Абырбырсинские приключения. Эфиопия. Север. Горы. 1-4 января

Feb 12, 2019 14:35

7 день - 1 января - вторник

В Бахир Дире нас встретил новый гид - Мики, на более менее хорошем драндулете. Погрузились в минивен и отправились встречать закат на какой-то местный вьюпоинт. По дороге Мики рассказал, что Бахир Дир - третий по величине город в Эфиопии, после Аддис Абабы и Айваши -  500 тыс жителей.
      Закат встретили, после чего поехали заселяться в наш отель. Отель оказался такой крутой, что прям неожиданно. Вообще после Юга, Север - это прям цивилизация. Большие отели, широкие дороги, дорогие рестораны. На дорогах ездят тук-туки голубого цвета, но мы так ни разу не прокатились.
      Мики отвел нас на ужин в ресторан неподалеку. Сначала нам все понравилось, но потом долги разбирались со счетом (в котором оказался ужин Мики) и еще на следующий день несколько человек валялись с отравлением сырым мясом.
      После ужина Мики предложил нам посетить танцевальное шоу. Мы с радостью согласились. Формат заведения таков, что на сцене танцуют и поют, а зрительный зал - это обыкновенный ресторан со столиками.  Попили пива, посмотрели местные танцы. Очень интересно. Выяснилось, что в то время как народности юга танцуют активно попой, на севере двигают плечами, очень необычно смотрится (см видео ниже). Причем среди зрителей подтанцовывали в основном мужчины, а женщины сидели и смотрели. Всё наоборот по сравнению с Россией.
      Увидели воочию музыкальный инструмент - масинко - который изображен на многих картинах и фото.
      Около 12 вернулись в отель.

8 день - 2 января - среда

Ночевать в крутом отеле было приятно (Hotel Jacaranda - его можно забукать самостоятельно через сайт, но нам всё бронировал Эфрем). Утром немного полюбовались видом на озеро, открывающемся кстати не тока из нашего, а из всех номеров. Завтрак в виде шведского стола, который к тому же работал точно с 6 утра, позволил почувствовать себя в цивилизации. Мики приехал вовремя и сам, без нашего утреннего звонка, - прям чудеса 😊 На этом подарки закончились. Несмотря на то, что лодка на озере Тана у нас была на 6.30, капитан и гид пришли только в 7.00. Ехать от отеля до пристани минут 5, т.е. пришлось прилично подождать.

Ехать на лодочке было приятно. Однако утренний морозец вместо бодрящего эффекта наводил на нас сон, поэтому слушали рассказ гида только самые стойкие, т.е Лена. То немногое, что запомнилось мне:
 - Бахир Дар является столицей региона Амара, в котором проживает 30 млн человек,
- много заводов, производящих текстиль, масло и другое,
- 70% христиане, 25% мусульмане, 5% остальные разные религии,
- на древнем языке, называемом «гис», слова Тана означает «fly back by cloud»,
- в озере Тана много разных птиц, нет крокодилов, но есть бегемоты (они далеко, мы туда не доплывали),
- озеро неглубокое - максимум 15м.

