Региональный ОНФ вновь предупреждает о рисках повторения «мусорного коллапса» в Челябинской области (мы также
писали здесь об этом на днях по другому поводу). Причина в том, что трехлетние разговоры о необходимости радикального изменения терсхемы обращения с ТКО, принятой Минэкологии области при Б.Дубровском, так ни к чему и не привели. К тому же, не исключено, что будет обнаружена коррупция или нецелевое использование бюджетных средств при подготовке этого документа. Губернатор Текслер собирает сегодня закрытое совещание по «мусорной» теме, вновь становящейся генератором серьезных социальных рисков: возможно, наша информация окажется полезной.
Анализируя терсхему, эксперты ОНФ обнаружили, что показатели утилизированных отходов превышают их фактическое количество. Согласно отчетным цифрам, в 2014 г. мусора ликвидировали на 5% больше, чем произвели.
«Складывается ощущение, что цифры взяли с потолка. Также в одной из таблиц обнаружились сведения 2007 г. Почему чиновники ориентируются на устаревшие данные? При этом в проекте отражены данные только до 2017 г. Это говорит о том, что последующие исследования по годам не проводили. Мы считаем недопустимым в октябре 2019 г. оперировать сведениями более чем трех-четырехлетней, и тем более двенадцатилетней давности» -
сказал эксперт ОНФ в Челябинской области Виталий Вороной.
Территориальная схема должна отображать финансово-экономические показатели деятельности по обращению с отходами, включая инвестиционные и организационные аспекты взаимодействия субъектов рынка обращения с ТКО. Пока проект не отвечает этим критериям. Чиновники заявляют о росте доли утилизации мусора на 25% путем использования его сжигания, но при этом терсхема не предусматривает наличия мусоросжигательных предприятий.
«Задача и значение территориальной схемы - не в банальной визуализации цифр, а в создании условий для выстраивания эффективной отраслевой модели. Для этого заложенные в проекте варианты системы обращения с отходами должны быть увязаны со всеми программами в данной области. Нужно четко определить правила для всех участников рынка ТКО и задать единый вектор развития. Только в этом случае удастся наладить эффективную работу в сфере обращения с отходами и избежать повторения мусорного коллапса в будущем», - заключил Вороной.
Помимо этого, выясняется, что региональное минэкологии нецелесообразно потратило почти 10 миллионов рублей, в результате чего Челябинская область получила недоработанную территориальную схему по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). К такому выводу пришли эксперты ОНФ, изучив контракт на разработку документа. Общественники обратились к главе региона, а также в прокуратуру, Главное контрольное управление и Контрольно-счетную палату с просьбой провести проверку и выполнить расчет убытков, нанесенных областному бюджету.
Контракт на разработку территориальной схемы по обращению с отходами был заключен областным министерством экологии в 2015 г. с исполнителем ООО «Гидрокор». После чего было неоднократно заявлено, что проект нуждается в доработке, на его содержание поступало множество жалоб, не раз проводились обсуждения, которые не дали практического результата.
«Важнейший для региона проект на данный момент представляет собой выдержки из стандартного отчета по форме 2-ТП «отходы». Эксперты ОНФ неоднократно сообщали о неверных расчетах образования ТКО и их морфологического состава, несоответствующее действительности количество источников их производства и ошибки в отражении маршрутов перемещения твердых коммунальных отходов по региону, но в министерстве экологии предупреждения проигнорировали. Многочисленные нарушения в территориальной схеме подтвердили эксперты Росприроднадзора, министерства по тарифному регулированию, антимонопольной службы» - рассказал В.Вороной.
В период действия гарантийного срока территориальная схема прошла процедуру корректировки уже 4 раза. В том числе, доработку и приведение в соответствие с новыми требованиями закона. Контракт с ООО «Гидрокор» предусматривает этот момент: в случае изменения законодательства в части состава и содержания территориальных схем, исполнитель обязан внести изменения в проект в рамках гарантийных обязательств. Однако на практике оказалось, что разработкой территориальной схемы занималось непосредственно министерство.
«Почему при наличии Исполнителя и действующего гарантийного срока (он истекает 28 октября 2019 г.), министерство не пользуется правом государственного Заказчика, не обращается к подрядчику с претензией и не требует компенсации, а перекладывает огромный объем работ на своих сотрудников, в чей функционал входит множество иных задач? За что в этом случае ООО «Гидрокор» получил миллионы рублей? Это что, какая-то благотворительность за счет бюджета?» - задался вопросом Виталий Вороной.
Что стало причиной сомнительного решения - некомпетентность чиновников или личная заинтересованность ответственных лиц в проведении «серой схемы» - с этим вопросом общественники и просят разобраться губернатора Челябинской области и органы финансового контроля.
Главное же заключается в том, что область входит в зиму, не имея гарантий от повторения прошлогоднего «мусорного коллапса», ставшего самым крупным «рукотворным» социальным кризисом в Челябинской области за последние годы. Выводы чиновниками не сделаны, а к прежним добавились
новые существенные риски.