В продолжение
темы адекватной оценки природы, причин и последствий челябинского социально-экономического кризиса: согласен с мнением экономиста С.Гордеева, высказанным им вчера
в интервью «Эху Москвы» - снижение поступления налогов в областной бюджет уже сейчас составляет не 10, а примерно 20% и это только начало. При этом совершено неправильно объяснять такое падение коронавирусом - речь об ущербной политике местных властей и кризисе прежней модели развития, основанной на конъюнктурных металлургических сверхдоходах, необоснованных бюджетных расходах и коррупции, а это куда более серьезно и долгосрочно.
Даже областной Минфин
признает, что «сильнее всего просел налог на прибыль». План по нему не выполнен за полугодие на 8,2 млрд, или на 28%», что «обусловлено ухудшением финансовых результатов работы организаций области по итогам прошлого и текущего годов». Но львиная доля налога на прибыль платится в регионе не кафе и саунами, а предприятиями металлургического и добывающего комплексов, которые ни на день не прекращали работы во время «карантинов» (к тому же этот налог платится авансом и не отражает реальности последних месяцев).
Властям очень удобно оправдывать любой свой провал «пандемией», но речь идет о долгосрочных факторах и неверной политике, а вовсе не о вирусе, который вот-вот «победят» и все станет опять хорошо. Не станет.
Сергей Гордеев напомнил мне свою публикацию
«Тихая кончина мифа о финансовом благополучии», в которой полтора месяца назад анализировалось именно резкое ухудшение финансового результата Челябинской области по итогам 2019 года и первого квартала 2020 - когда никакой эпидемией "ковида" еще даже не пахло.
По сути, речь о том, что «тучные» для региона (по доходам бюджета) времена давно кончились, а вот ущербная социально-экономическая политика (по расходам), ориентированная на бездумную раздачу бюджетных денег с очевидным коррупционным интересом, осталась прежней (
падение Челябинской области в Национальном рейтинге инвестиционной привлекательности в этом смысле абсолютно закономерно).
Региону это ничего хорошего не обещает, так как сейчас мы наблюдаем лишь начало масштабного снижения прибыльности бизнеса и доходов бюджетов (между кризисом производства и продаж и финальным снижением сумм уплаченных налогов существует значительный лаг и сейчас мы даже не представляем себе итоговых цифр).
Впереди - социальный кризис, так как необходимую помощь населению и малому предпринимательству оказывать будет просто не из чего (кредиты и облигации - отдельная спорная тема). Но это не значит, что чиновники умерят свои коррупционные аппетиты (как в том анекдоте, когда сынишка спрашивает алкаша-отца после повышения цены на водку: «папа, теперь ты станешь меньше пить?» - «Нет, теперь вы с мамой будете меньше есть!»)
За примерами далеко ходить не надо: вчера УФАС
заявил о расследовании дела о сговоре мэрии Челябинска и фирмы «ЯКК» при исполнении муниципального контракта на ремонт Центральной части Челябинска в рамках подготовки к саммитам ШОС и БРИКС. Обращаю внимание на то, что этот аукцион был объявлен 16 августа 2019 года, контракт заключен 12 сентября, а работы начались за два месяца до объявления торгов. При этом уже 1 июля мы
сообщили здесь, что саммит перенесен в Петербург, а высшие чиновники региона, разумеется, знали об этом раньше. Но еще долго продолжали раздавать деньги на его «подготовку» близким коммерсантам. Вряд ли можно подсчитать точно, сколько всего бюджетных денег выброшено на эту нелепость - именно «выброшено», потому что ни один знаковый объект так и не достроен.
Вот о чем речь, а не о «временных потерях из-за эпидемии ковида». Некомпетентность и безответственность чиновников, скрещенные с коррупцией - вирус куда более страшный, но бороться с ним, кажется, никто здесь не собирается.