За сном/болтовней полтора часа пролетели незаметно, и мы приплыли в первый монастырь. Всего на островках озера 35 монастырей, но мы планируем посетить лишь три, которые рекомендует интернет и которые не сильно далеко находятся.
      Первой к посещению для нас стала церковь Entos Eyesus. Островок маленький - кроме нас из людей видели только двух монахов и одну монахиню. Церквушка тоже маленькая, но весьма интересная и аутентичная. Перед ее посещением зашли в еще одну мини церквушечку (5 квадратных метров). Местная монахиня рассказала (с помощью гида-переводчика), что церковь построена в 14 веке. Показала нам книгу, написанную на древнем языке гис. Книга якобы оригинал 14 века. Что в ней написано, она не знает, т.к. в церковных школах обучаются только мужчины. Мужчины поступают в школу в 7 лет и учатся лет 20, всё это время живя в хижинах.
      Вообще Эфиопия приняла христианство в 34г н.э., когда ее посетил некий римлянин Бакос, обративший в веру Аксумского императора, и его сына. Позднее тот сын, уже будучи императором, посетил иерусалимские земли, пожил там, и вот поэтому эфиопское православие считается очень похожим на иудаизм.
      В церкви еще мое внимание привлекла висевшая на стене шкура питона. Говорят, раньше было много змей в этих местах, и люди их кушали. Но потом Бог прогнал всех змей с островов озера Тана.
      После мини церквушки посетили знаменитую Entos Eyesus. Ждали монаха, чтобы кто-нибудь открыл дверь. Всего на острове живут 35 монахинь и 5 монахов. Жизнь этих людей весьма проста - молятся 7 раз в день, когда колокол позовет. Кушают только воду и хлеб. Мясо три раза в год по праздникам. Службу ведут только монахи.
      Вход в церковь, как и в большинстве случаев, раздельный для мужчин и женщин. Много красивой росписи внутри, всё современное.
Поплыли дальше. Гид продолжал рассказывать:
- Слово Эфиопия произошло от имени одного из детей Ноя. Хотя википедия утверждает, что греки так называли всех темнолицых, живущих южнее Египта (т.е. современная территория Судана и Эфиопии).
- Когда молятся, водят руками лево-право, что означает грех-рай.
- Молятся все эфиопцы, даже наш гид молится дважды в день по 30-40 мин.

Через полчаса приплыли к следующей церкви - Azua Mariam, которая построена в 14 веке. Azua - имя деревни, Mariam - Мария. Этот остров уже побольше - здесь проживает 12 тыс человек. Вдоль дороги к церкви раскинулись ларечки, продающие всякие сувениры.
      После осмотра церкви отправились к следующей - Ura Kidane Mihret, которая тоже относится к 14 веку. Почти все церкви и монастыри озера Тана построены в это время. Дорога занимаем около 20 минут, и всё это время идешь мимо сувенирных лавок. В церкви видели интересные барабаны, их используют по воскресным службам.

3. Такой формы все церкви

5. Барабаны не для красоты. Их используют по воскресным службам. Священники ходят по городу, играют в барабан, привлекают народ

6 Местный художник

7 Все краски натуральные

9 Жарка зерен кофе

Около часа плыли назад, и примерно к 12 ч вернулись.  Мики поехал встречать Олю в аэропорт, а мы за это время пообедали в кафешке на пристани. Дороговато и так себе еда. Удивило, что даже около озера нельзя найти свежую рыбу.
      Выдвинулись в сторону Гондара. Ехать часа 3. Кто-то спал в дороге, а кто-то жутко любопытный пялился на осликов и коров, встречающихся по пути. Люди здесь выглядят не так, как на Юге - здесь они больше похоже на арабов. Часто встречаются мечети.

Примерно в 16,30-17,00 мы уже гуляли по Гондару и осматривали вместе с местным гидом замок императора Фасилидаса (Fasilides Castle) и прилегающие бани. Весь комплекс был построен в 16-18 веках, когда Гондар был столицей. Фасилидас как раз Гондэр и основал и сделал столицей. Не помню, писала ли я раньше, что первой столицей Эфиопии был Аксум, потом Лалибела и потом Гондар.
      Сейчас весь центр Гондэра входит в наследие Юнеско. После папуасиков с Юга страны нам было необычно видеть настоящий большущий замок, с толстыми стенами, башнями, множеством залов внутри и т.п.
      Т.к. осталось время, то посетили небольшую деревянную церковь Debre Berhan Sillasie Church, относящуюся к 18 веку. Церковь знаменита своими росписями на потолке, изображающими ангелов - популярное в Эфиопии изображение.
      Помимо истории дворца, гид также рассказал, что флаг Эфиопии имеет цвета с пояса Марии. Однако есть нерелигиозная трактовка цветов, где зеленый - это плодородные почты, желтый - яркость, веселье и равенство, красный - кровь и отвагу.

