Политически очень важно то, что происходит сейчас в «мусорном» секторе экономики Челябинской области. Утвержденные на днях властями тарифы на вывоз мусора разрушают бизнес - планы (а, в перспективе, возможно и сам бизнес) частной компании - регионального оператора,
связанной с членами семьи губернатора Дубровского и контролируемой ее
деловыми партнерами. Однако в руках коммерсантов теперь мощный инструмент давления на власть: угроза повторения «мусорного коллапса» и массового возмущения населения накануне выборов 2019 года.
Мало для кого является секретом то, что фирма ООО «ЦКС», ставшая региональным оператором обращения с ТКО, была фаворитом «команды Дубровского», скажем так. Грандиозный
«мусорный кризис», случившийся в Челябинске осенью, был вызван именно желанием областных чиновников как можно скорее сделать эту компанию монополистом на региональном рынке «мусорных» услуг, использовав для этого, а также для быстрейшего устранения конкурентов, неподготовленное закрытие челябинской свалки. Тогда возить мусор на значительно большие расстояния по прежним тарифам отказался целый ряд самостоятельных перевозчиков, а теперь новые тарифы
не принимаются единым региональным оператором - ЦКС собирается оспаривать их в суде.
Коммерсантов можно понять: если вы рассчитываете рентабельность своего бизнеса (не обсуждаем сейчас - насколько обоснованно), исходя из тарифа в 107,5 рублей с человека (как предлагал ЦКС), а Минтарифа утверждает вам цифру в 67, 59 руб., причем на 5 лет вперед, это действительно огромные потери.
У фирмы ЦКС сейчас несколько вариантов реакции (все плохие): срочно подавать в суд - это дело долгое и малоперспективное; работать с 1 января по утвержденному тарифу (это - многомиллионные убытки и перспектива банкротства компании); срочно расторгать контракт с Минэкологии, доказывая свою правоту или выплачивая огромные неустойки.
Любой из этих вариантов ведет либо к переносу начала реформирования системы обращения с отходами в регионе на неопределенный срок (это, пожалуй, самый мягкий для населения вариант, но ЦКС тогда из схемы может полностью выпасть, а политический урон для губернатора будет огромен), либо к новому, гораздо более грандиозному «ползучему мусорному коллапсу», так как работа себе в убыток не может быть эффективной, а коммерсанты не упустят возможности «надавить» на власть, используя недовольство населения.
Ситуация на самом деле очень сложная. Очевидно одно: по бизнесу, связанному с Дубровскими нанесен мощный удар (причем со стороны власти), а сам губернатор, видимо, был поставлен Москвой в ситуацию, когда выбора у него не было: если бы он пошел навстречу пожеланиям ЦКС и «продавил» их предложения по высоким тарифам для населения, его карьера закончилась бы прямо сегодня и в самом худшем сценарии. Видимо, расчет делается на то, что сейчас главное - выиграть время, зафиксировать несогласие ЦКС с новым тарифом и войти в судебные процедуры, а в случае, если Дубровский останется у власти, искать иные пути компенсаций финансовых потерь компании.
Однако все более заметно, что интересы весьма жестких бизнес - партнеров семьи губернатора (называется фамилия С.Вильшенко) и самого Б.Дубровского, заинтересованного, прежде всего, в политическом выживании, начинают серьезно расходиться (это проявляется, в частности, в самостоятельном выходе этих людей на областной медиа-рынок). Большой (и весьма непрозрачный) бизнес может терпеть миллиардные потери лишь очень ограниченное время, при наличии четких гарантий и определенных перспектив. Ничего такого Дубровский дать сегодня своим партнерам уже не может. Это открывает для губернатора «второй фронт» борьбы за выживание и делает его положение еще более шатким.