До последнего времени можно было быть уверенным в том, что первый приз за бестактность и лицемерие среди представителей челябинской власти надежно заперт в кабинете губернатора Дубровского,
переписавшего на пятом году пребывания в должности госслужащего категории «А» свой бизнес на сына и решительно отвергшего, таким образом, все подозрения в использовании власти в интересах частной выгоды. В самом деле, какое губернатор может иметь отношение к деньгам и активам сына? Правильно, никакого: все законно, а главное - честно. У него ничего нет, кроме зарплаты и чистой совести.
Однако, ознакомившись с утвержденными с 1 июля окладами и вознаграждениями высших должностных лиц челябинской мэрии, приходишь к выводу, что бескорыстие и честность, правда и самоотверженность поселились здесь еще более основательно, чем в администрации губернатора.
Из пояснительной записки и иных приложений к письму главы Челябинска Е.Тефтелева от 6.06.2018 г. (N 04-14/ 525) председателю городской Думы С.Мошарову, в котором мэр предлагает проект решения городской Думы «Об утверждении порядка установления размеров и условий оплаты труда» чиновников администрации города и некоторых депутатов, следует, что с июля 2018 г. размер должностного оклада главы города составляет 22 тысячи 589 рублей, а председателя городской Думы - 20 тысяч 155 рублей.
Согласитесь, это не просто бедность - это самоотречение и самопожертвование ради родного города. Слезы наворачиваются, когда представляешь, как эти исхудавшие люди с темными от недосыпа кругами под глазами, сутками напролет решают сложнейшие проблемы жизни миллионного города, получая при этом зарплату значительно ниже средней по области (33 тыс. руб.), на которую едва ли возможно просто прокормиться.
Однако, по мере чтения этого вороха бумаг, от сердца понемногу отлегло. Выяснилось, что ежемесячный оклад - это далеко не все, он вообще мало что значит. К должностному окладу чиновника ежемесячно прилагаются: поправочный коэффициент (для мэра - 1,98), денежное поощрение (для мэра - два оклада), надбавка за «особые условия муниципальной службы» (230 - 270% ежемесячного оклада), ежемесячные надбавки за классный чин (400%) и выслугу лет (300%), надбавка за работу со сведениями, составляющими гостайну («в размере фактических выплат»), надбавка за государственные награды (25%) и ученые степени (10-20%), надбавка за звание «Почетный муниципальный служащий» (10%) и проч. Ну и выплаты к отпускам - 300% оклада. А также премии за выполнение «особо важных и сложных заданий» (200%). Ну и нерегламентированная по размеру «материальная помощь» из бюджета в связи с юбилейными датами, рождениями, свадьбами и проч., а также в случаях разного рода житейских неприятностей. А также «иные выплаты, предусмотренные законодательством РФ, Челябинской области, муниципальными правовыми актами города Челябинска» - это решается «в рабочем порядке».
Умеют все же здесь заботиться о людях: итоговое денежное содержание мэра города и его команды минимум в десять раз превышает их должностные оклады, а также среднюю зарплату населения области.
К чему же, спросите вы, тогда все это лицемерие насчет 22 тысяч рублей жалованья для главы города?
Но ведь это же как бы правда. Конечно, особенного рода - как и отсутствие бизнеса у губернатора или успехи экономики региона. Ее хорошо «впаривать» при случае населению, которое не читает всех этих бумаг, написанных бюрократической тайнописью, и у которого нет всех этих надбавок и коэффициентов. Но у такой правды (постправды в более уместной интерпретации) есть одна нехорошая особенность: она, мягко говоря, не генерирует доверия к власти, ведь все знают, что областью и городом правят очень богатые люди, чей доход вовсе не ограничивается зарплатой. Именно поэтому Дубровский и Тефтелев иногда заказывают личным социологам опросы о своих рейтингах доверия, но никогда их не публикуют. А в последнее время, как мне сказали, и сами предпочитают их не смотреть.
Суть дела не в том, что кому-то приятно копаться в чужих деньгах, а в том, эти люди превратились в особую касту, которая в закрытом режиме перераспределяет в собственных интересах общественные деньги, понимая их как свой корпоративный доход. Все, что касается бюджета, должно быть абсолютно открыто и прозрачно, но они уверены, что это их бюджет, а потому и вопросы собственного вознаграждения решают за плотно закрытыми для населения дверями.