10 Fasilides Castle

11 Debre Berhan Sillasie Church

12 Потолок внутри

9 день - 3 января - четверг

В 6.30 позавтракали на террасе отеля с видом на округу. Вкусно. Красиво. Приятное утро. Около 7ч выехали в сторону Сименских гор (Simien National Park). Дорога серпантинистая и безумно красивая. Также утром интересно наблюдать всякие жанровые сценки - как коровы/лошади вспахивают землю в отсутствие спец техники, как на осликах перевозят грузы и т.п. Присвоила 1ое место в моем личном рейтинге красивых дорог в Эфиопии. Жаль, я еще спала и ленилась тормозить Микки и вылезать из машины фотографировать. Дорога в моей памяти навсегда.
      Через полтора часа мы уже были в Дебарке. Там нам выдали какие-то бумажки на вход в парк, а также погрузили в машину всё необходимое оборудование для ночевки в горах. Это заняло время, которое мы провели в прогулке по деревне и в распитии вкусных фрешей в придорожном кафе. Также к нам в машины добавились скаут и повар. В 10ч тронулись в дальнейший путь.
      Еще по плану мы должны были пересесть из минивена в более маневренные джипы, чего не произошло. Читайте дальше, каким боком это вылезло впоследствии.

Виды снова были красивые, так что дорога совсем не утомляет.
      Еще то ли до, то ли после Дебарка, увидели местный рыночек и сделали 10-15мин остановку на фото. Как же мне повезло с попутчиками, что они не возражали!!!

В 11ч вышли на трек в местечке Buyit Ras. Можно было и от Дебарка идти, но мы не хотели слишком длинного трекинга, так что выбрали самый интересный кусочек, а всё остальное - на машинке.
Солнце пекло сильно, но не сказать, что прям жара, потому что ветер тоже сильный. Для трекинга комфортно. Идти не тяжело, без резких подъемов и спусков. И это не какой-то техничный / спортивный трекинг, это скорее прогулка. Идешь, любуешься красивыми видами, фотографируешь, наблюдаешься за геладами обезьян, встречающихся то тут, то там. Гелады - это основная достопримечательность парка. Их всего около 35 тыс. Живут 13-15 лет. Примечательно, что они не боятся людей и подпускают к себе довольно близко. Трогать их запрещено. И они тоже людей никогда не трогают, живут своей жизнью.

29 В горах нас развлекали не только геллады, но местные дети, продающие вот такие самодельные подставки под горячее

Мы шли ооочень медленно, фотографировали ооочень  много, делали остановку на покушать и потому пришли на базу в Sankander только к 16ч, хотя идти там вроде как всего 2ч. Идти быстро смысла нет, т.к. делать в лагере все равно нечего. Хотя интернет там ловит, так что не совсем изоляция от мира.
      Лагерь Sankander находится на высоте в 3200 и вечером/ночью там очень холодно. Поэтому основным нашим занятием весь вечер были попытки согреться. Палатки и спальники там выдают. Но спальники на +10+15, хотя на улице около 0, так что лучше привозить свои, а не мерзнуть, как мы.
      У каждой группы был не только свой гид и скаут, но и свой повар. Хотя еда примерно одинаковая у всех. После ужина сидели у костра. Болтали. Местные включили какую-то музыку. Любовались звездным небом.
      Перед уходом на сон обсуждали с Микки планы на завтра. В программе у нас был переезд до следующего лагеря - Chenek - высота 3700, и прогулка там. Идти пешком у нас ни времени, ни желания не было. Chenek хотелось посетить потому, что там красивые виды, и так же можно увидеть больше животных. Как выяснилось, у гидов другие планы - свалить рано утром, вернуть нас побыстрее в Гондэр и пойти отдыхать. Пришлось ругаться. В итоге выяснилось, что на нашем минивене в Ченек нельзя, только на джипе. Какого фига, спрашивается, мы приехали на минивене вместе двух джипов, если Эфрем клятвенно обещал Ченек? - Правильно, Эфрем сначала обещал побольше, чтобы получить с нас деньги, а потом экономил как мог, и два джипа явно было бы дороже.       Договорились на то, что нас немного подкинут на минивене, а дальше мы пойдем пешком.

