Абырбырсинские приключения. Эфиопия. Север. Лалибела. 5-7 января

Feb 16, 2019 14:34

11 день - 5 января - суббота

В 10.30 мы уже были в Лалибеле. Лететь всего полчаса, и я рада, что мы выбрали перелет вместо 12ч путешествия на авто. Перелет конечно стоит 30$, зато экономит время, силы и радует красивыми видами из иллюминатора. По информации от других туристов, данная дорога на машине не особо живописная.
      В аэропорту мы были встречены местным гидом Мендесом. Увидев новенький минивен Мерседес мы конечно же обрадовались. Наконец-то классная машина! Позднее мы узнали, что это не Эфрем расщедрился нас порадовать, а машина была бесплатным трансфером от отеля.

До отеля Top Twelve Hotel (как, впрочем, и до всех остальных, т.к. всё рядом) ехать около получаса, причем ехать по красивой горной дороге.  Отель шикарный - с большими номерами, балконами с панорамным видом и с отличными завтраками. Лучший отель за поездку. На Севере все отели у нас были классные.  Хорошо, что Север случился после Юга, а то после таких крутых отелей Юг нам показался был совсем помоечным.

Обедали в кафе «для белых», которое держит бабушка из Шотландии. Оно тут одно, и все его знают. Бабушка содержит кафе на пенсию. Живет в Лалибеле уже лет десять - раньше приезжала добровольцем помогать, а после выхода на пенсию переехала сюда навсегда. Кафе с хорошим видом и хорошим (по эфиопским меркам) сервисом и едой. Хотя у официантов туго со счетом, как и у всех остальных эфиопов. Женщина рассказала, что как не старалась, но даже закончивших школу эфиопов научить считать не удалось.

2 Красивый номер отеля

После обеда, т.е. уже часам к 3, пришли на рынок. Стоит отметить, что расстояния в городе маленькие, и везде можно ходить пешком. Наверно именно поэтому, авто у нас не предполагалось на время Лалибелы.
      Рынок проходит каждую субботу, но «рождественский» с особым масштабом. Еще по дороге от ресторана до рынка нас поразили толпы на улицах. Т.е. просто идти было невозможно - нужно было протискиваться. Все три дня в Лалибеле я себя чувствовала, как в московском метро в час пик. Гид пояснил, что население города всего 35 тыс, в том время как на Рождество сюда приходит/приезжает в два раза больше. Причем большинство паломников пребывает налегке - с котомкой и ковриком, которые они расстилают прям посреди улицы и спят. Отели для туристов по 50-100$ ночь большинству эфиопов не по карману (это средняя месячная зп). Бюджетные отели и комнаты расходятся быстро и просто не способны вместить всех желающих. Поэтому на Рождество в Лалибеле тесно, шумно, но колоритно.
      Рынок представлял собой типичный азиатский/африканский рынок, на котором можно купить всё, начиная от винтика и заканчивая коровой. Несмотря на то, что он не большой и весьма однообразный, 2х часовая прогулка пролетела незаметно. В такой толпе быстро не побегаешь. Ловить кадры и одновременно следить за рюкзаком, и чтобы не бить сбитой ослом тоже нелегко, но весело. Рынок всем рекомендую к посещению.

