Деньги на мусор. За что заплатят жители области?

Jul 29, 2019 10:35

           В новой редакции терсхемы обращения с ТКО содержатся прежние недостатки и просчеты, в ней хорошо учтены интересы «мусорного» и строительного бизнеса, но не населения области.

На сайте Минэкологии Челябинской области размещен проект Территориальной схемы обращения с отходами; его общественное обсуждение продлится до 1 сентября и мы с коллегами - экспертами предлагаем некоторые оценки той части документа, которая прямо касается обращения с ТКО.

Действующая терсхема была принята довольно давно и, казалось бы, за прошедшие годы многое должно было поменяться в лучшую сторону, ведь была масса квалифицированных обсуждений (прежде всего, на площадке регионального ОНФ), наработан огромный опыт (в основном - негативный, один челябинский «мусорный коллапс» с нашествием крыс чего стоит).

Однако в терсхеме по-прежнему констатируется, что 97-98% отходов поступает на объекты размещения: проще говоря, мусор без всякой сортировки и переработки вывозится на свалки, что крайне неэффективно и дорого. Несколько лет реализации в регионе «мусорной реформы» не принесли никакого результата в этом смысле.

При этом возможности, судя по данным, приводимым в документе, есть. Так, в разделе 6, таблице 6.2.2. «Баланс количественных характеристик образования, обработки и утилизации ТКО» указано, что количество обрабатываемых (то есть, сортируемых) отходов в Челябинской области равно 120 тыс. тонн в год. При этом в разделе 7,таблица 7.2.1 «Существующие мощности объектов по обработке ТКО» суммарная мощность указана в объеме 585 тыс. тонн в год.

Вопрос: почему обрабатывается только 120 тыс. тонн отходов при имеющихся мощностях на 585 тыс. тонн? Почему мощности переаботки загружены лишь на 20%?

Далее. Какую перспективу рисует нам проект терсхемы в части обращения с ТКО (этому посвящен раздел 7)?

Там сначала указано, что «перспективные мощности объектов по обработке ТКО (мусоросортировочных комплексов) учитываются по количеству образующихся ТКО». Спору нет, разумно. Как же эти цифры рассчитываются?

«Перспективные мощности по загрузке объектов размещения ТКО (полигонов) рассчитаны, исходя из данных по количеству образующихся ТКО, путем снижения этого количества на 10% по массе (за счет отбора на мусоросортировочных комплексах компонентов, пригодных для повторного использования) и увеличения на 30% (за счет дозагрузки полигона промышленными отходами)».

Вроде бы, тоже разумно (хотя здесь надо учитывать: так как всю переработку планируется строить по концессии, для возврата вложений концессионеру нужно будет поднимать тарифы для населения - люди должны будут оплачивать резервные мощности для промышленных отходов).

А теперь смотрим таблицу 7.2.4, где эти разумные тезисы фактически расписаны по территориям области.

Кыштымский кластер. Образуется 90,8 тыс. тонн ТКО в год - строится мусоросортировочный комплекс на 120 тыс. тонн в год.
          Озерск. Образуется 15,8 тыс. тонн ТКО в год - строится мусоросортировочный комплекс на 30 тыс. тонн в год.
          Снежинск. Образуется 10,8 тыс. тонн ТКО в год - строится мусоросортировочный комплекс на 20 тыс. тонн в год.

Магнитогорский кластер. Образуется 138,4 тыс. тонн ТКО в год - будет мусоросортировочных комплексов на 400 тыс. тонн в год(!) (комплекс на 200 тыс. т. уже действует и еще на 200 тыс. т. планируется построить).
           При этом указано, что с 01.07.2019 магнитогорская свалка закрывается и уже 2019 году начинает работать полигон по концессии (который еще не начали строить).

Челябинский кластер - вообще отдельная тема.

Всего здесь образуется 461,8 тыс. тонн ТКО в год. При этом планируется построить в 2019-2020 г.г.  мусоросортировочный комплекс более чем на 500 тыс. т. в Чишме и мусоросортировочный комплекс 480 тыс. т. в Полетаево. Плюс мусороперегрузочные станции в Челябинске на 330 тыс. тонн в год на улице Северный Луч (для перегрузки 193,3 тыс.т. ТКО) и в п.Федоровка 150 тыс.т. (для перегрузки 127 тыс.т. ТКО).

То есть, при имеющемся объеме ТКО в 462 тыс. тонн, планируется построить полигон в Чишме до 700 тыс. тонн ТКО в год и увеличить мощность полигона в Полетаево до 480 тыс. тонн в год!

При этом в терсхеме признается, что «остаточная мощность полигона Полетаево - 330 тыс. тонн, ее хватит до февраля 2020 г.» Когда полигон в Полетаево, против которого не первый год протестует местное население, будет закрыт - либо перейдет с аврального режима на нормальный - не сказано. Ведь полигон в Чишме даже не спроектирован.

Многострадальный Карабаш все-таки получит полигон ТБО мощностью 210 тыс. тонн в год. Это будет третья по величине свалка в области после Чишмы и Полетаево. При том, что карабашцы категорически против - город только-только освободился от «почетного» звания символа экологической катастрофы планетарного масштаба и налаживает нормальную жизнь. Полигон такой мощности здесь просто не нужен (что подчеркивалось в материалах по стратегии развития этой территории, подготовленных Минэкономразвития области).

Если коротко, вывод такой - в новом проекте терсхемы остались почти все недостатки, на которые много раз указывали эксперты и общественники: непродуманность, необоснованность, акцент на строительстве избыточных мощностей, что выгодно только «осваивающим» огромные деньги концессионерам и подрядчикам (при этом в самой схеме указано, что «в области прослеживается тенденция незначительного увеличения количества образующихся отходов - то есть избыточные мощности даже на перспективу не будут востребованы).

Это значит, что в терсхеме планируются очень большие, ничем не оправданные финансовые потери региона, которые лягут потом на плечи (и будут восполнены из карманов) населения через увеличение тарифа.

Возможно, перечисленные «старые/новые» недостатки терсхемы получится устранить в ходе ее обсуждения и корректировки - если этот процесс не станет, как это часто у нас бывает, формальным. По крайней мере, открытость и содержательность мы ему обеспечим.

Челябинская область, платежи, терсхема ТКО, мусорный кризис

Previous post Next post
Up