30 Местный знак

10 день - 4 января - пятница

Завтрак был в 7 утра, хотя мы все встали раньше, т.к. очень холодно. Если б не холод, то ночевка в горах мне понравилась. Романтика.
      Микки довез нас на минивене до начала плохой дороги и дальше мы пошли пешком. Идти 40 мин по пыльной дороге было неприятно, но тропинки все были далеко. Ченек нам понравился. Во -первых, как место к посещению, т.к. красивые виды, скамеечки для сидения и любования этими самыми видами, и еще мы увидели вдалеке каких-то горных козлов. Во-вторых, ночевать однозначно нужно было здесь. Помимо палаток, есть и комнатки, более цивильный туалет, обезьяны прям около лагеря, и рассветные - закатные виды красивее и доступнее. Берите на заметку!

31 По дороге на Ченнек

34 Отобрали ружье у охранника

К полудню вернулись в Санкабер, где пообедали, и около 13ч двинулись в обратный путь. К 16.30 были уже в отеле. Дорога снова меня порадовали своей живописностью и сценками из жизни эфиопов. Например, видели двух дерущихся во дворе чьего-то дома быков, и как мужик разнимал их голыми руками. Еще как разные птицы соревновались за тело помирающего ослика. Еще как на лошадках вспахивают землю. Еще много ярких домов. И церкви, и мечети вперемежку.
      В отеле все разошлись по своим делам. Я после душа сходила на почту и отправила домой открытку. Потом Мики, Аня и я ужинали в известном местном ресторане. Вкусно, но не дешево - блюда по 150-180быр. Мики рассказал, что север вообще дороже юга, и что Гондэр самый дорогой город на севере. Например, снять тут дом в 20 квадратов стоит 1500 быр (3500 руб), а если в доме есть кухня и ванна, то вдвое дороже. В квартирах жить не принято.
      Потом посетили небольшую кофейную церемонию. Дешево и сердито, но все равно вкусно. Умеют они кофе готовить. Содрали с нас по 200 быр, из которых половина наверняка Мики в карман. Такая вот арифметика у них J
      После кофе ребята, кто еще не ужинал, отправились кушать, а я отдыхала в отеле.

11 день - 5 января - суббота

Не спеша позавтракав с 6.30 до 7.00 и снова насладившись видами с террасы, мы с Леной отправились прогуляться по городу. У нас было в запасе полтора часа до приезда Мики.
      Были удивлены толпами на улице. Прям как в метро в час пик. При это абсолютно все в белых одеяних. Всё-таки рождество в Эфиопии - это не только праздник для верующих, здесь это касается каждого.
    Кто-то спешил в церковь, кто-то на рынок (по субботам рыночный день). Большинство совмещали. Мы тоже J Сначала заглянули в церковный комплекс около отеля, а потом посетили рыночек.     Идти до рынка минут 5-7 от отеля, но за счет толп получилось минут 15. По дороге видели много священников, зазывающих через рупор людей получить благословение за 1 быр. Еще видели много молящихся людей прям посреди улицы, т.к. почти во все церкви было не протолкнуться. Однако протиснуться и поцеловать стену вокруг церкви более реально, и люди довольствуются этим.

48 Этих тоже на продажу ведут

Выехали из отеля в 8.50 и в 9.20 были в аэропорту. Т.к. время до вылета еще было, то посетили местные сувенирные лавки. Ничего особенного обнаружено не было - всё то же самое, что и в лавках на озере Тана.