После рынка приступили к осмотру знаменитых каменных церквей (входной билет во весь комплекс стоит 50$ и у нас входил в стоимость тура).  Всего в  Лалибеле 11 церквей. Все они однотипны в том смысле, что все каменные, вырублены в скале и в одно и тоже время - в 13 веке. Строили их не снизу в верх, как обычно, а именно вырубили в скалах вниз. Эти церкви уникальны - других таких в мире нет.  Весь комплекс всходит в наследие Юнеско. Иногда его даже называют 8м чудом Света. Поэтому каждый год тысячи туристов посещают Лалибелу именно ради посещения знаменитых каменных церквей.
      Чтобы хорошенечко осмотреть все церкви приезжать сюда конечно же нужно не в праздник. Т.к. все эти тысячи паломников сосредоточены вокруг 11 церквей - что превышает вместимость сооружений в разы. Зато в праздник совсем другая атмосфера. Ведь это не какое-то показушное мероприятие для туристов - все эти люди приходят сюда каждый год, они идут километры пешком, спят на камнях, ради того, чтоб прикоснуться к святому месту.  Хоть Эфиопия и православная, но Рождество здесь совершенно другое, чем мы привыкли видеть в России.
      Еще интересно, что сейчас в Эфиопии апрель. Получается, их Рождество совпадает по датам с католической Пасхой, а не с Рождеством в России.
Первым делом посетили знаменитую церковь Св.Георгия (St. George church), которая вырезана в форме креста. Церковь была построена в рекордные сроки - за 23 года. По приданию, днем строили люди, а ночью помогали ангелы.  Про церкви нам много что рассказывали, но я ничего не помню :(  Поэтому никаких интересных историй  вы в этом отчете не найдете, покажу только картинки. Люди меня все-таки интересовали больше, чем камни.
      Чтобы попасть в церковь, очередь надо занимать за несколько дней, т.к. эфиопы практически спят и живут в очереди. Поэтому всех туристов проводят либо через выход, либо еще как-то в обход.       Так мы проходили во все церкви, и таким же образом водили все другие гиды своих туристов.
После посещения церкви Св Георгия, мы отдыхали в отеле и ужинали. До отеля идти 15 -20 мин пешком.

17 Вот так спускаться нам предложил гид - вертикально вниз по отвесной стене. Хорошо, что местные подсказали дорогу в обход.

18, Т.к. все церкви вырублены вниз, то подняв голову, все время видишь тысячи следящих за тобой глаз

Культурная программа на сегодня у кого-то закончилась, а кто-то еще посетил ночную церемонию в церкви Бете Эмануэль (Bete Emanuel church). Это вам не крестный ход по морозу. Тут танцуют, поют, играют в барабан. Очень интересно! Жалко, что помещение церкви нещадно мало, чтобы вместить в себя всех желающих. Помимо нас, было еще несколько белых лиц. К вопросу об организации: если у вас хороший гид, то возможно он сам составит насыщенную программу и предложит всякие интересности наподобие ночных церемоний. Но мы сами искали всю информацию в интернете и потом заявляли гиду, куда хотим.
      Церемония начинается около 22ч и идет несколько часов. Попасть в церковь было целой эпопей, т.к., во-первых, нужно идти в темноте по спящим на земле телам, а во-вторых долго искали обходные лазейки. Мы посмотрели всего полчаса и ушли. Было уже поздно, эмоции переполняли и хотелось спать.

12 день - 6 января - воскресение

19. Сфотографировала вид из номера на рассвете

Сегодня утром для желающих предлагалась поездка в горный монастырь Ашетен (Monastery Asheten). Выходить нужно было в 7 утра, поэтому согласились не все. Гид опоздал на полчаса, зато мы спокойно успели полакомиться вкусными блинчиками на завтрак. Выйдя из отеля, машины мы не обнаружили. Вот тогда-то и стало ясно, что крутой минивен - не наш. Гид объяснил, что нужно идти на центральную площадь, и оттуда он возьмет тук-тук. На наши недовольства, он усиленно объяснял, что тук-тук бесплатно. Как будто мы не знаем, что тук-туки стоят копейки, а наше недовольство вызвано отсутствием нормального транспорта.
      На площади, несмотря на раннее время, жизнь кипела вовсю. Тук-тук найти не составляло труда, т.к. их там полно. Только вот к этому монастырю на тук-туке ездят только ненормальные. Ехать полчаса по крутому горному серпантину, по грязи и пыли - мы были в шоке, но деваться было некуда. Все местные приезжают туда на автобусах или в кузовах грузовиков, а туристы - на джипах и минивенах. Наш тук-тук произвел фурор! Мы были так рады, что добрались живыми, и даже толстый слой пыли, покрывающий нас с ног до головы, не омрачал нашей радости.
      Пройдя минут 10-15 от стоянки, уперлись в конец очереди. Очередь простиралась вперед на сотни метров и несколько часов стояния. Гид не растерялся и предложил лезть вне очереди. Мы-то были не против, только вот вариантов обойти очередь не было. Тропинка с 1м ширины быстро перешла в 20-30см, видимо рассчитана на миниатюрных эфиопов. Меня снова удивило, как развиты у них навыки лазания по горам. Монастырь находится высоко в горах. Стояла и смотрела, как десятки людей карабкаются вверх по отвесной скале, чтобы влезть без очереди.

