в логическом царстве мысли.
18) Подобно всем тем, кто старается полностью исчерпать предмет своего красноречия, он гораздо раньше исчерпал терпение своих слушателей.
19) Откровенное здравомыслие невыносимо. Руководствоваться одним лишь разумом - в этом есть что-то вульгарное. И крайней неразумное.
20) Ведь парадоксы прокладывают нам путь к истине, и, чтобы познать цену реальности, мы должны увидеть ее балансирующей на цирковом канате. Об истинности истин мы можем судить только тогда, когда они становятся акробатами.
21) Я могу сочувствовать чему угодно, кроме страданий. Страдания не вызывают у меня сочувствия. Слишком они отталкивающи, слишком ужасны, слишком удручающи. В нынешней моде сочувствовать страждущим есть что-то в высшей степени нездоровое.
22) Человечество относится к себе уж слишком серьезно. Это его первородный грех. Если бы пещерные люди умели смеяться, история пошла бы совершенно по иному пути.
23) В наши дни большинство людей умирают от все более овладевающего ими благоразумия, и, только когда уже слишком поздно, они начинают сознавать, что единственное, о чем человек никогда не жалеет, - это его ошибки.
24) Пунктуальность - вор времени.
25) В наши дни люди всему знают цену, но ничего не умеют ценить.
26) Женщины никогда не бывают гениями. Они чисто декоративный пол. Им нечего сказать миру, но говорят они это очень мило. Женщины являют собой торжество материи над разумом, а мужчины - торжество разума над моралью.
27) Женщины всегда будут любить вас самого, а вы всегда будете влюблены в саму любовь.
28) Люди часто отдают другим то, в чем сами больше всего нуждаются.
29) Когда человеку кажется, будто он экспериментирует на других, на самом деле он экспериментирует на самом себе.
30) У женщин лучший способ защиты - нападение, а лучший способ нападения - внезапное и необъяснимое отступление.
31) В детстве мы очень любим родителей; взрослея, начинаем их осуждать, а вот прощаем их не так уж часто.
32) Вообще-то я, как ты знаешь, не сторонник брака. Главный его недостаток в том, что он делает человека неэгоистичным. А люди неэгоистичные бесцветны, им не хватает индивидуальности.
33) Только два типа людей по-настоящему интересны - те, кто знает о жизни решительно все, и те, кто о ней решительно ничего не знает.
34) Женщины переносят горе легче, чем мужчины - так уж они созданы!
35) Он пытался собрать воедино алые нити жизни, соткать из них какой-то узор, отыскать свой путь в пламенном лабиринте страстей, в котором заблудился.
36) Отпущение грехов дает нам не столько священник, сколько сама исповедь.
37) Человек должен вбирать в себя краски жизни, но ни в коем случае не помнить ее подробностей. Подробности всегда банальны и вульгарны.
38) Совесть всех нас делает эгоистами.
39) Женщины - существа, наделенные примитивными инстинктами.
40) В наш век люди слишком много читают, чтобы быть мудрыми, и слишком много думают, чтобы быть красивыми.
41) Только одиноким людям нужны годы, чтобы забыть о каком-либо чувстве или впечатлении. Человек же, умеющий владеть собой, расстается с печалью так же легко, как и находит новые источники радости. Я не собираюсь быть рабом своих переживаний. Я хочу извлечь из них все, что можно, и насладиться ими. Хочу властвовать над своими чувствами.
42) Не могу же я одно и то же чувство пережить несколько раз.
43) Стать наблюдателем своей собственной жизни - значит уберечь себя от страданий.
44) Искусство в гораздо большей степени скрывает художника, чем раскрывает его.
45) Наверно, никогда не стоит пытаться выразить в словах, как боготворишь человека.
46) Прошлое можно изгладить раскаянием, забвением или отречением от него, грядущее же неотвратимо.
47) В любого рода радости, как и во всяком другом удовольствии, почти всегда кроется нечто злое.
48) Чем больше он узнавал жизнь, тем больше хотел узнать что-то новое. Чем больше он поглощал, тем более ненасытным становился.
49) Культ чувства осуждается достаточно часто и вполне справедливо, ибо люди инстинктивно боятся и страстей и ощущений, который могут оказаться сильнее их, тем более, что, как всем известно, эмоции и интенсивные переживания свойственны и низшим существам.
50) Гедонизм - это, собственно, и есть жизнь страстей, дающая такой опыт, а не плоды его, будь они горькие или сладкие. В нашей жизни не должно быть места ни аскетизму, умерщвляющему чувства, ни вульгарному распутству, их притупляющему. Гедонизм должен научить людей наслаждаться каждым мгновением жизни, ибо и сама жизнь - лишь приходящее мгновение.
51) В иные минуты Дориану Грею казалось, что вся история человечества - лишь летопись его собственной жизни, но не реальной, определяемой обстоятельствами, а той, которой он жил в своем воображении, с порожденными его фантазией мыслями и страстями.
52) Taedium vitae - страшный недуг тех, кому жизнь никогда ни в чем не отказывала.
(Taedium vitae - отвращение к жизни, равнодушие к ней)
53) Пожалуй, человек ведет себя естественнее всего тогда, когда вынужден притворяться.
54) Женщины любят нас, мужчин, за наши недостатки, и, если этих недостатков достаточно много, они готовы простить нам что угодно, даже наш интеллект.
55) Мужчина может быть счастлив с любой женщиной - но только если он ее не любит.
56) Умеренность - в высшей степени пагубная привычка, подобная прозаическому обеду, тогда как неумеренность - это праздничный пир.
57) Безобразие мира - это единственная реальность.
58) Ему кажется, будто по нему ползают рыжие муравьи.
59) Пиво, Библия и семь смертных добродетелей - вот что сделало нашу Англию такой, какова она есть.
60) Скептицизм - это то, с чего начинается Вера.
61) Все хорошие шляпки создаются из ничего.
62) У нас залогом популярности является одна лишь посредственность.
63) Я всегда был слишком занят собой - и вот уже стал самому себе в тягость.
64) Замечательный город, должно быть, этот Сан-Франциско - как видно, он обладает всеми достоинствами потустороннего мира!
65) В наше время человек все может пережить, кроме смерти. Есть только два явления, которые и в нашем, девятнадцатом, веке все еще остаются необъяснимыми и ничем не оправданными: смерть и вульгарность.
66) Кто к жизни относится как художник, тому мозгом служит душа.
67) Музыкальная фраза из пьесы, которую вы давно уже не играли, - вот от каких мелочей зависит течение нашей жизни.
68) Так называемые “безнравственные романы” - это всего лишь те книги, которые показывают миру его пороки, вот и все.

