Nov 11, 2019 11:12
С сожалением узнал, что закрывается некогда самая массовая бесплатная газета Челябинска «Соседи»: это событие опустило занавес в эпохе "традиционных" СМИ - местных газет, радио и ТВ в регионе. Их роль в бизнес - и политической сферах сегодня стремится к нулю, а это значит, что перемены в общественном сознании будут скорыми и значительными.
Десять лет назад «Соседи» выходили 300-тысячным тиражом на 48 полосах, но уже давно практически прекратились значительные рекламные заказы, газета быстро "худела" и выходила все реже. Другой известный игрок на этом рынке - бесплатная газета «Итоги74» резко снизила тиражи и распространяется сейчас выборочно по некоторым территориям города, в расчете практически исключительно на пенсионеров, рекламируя лекарства, БАДы и товары для садоводов. В руководстве издания понимают, что и этот рынок - на несколько лет, не больше.
Те же процессы идут в других печатных СМИ - реальные тиражи тех, кто еще формально существует, мизерны, журналисты давно разбежались (в «Вечернем Челябинске», к примеру, работает два человека), содержание - ниже плинтуса, сплошные «обработки» официальных пресс-релизов. Такие газеты никто не читает, а потому они не интересуют ни рекламодателей, ни политиков. Ни одно печатное издание не было всерьез задействовано на последних выборах, почти не используется из-за дороговизны и неэффективности в этом смысле и местное ТВ. Соответственно, работать в "бывших СМИ" остаются совсем уж безнадежные люди и круг замыкается - читать и смотреть там просто нечего.
Руководители «районок» по инерции продолжают вымогать у власти бюджетные деньги под соусом некоей «важной социальной роли» своих газет, но никакой социальной роли у них давно нет, она перешла к местным сайтам, форумам и блогам. Власти это прекрасно понимают, поэтому финансирование газет, и так мизерное, очень скоро прекратится. Сейчас "районки" живут за счет официальных публикаций, но и они уходят в интернет.
Те же процессы активно идут и на ТВ, хотя они не так заметны ввиду сохраняющегося еще (видимо, на период «транзита власти») обильного финансирования федеральных телеканалов, которые содержат свои региональные филиалы. Но по факту они давно убыточны, а та аудитория, которая продолжает их смотреть, не интересна ни рекламодателям, ни даже «партии власти» - это «уходящая натура», пожилые и бедные люди, которые и так по гроб жизни лояльны власти, но почти ничего не покупают. В этом смысле судьба челябинского ОТВ предрешена - телекомпания сейчас просто «чемодан без ручки» и закрыть этот монстр будет гораздо проще, чем бессмысленно его кормить из бюджета области.
Конечно, «традиционные» СМИ окончательно убил интернет, который является технологически конкурентным информационным пространством, что важно в первую очередь. Можно наплодить сколько угодно «ручных» сайтов, блогов и телеграм-каналов, но нельзя заставить людей их читать (хотя посещаемость ботами у них будет отличная - аналог «дутых тиражей» газет и телеканалов - но этого никак не скрыть).
Это значит, что власть и близкие ей «олигархи» де-факто утратили монополию на содержание информационного пространства, а стало быть - контроль за происходящим в головах людей. Если раньше губернатору достаточно было взаимовыгодно дружить с парой - тройкой «владельцев заводов, газет и пароходов», теперь он имеет дело с сотнями тысяч интернет-пользователей и это меняет все: это другой рынок, которому чиновникам нечего предлождить.
Все знают высказывание профессора Преображенского о том, что хаос начинается в головах. Но верно и другое - там же начинается и порядок. Просто это будет другой порядок - не факт, что он будет всем хорош, но в нем будет значительно больше настоящих проблем и ценностей и гораздо меньше лжи.
газеты,
кризис,
Челябинская область,
интернет,
СМИ