Последние толковые руководители бегут из Челябинска, так как «управление экономикой здесь не нужно», а губернатор Текслер неуместными просьбами на Госсовете закрывает возможности работы с Минфином и получения областью необходимых финансов. Это управление по-челябински: плохая осведомленность чиновников в ключевых вопросах, грубый расчет на то, что «война (ковид и санкции) все спишет», а Москва за все заплатит. Эти примитивные подходы обернутся для региона новыми потерями.
Начальник управления администрации Челябинска по экономике и инвестициям А.Руденко, назначенный заместителем главы города при С.Давыдове, а при Е.Тефтелеве пониженный до начальника управления (потому что замом главы надо было пристроить подругу мэра по комсомольской молодости Е.Мурзину, уволенную с поста областного министра) работает до 5 октября, а потом перебирается в московскую мэрию. Одним из последних факторов, определивших решение опытного и грамотного чиновника, стали сказанные ему слова заместителя и фаворита мэра Котовой Н.Рыльской о том, что она сильно сомневается в том, что управление экономики в Челябинске вообще нужно.
Это понятно, так как задачи «управления экономикой» в мэрии понимают предельно просто: вытрясти из области деньги, которые все меньше получается собирать в Челябинске, так как городской бизнес усилиями властей деградирует и бежит отсюда, а собирать обязательные платежи чиновники так и не научились (хлопотно, да и взятки им дают за прямо противоположное). Поэтому на днях мэрия решила взять кредит в банках на 3,6 миллиарда рублей (это больше трети доходной части бюджета), хотя все знают, что собственных возможностей вернуть эти деньги у города нет и не предвидится. Расчет, опять же, прост - губернатор даст, как всегда. Ведь ему тоже от мэрии бывают нужны разные мелкие, но важные услуги.
Однако на уровне области с деньгами теперь тоже полный швах (о настоящих размерах и причинах этой проблемы в понедельник
писал экономист Сергей Гордеев) - и Текслер также бесхитростно идет за ними к вышестоящему начальству.
Свидетельством такой немудрящей «экономической политики»
стало выступление челябинского губернатора в понедельник на Госсовете, в котором он попросил у президента Путина снять ограничения Минфина на «привлечение регионами дополнительных кредитов для покрытия дефицита». То есть разрешить решать проблемы падения доходов бюджета области не ростом здесь экономики, бизнеса и доходов населения (и налоговых поступлений соответственно), а безграничным наращиванием долгов, отдавать которые будет нечем. Расчет губернатора (как и мэра) прост, как три копейки: перед выборами в Госдуму Москва никуда не денется, кредиты разрешит, а потом их оплатит.
Мы ничего не знаем о реакции президента на это предложение - ремарка в местных СМИ, про то, что «Владимир Путин и члены Госсовета поддержали инициативы Алексея Текслера» является весьма опрометчивой фантазией пресс-службы губернатора, так как на сайте Кремля
нет даже самого выступления Текслера.
Но мы хорошо понимаем другое: губернатор фактически попросил у президента отменить совсем свежие ограничения,
введенные Минфином РФ именно с целью предотвратить резкое наращивание регионами долгов перед банками, оплачивать которые придется федеральному бюджету. И если все регионы страны получат на это право в соответствии с предложениями Текслера, неизбежна критическая разбалансировка финансовой системы страны, самым жестким противником чего все время своего пребывания у власти выступает президент Путин.
И если даже (что совсем не факт) по итогам этого Госсовета он даст какие-то поручения правительству относительно предложений Текслера, то, как думаете, кому отпишет премьер Мишустин (кстати, тоже контролер доходов и расходов и совсем не сторонник наращивания долгов) с ними разобраться? Правильно, министру финансов Силуанову.
Однако никто лучше главы Минфина (разве что руководитель СП Кудрин) не знает, как именно челябинские губернаторы расходуют бюджетные и кредитные средства. Вот именно на это Силуанов и укажет Текслеру, если вдруг примет его. И президенту, если понадобится, детально расскажет. А Челябинская область в итоге не получит даже той финансовой поддержки Москвы, на которую могла бы реально претендовать.
Как бывший бухгалтер, Текслер должен бы понимать все это, а также то, что нельзя через голову влиятельного министра обращаться к президенту с требованиями отменить важные решения этого министра. Но, как плохой политик, он этого не понимает. Возможно потому, что, как и мэрия Челябинска, он не понимает и того, зачем вообще нужна экономическая политика, если вопрос лишь в том, как вытрясти из Москвы больше денег или хотя бы разрешений набрать эти деньги в банках?
Это - уровень компетенций наших нынешних «руководителей». Им не дано понять, что деньги проще собрать у себя в регионе, если дать нормально работать местному бизнесу, а не обдирать его трижды в месяц проверками, запретами и разрешениями. Им не нужно управление экономикой, так как они знают одно универсальное решение: набрать долгов, отдавать которые будет через пять лет кто-то другой. Ведь до сих пор это тут работало.
Низкий уровень осмысления происходящего не позволяет «местным руководителям» понять, что в нынешней, крайне турбулентной общеполитической ситуации, Кремль, если понадобится, скорее сделает выбор в пользу внутренней мобилизации (которая стимулируется растущими угрозами, а не покоем и достатком), чем позволит себе расходование финансовых резервов или серьезный рост дефицита федерального бюджета.
А если в качестве показательной жертвы потребуется сменить пару-тройку губернаторов, которые вместо того, чтобы работать на благо людей и развития местной экономики, докучают президенту просьбами дать побольше денег, которые потом сами же и растащут, так это запросто. Ну, если не понимают иначе, что они поставлены здесь для того, чтобы блюсти государственные интересы, а не торговаться с начальством.