Территориальная схема по обращению с отходами необоснована и неэффективна, новый мусорный коллапс или рост тарифов в Челябинской области практически неизбежны, а заплатит за все опять население. Таким прогнозом
поделился с сайтом «Пчела» экономист Сергей Гордеев.
Несколько цитат:
«...Начнем с того, что понятие «кластер» никакого отношения не имеет к тому, что у нас сейчас делается. Кластер предполагает наличие комплекса по переработке отходов - это пока идеал, к которому мы должны стремиться. А сейчас у нас так: кто-то сказал «кластер» и все начали за ним это слово повторять. На самом деле у нас есть пять зон, которые не имеют отношения к системному пониманию слова кластер. При этом экономической обоснованности для выбора таких зон нет никакой. С таким выбором можно согласиться только в том случае, если кто-то такую неадекватную карту перевозок будет оплачивать: богатый дядя или господь бог, я уж не знаю. Но сейчас оплачивать ее приходится населению…»
«…Ну да, решение было политическое, волевое: закрыть свалку. Но новый полигон более чем в пять раз дальше, и тариф должен был автоматически увеличиться в пять раз. Разумеется, при существующих ограничениях на повышение тарифа этого не произошло. Тогда как это все реализовать? Кто-то должен был это субсидировать. Однако по закону и это тоже оказалось невозможно. В результате у нас и случился мусорный коллапс…»
«…Никогда не нужно пытаться обойти экономические законы. Если себестоимость перевозок увеличилась в пять раз, то автоматически ждите точно такое же увеличение расценок. Это решение можно отложить, но проблема вылезет так или иначе: либо придется вывозить мусор через день, или раз в неделю, либо его будут сваливать куда-то поближе, чтобы сэкономить…»
«…Основной источник затрат - «транспортное плечо», перевоз на полигон. Начнем с того, что по местным политическим причинам терсхема была внедрена в очень упрощенном виде и экономические вопросы решались в ней, мягко скажем, некорректно. И даже то, что было там заложено, реализовано очень фрагментарно. Ощущение, что все рассчитывали, что оно как-то само рассосется. По сути, перед нами управленческий коллапс…
По первоначальному варианту терсхемы мусор должен был сначала поступать на сортировочные станции в черте города. Там сортироваться, а потом, в уплотненном в десять раз виде, отправляться на полигон. Соответственно, и рейсов в десять раз меньше, и затрат у перевозчиков. А сейчас мы, по сути, возим (и оплачиваем) воздух. Я так понимаю, что в новом генплане реальной картины сортировочных площадок вообще нет, то есть проблема еще больше загоняется вглубь. Но чудес не бывает и новый мусорный коллапс - лишь вопрос времени»
«…оперативно сделать сейчас уже ничего нельзя. Любые спешные действия сейчас приведут к очередному коллапсу, потому что проблема слишком долго загонялась вглубь, а решение ее откладывали, рассчитывая, как в том стихотворении про Петрушку: «За меня заплатят дяди, что за мною едут сзади».
Для начала нужно четко выделить вопросы, которые мы можем решать на региональном уровне, и, в частности, это как раз вопрос терсхемы. Ее нужно основательно менять на экономически обоснованную. Причем такую междисциплинарную задачу нужно решать на межведомственной комиссии, с представителями минэкономики, минэкологии, мэрии города.
Второе - нужно Полетаевский полигон приводить к нормативному состоянию. Дело в том, что вся разрешительная документация была получена на объект с определенными параметрами. В документации все корректно, а по факту есть сомнения. Но закрыть его нельзя - куда мусор-то возить? Здесь опять у нас искусственная монополия. Поэтому нужно просто срочно приводить все в элементарный порядок, пока не случилась беда…»