Зона турбулентности

Dec 16, 2019 15:02

            Два события минувшей недели говорят о том, что правление мэра Котовой может стать худшим в постсоветской истории Челябинска. Не потому что эта женщина дурнее всех предшественников - от Тарасова до Елистратова, а потому, что созданная ими система городской власти быстро разваливается и погребет под своими обломками всех, у кого хватает тщеславия делать селфи на фоне этого погрома.

Эти события - окончательное (пожалуй) освобождение от уголовной ответственности экс-мэра Челябинска Давыдова и одновременное задержание его преемника Тефтелева. Для лучшего понимания политической картины эти события нужно рассматривать как единый, последовательный процесс (особенно, если учесть стрелочки, ведущие к Юревичу и Дубровскому, а также десятку-другому менее ярких, но очень значимых персонажей: не зря уже прозвучала аббревиатура ОПГ).

Многим понятно, что ФСБ так долго отстаивала право Давыдова на шанс отделаться мелким штрафом не потому, что уверена в его незапятнанности, а потому что он рассказал все, что знает о нравах и порядках мэрии Челябинска при Юревиче: эта информация дорого стоит. Я бы предположил - еще и потому, что процесс отнюдь не закончен и Давыдов еще пригодится: во-первых, в качестве иллюстрации того, как полезно экс-мэрам рассказывать всю известную им правду до вынесения приговора. Во-вторых, в качестве свидетеля на будущем процессе над высокопоставленными коррупционерами из Челябинской области (заслуживающего доверия свидетеля, который не сидит в тюремной камере).

Уверен, что пример Давыдова стоит сейчас перед глазами Тефтелева как живой. И он уже рассказывает всю правду о нравах и порядках челябинской власти при губернаторе Дубровском. Это именно та правда, которую очень не хотели бы видеть на столе следователей многие из ныне действующих чиновников мэрии, депутатов гордумы и их партнеров по бизнесу. В том числе - нынешний мэр Котова, верой и правдой служившая как Давыдову, так и Тефтелеву (читай - Юревичу и Дубровскому, поскольку Давыдов и Тефтелев не были главами города, они были приказчиками своих хозяев по Челябинску).

Я не считаю, что Котова была фактически замешана в коррупционных схемах своих начальников. Не потому, что вижу ее белой и пушистой, ничего не знавшей и ничего не видевшей. Просто Давыдов и Тефтелев слишком много были вынуждены отдавать «наверх» (и слишком корыстны по натуре), чтобы учитывать при раздаче какую-то Котову. В этом смысле ей повезло, но это не отменяет того факта, что действующая городская власть, мало изменившаяся со времен Юревича-Давыдова-Тефтелева-Елистратова (как инструмент «доения Челябинска») скомпрометирована полностью и окончательно. Никто не верит в праведность помощников казнокрадов, ставших их преемниками.

Можно представить себе, какая масса негативной информации о деятельности руководства города оказалась в руках силовиков после откровений Давыдова и Тефтелева. Этот «подземный массив» определяет сейчас мощную зону турбулентности, которая хорошо описывается популярным нынче в местных СМИ вопросом «кого задержат следующим?» и которая будет формировать политическую ситуацию в Челябинске минимум ближайшие полгода - загадывать дальше просто бессмысленно.

Именно на этом фоне будет проходить кампания по выборам в Заксобрание - 2020, что, с учетом критической важности электоральных настроений в Челябинске, форсирует риски для администрации Текслера, сделавшей публичную ставку на Н.Котову. Мощная гравитация готового к активации комплекса дел Юревича-Дубровского (Давыдова-Тефтелева) грозит затянуть в эту «черную дыру» всех, кто имел хоть какое-то отношение к секретам местной власти на протяжении последних 10-15 лет, а также нынешних партнеров мэрии.

Когда именно этот нарыв вскроется, не знает никто - оттого напряжение усиливается с каждым днем. Повязаны тут все или почти все, а чистосердечные признания приветствуются. А так как признавшиеся освобождаются от ответственности (см. кейс депутата Селещука), очередь добровольно кающихся скоро будет хорошо видна с челябинского колеса обозрения.

Но самый важный момент связан не с колоритными персонажами и эффектными задержаниями.  Мы наблюдаем сейчас в Челябинске полный распад коррупционной схемы управления, но придет ли ей на смену что-то хотя бы минимально эффективное - большой вопрос. Это и есть главная угроза - как населению, так и элитам.

Юревич и Дубровский, при всех их различиях, исповедовали одну и ту же управленческую модель («город-корпорация» и «область-корпорация») которая заточена на создание монополий и извлечение из территории административной (коррупционной) ренты как коммерческой прибыли личного бизнес-актива.

Эта система работала по-своему эффективно: все понимали свое место и свои мотивации, было доподлинно известно, кто тут дон, кто консильери, кто капореджиме, а кто простой солдат, каковы гарантии, поощрения или наказания для каждого (система «дневных и ночных дозоров» Юревича войдет в учебники). Теперь эта система - в силу большого числа очень разных обстоятельств и интересов, рухнула. А другой просто нет и все немедленно посыпалось.

Ни Текслер, ни Котова не являются достойными наследниками «крестных отцов» региона, этими людьми очевидно не движут мотивы личного обогащения любой ценой. Кажется, они всерьез полагали, что можно просто возглавить существующую систему, вынуть из нее коррупционные стимулы, сменить десяток совсем отпетых персонажей и все станет работать правильно. Текслер получит блестящую карьеру и возвращение в Москву, а Котова - почет и уважение челябинцев, достойную пенсию.

Но этот механизм строился под другие задачи, машина просто «не читает» команд технократов и «хороших специалистов», продолжая работать как прежде или впадая в ступор (см. ситуацию с дорожным и транспортным хозяйством города или нацпроектами). Вариантов решения проблемы немного: либо временное воссоздание коррупционной «вертикали» в городе (которая рухнет гораздо быстрее прежних, обвалив вместе с собой и администрацию Текслера), либо переучреждение челябинской власти на новых, более здоровых основаниях.

Ситуация сейчас такова, что требует полной перезагрузки управленческой (шире - политической) системы города и региона, а не перекраски сгнивших конструкций. Действенный выход тут один - проведение такой перезагрузки под лозунгом прямых выборов главы Челябинска и обновления всей команды мэрии. Ситуацию нельзя исправить, ее можно только обнулить.

Не так важно, в какие именно сроки и по какому алгоритму это произойдет. Но если с такой, объединяющей политиков и общество, идеей выступит губернатор Текслер, он войдет в новый избирательный цикл с сильными позициями, поддержанными населением - а не с жалким ресурсом местной ЕР и сомнительной репутацией вожака норильских вахтовиков.

В противном случае ему, вместе с Котовой, останется лишь собирать в свой пассив все грехи, в которых будут деятельно раскаиваться члены «команд» Юревича и Дубровского. Да, это не грехи Текслера. Но именно он будет выглядеть человеком, который не порвал с прежней системой, а возглавил ее - видимо, с теми же мотивациями и перспективами.

Еще не время делать предновогодние прогнозы (да и нет в них никакой нужды: где мы и где завтра), но именно этот вызов нарастающей турбулентности и запрос на содержательные перемены будут определять политическую жизнь Челябинска и области в следующем, 2020 году.
 

Е.Тефтелев, Н.Котова, выборы 2020, коррупция, А.Текслер

Previous post Next post
Up