Второй заход:

69) Только согрешив, можно избавиться от соблазна совершить грех, ибо осуществление желания - это путь к очищению.
70) Ах, до чего же это увлекательно - оказывать воздействие на других людей!
71) Талантливые же личности живут только тем, что творят, поэтому сами по себе неинтересны. Великий поэт - подлинно великий поэт - самое непоэтичное существо на свете. Но второразрядные поэты - люди просто обворожительные.
72) Свои собственные изыскания он начал с того, что подверг вивисекции самого себя, а закончил тем, что стал подвергать вивисекции других. Жизнь человеческая - вот что казалось ему единственно достойным предметом для изучения. В сравнении с этим все остальное вряд ли чего-то стоит.
73) Никакая цена не может быть слишком высокой за любое ранее не изведанное ощущение.
74) Красивые грехи, как и красивые вещи, - привилегия одних лишь богатых.
75) И любовь и искусство - лишь формы подражания.
76) Каждое его согрешение будет ложиться пятном на портрет и разрушать его красоту.
77) Благия намерения - это не что иное, как тщетные попытки идти против законов природы.
78) Вечная молодость, неутолимая страсть, наслаждения утонченные и запретные, безумие счастья и безумие греха - все это он должен изведать!
79) Мелкие горести и неглубокая любовь живучи. Великая любовь и великое горе гибнут от избытка своей силы.
80) Самое ужасное на свете - это скука. Вот единственный грех, которому нет прощения.
81) Какими мы были, такими и останемся до конца дней своих.
82) Искусство не влияет на действия человека, - напротив, оно парализует желание действовать.

уайльд, цитаты

Previous post Next post
Up