Местные власти ежедневно огорошивают жителей Челябинска предвыборными анонсами радикальных преобразований городской среды и публикуют все новые «веселые картинки» о том, как тут все скоро будет замечательно - ну прям «как в Европе». При этом чиновники предпочитают умалчивать о том, что денег ни на что из обещанного просто нет, а «европейский» карнавал сразу после выборов обернется привычным провинциальным балаганом и банальным
«воровством на убытках». Ведь Челябинск давно живет взаймы, за счет других территорий области. Но раньше «лишние» деньги у губернаторов для своих друзей-мэров в областном бюджете водились, а теперь они кончились.
Именно эту особенность нынешней финансовой ситуации в городе и области раскрывает экономист Сергей Гордеев в своем новом материале
«ОПЯТЬ МЕЧТЫ? ИЛЛЮЗИИИ РАЗВИТИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ ЧЕЛЯБИНСКОЙ КОЛЕИ». Он подчеркивает, что Челябинск на протяжении трех последних лет быстро наращивал бюджетные траты, а динамика расходов бюджета Челябинска в эти годы была существенно выше динамики расходов консолидированного бюджета Челябинской области. При этом собственные доходы города оставались весьма скромными.
Как же получалось у мэрии Челябинска так долго жить «не по средствам»?
Это стало возможным, пишет Гордеев, благодаря щедрым безвозмездным поступлениям из областного бюджета, возросшим за два года с 22 до 32 млрд. рублей.
При этом доля собственно администрируемых налоговых и неналоговых доходов в общем объеме поступлений в Челябинске в это время упала и составляла менее 17%. Возросшая и подавляющая часть городского бюджета (32 млрд. руб.) - это безвозмездные поступления из областного бюджета (при этом возможности финансирования за счет дефицита бюджета в городе незначительны).
Общая структура поступлений в бюджет Челябинска по источникам (объем в млн. руб.):
Как отмечает Сергей Гордеев, в 2017 году под проекты подготовки к саммиту ШОС (при управленческой «связке» губернатора Б. Дубровского и главы города Е. Тефтелева), был дан старт многомиллиардному перенаправлению прироста доходов из областного в городской бюджет Челябинска. Этот процесс происходил за счет «замораживания» роста бюджетного финансирования остальных территорий Челябинской области. Однако реальный выигрыш городской среды Челябинска за счет ресурсов других территорий оказался минимальным. Фактически эти деньги уходили на сомнительные «парадно-гостевые» проекты с крайне низкой результативностью (конгресс-холлы, дороги и развязки, набережная, фасады и проч.)
Сейчас о саммите давно забыли. Но финансовые приоритеты (и соответствующие потоки) сохраняются: возникает закономерный вопрос об их настоящих целях и бенефициарах. Подобное перераспределение средств в пользу столицы региона, возможно, получило теперь политическое обоснование (Челябинск - самый многочисленный и наиболее проблемный для власти в электоральном контексте город области). Однако такое обоснование весьма спорно. Сомнительные «парадно-гостевые приоритеты» взамен реальных и остро стоящих социальных и экологических, вызывают отрицательную реакцию у подавляющего большинства горожан - отмечает Гордеев.
В центре Челябинска вместо «крыльев» помпезного дворца-небоскреба мы видим многомиллиардные «останки Левиафана» - остов конгресс холла, с которым власти по сей день не знают, что делать и который, вместе с другими «парадными» инициативами чиновников поглотит еще немало бюджетных миллионов. Несколько далее, на наиболее загруженной городской магистрали ул. Труда, теперь стоит огромная примитивная «торговая коробка», ранее обозначенная «запасным конгресс-холлом» (которую также строили под гарантии бюджета). Здесь не видно даже признаков подъездной инфраструктуры, необходимой для объектов массового посещения и очевидны угрозы городского транспортного коллапса. Есть масса других недостроев, уже ставших «памятниками» вопиющей бесхозяйственности и плохого планирования.
Объемы отложенных, но неизбежных расходов бюджета по исправлению такого «наследия» (да и просто его обслуживанию - так же, как город обслуживает «вечный» долгострой - челябинское метро) будут возрастать. Возникает вопрос - где городские власти собираются брать деньги на эти цели - особенно, с учетом множества новых, очень похожих, инициатив?
«Время финансово- бюджетного изобилия в регионе завершается и жить в Челябинске по-прежнему не получится. На существенные потери от пандемии в Челябинской области накладывается другой негативный финансовый тренд - падение сверхдоходов» - пишет экономист.
Сокращение прибыли предприятий с неизбежными потерями для бюджета области хорошо заметно с начала 2020, причем, в условиях глобального кризиса, быстрый «отскок» здесь не ожидается. Это ощутимо отразится на «сжатии» бюджета Челябинской области при дополнительной нагрузке на социальную сферу, новых национальных целях и приоритетах (здравоохранение, прежде всего).
Однако появление любого крупного бюджетно-финансового потока имеет серьезные последствия: его бенефициарии неизбежно желают его сохранить и даже увеличить, а далее возникает «эффект колеи». Рост денежного потока, который нужно быстрее «осваивать», низкое качество проектов, сбои и хаос в администрировании неизбежно способствуют росту коррупции. А менять тут что-то всерьез чиновникам не выгодно: сократится их «кормовая база».
Именно поэтому мы видим сейчас продолжающиеся попытки мэрии буквально «протолкнуть» и утвердить слегка «подкрашенный» генплан Дубровского-Тефтелева с главной идеей города как «суперсовременного парадно-гостевого центра». Его полная иллюзорность связана с необходимостью роста финансирования (при прежнем, весьма спорном администрировании расходов) на несколько порядков, что невозможно, но чичновники будут пытаться это сделать - хотя бы в долг, с оплатой из карманов каждого челябинца.
Далее последует продолжение сомнительного городского "благоустройства" по остаткам «проектов» времен саммита ШОС, за счет тогда же перенаправленных в Челябинск бюджетных средств. Ярким символом таких «сладких» для подрядчиков проектов становится набережная Миасса от несостоявшегося конгресс-холла к «Мегаполису»: дорогой и помпезный проект весьма сомнительной востребованности в таком формате (куда она вообще будет вести - к развалинам "Крыльев"? как и зачем станут туда добираться горожане? кто и за чей счет будет ее обслуживать?)
«Есть опасения, что в рамках всесильного городского лоббизма взамен остро необходимого разворота Челябинска к реальности, на смену одним дорогостоящим прожектам придут другие, подобные широко известным «мечтам Дубровского» (принесшим, впрочем, вполне конкретные доходы отдельным коммерческим группам). Большей частью они будут находиться все в той же «колее» освоения бюджетных потоков, но со ссылками на новые модные мировые тренды (по типу уже всплывавших, но быстро забытых «наукограда» и «Силиконовой долины» в Челябинске).
Подобных прожектов сейчас более чем достаточно, но это никак не путь развития современного мегаполиса в интересах его жителей» - заключает Сергей Гордеев.
Да, скорее это похоже на финансово-политическую «пирамиду» по типу печально известной «МММ», когда избирателей каждый раз заманивают новыми посулами, всячески скрывая от них тот факт, что прежде данные обещания не исполнены и финансировать их нечем, потому как казна растащена.
Понятно, что власти не могут прекратить врать, но всем остальным не следует снова подписываться на их мусорные «ценные бумаги» и нелепые обещания. Ведь хорошо известно, чем обычно кончают подобные «пирамиды»: разорением массы дурачков, поверивших, что они - «партнеры» жуликов-организаторов.