20. Монастырь где-то воооон там далеко справа

Монастырь не посмотрели, зато покатались на тук-туке. Часам к 10 вернулись в отель, воссоединились с остальной группой и позавтракали еще раз, за компанию. Завтраки очень вкусные!
      Не спеша отправились осматривать остальные церкви. Народа было так же много, как и вчера. Снова проходили во все церкви через выход. Хотя в некоторые даже так пролезть не удалось. Но мы не расстроились, т.к. все эти церкви сильно похожи, и посещения лишь нескольких нам вполне хватило. Происходящее на улице было более зрелищным. Например, абсолютно все эфиопы ходят завернутыми в белые тряпки, носят крестики, но при этом при приветствии говорят «салам». Еще у многих женщин видела тату на лице в виде креста.
      Рядом с одной из церквей застали мероприятие - я бы это назвала «концерт». Постояли послушали. Православие по-эфиопски какое-то веселое.
      Еще я хочу добавить, что прогулка по церквям, вырубленным вниз в камень, весьма специфична. Потому что дорог, как таковых, нет. Приходиться все время лазить по камням, без поручней и ступенек. Для меня это было тяжело, именно поэтому фотографий мало, т.к. все мое внимание было сфокусировано на том, как бы не навернуться.

23 Это разгар дня, все разбрелись и поэтому ходить можно спокойно. А вот ночью не пролезть. Видите на первом плане слева, это не тряпка лежит, это кто-то спит. И ночью весь город в таких телах, перемещаться не возможно.

41 Вот это пример хорошей тропы. Хотя вдалеке видно, что местами приходится лезть вверх-вниз. Есть же тропы вдоль обрыва и с сильным наклоном, так что сноровка и хорошая обувь для посещения Лалибелы обязательны

43 Лавка мясника

13 день - 7 января - понедельник

Сегодня утром мы отправились на еще одну церемонию - на этот раз в церкви Бете Мариам (Bete Mariam). Это церемония гораздо более разлекамирована, чем предыдущая, поэтому туристических групп было много. Пробираться снова пришлось долго и заходить через закрытые ворота. Вышли из отеля мы еще затемно, около 6 утра. Потом мы так и не поняли, зачем это было нужно, т.к. церемония началась только около 9 утра. Когда подходили к церкви, видели людей с фонариками. По -видимому, ночью была другая церемония,  в которой как раз и участвовали фонарики.       Утренняя церемония заключается в том, что красиво одеты церковнослужители ходят вокруг церкви и поют песни. Не сильно интересно. Ждали дольше, чем смотрели.

45. Ждем

46. Церемония

К 10ч вернулись в отель. Позавтракали, собрали вещи и выдвинулись в путь. Сегодня нам предстоял длительный переезд в городок Макале, из которого завтра начнется наш тур к вулканам. Помимо нас, город покидали многие паломники, поэтому на выезде образовалась пробка. И если мы, как белые господа, ехали на джипах, то эфиопы уезжали в кузовах грузовиков. Некоторые вообще шли пешком.

47. По домам

Есть два пути до Макале - основной по трассе и более туристический вариант через красивый горный район. Мы выбрали второй вариант и поехали через Секоту. В эту самую Секоту прибыли около 13ч и пообедали. Т.к. красивый участок дороги закончился, то мы по идее должны были вывернуть на основную трассу и часа за 3 домчаться до Макале. Но водители наши заплутали, и путь наш продолжился по петлявой пыльной дороге, и занял часов 7.  В Макале были около 21ч. Единственная радость, что встретили красивый закат в горах, и еще что проезжали небольшие нетуристические деревеньки. Дорога конечно красивая, но пыли мы наглотались полно, т.к. джипы были древние, кондиционеры не работали и ехали с открытыми окнами.