Официозные СМИ хором осчастливили население, сообщив, что губернатор Дубровский "договорился" в Узбекистане о прямых авиарейсах Ташкент - Челябинск. И хотя, по обыкновению, соврали - даже из релиза администрации следует, что авиакомпания «Узбекистан Хаво Йуллари» лишь «планирует изучить вопрос возобновления авиасообщения между Челябинском и Ташкентом» (обычная на Востоке форма вежливого отказа), суть дела в другом.
Это стало фирменным стилем работы губернатора и его правительства: после каждой зарубежной поездки (а их множество - куда больше, чем поездок по вверенной ему области) Дубровский обещает скорый запуск авиасообщения с посещенной страной: он договорился и полетят сюда иностранные авиакомпании.
Однако не летят почему-то. Ни один из множества давно обещанных регулярных рейсов так и не состоялся - достаточно зайти на сайт челябинского аэропорта. Нет рейсов ни из Урумчи (
обещали аж в конце 2015 года), ни из Бишкека (был, но отменили). Причины понятны - ни один авиаперевозчик, находящийся в здравом уме, не станет гонять машины порожняком себе в убыток - рейсы в Челябинск невыгодны. Ведь иностранным компаниям не платят по 250 миллионов в год из областного бюджета, как «Ямалу». Вот они и не летят.
То, что именно при Дубровском киргизская и узбекская авиакомпании перестали летать в Челябинск - показатель краха того, что здесь принято называть экономической и инвестиционной политикой. Сколько ни вбухивай бюджетных средств в новое здание аэропорта, если бизнесу этот регион не интересен, новые рейсы не появятся, а деньги будут выброшены на ветер (то есть осядут в карманах приближенных коммерсантов, которые «освоят» их на очередной помпезной стройке). Как говорилось в одном популярном анекдоте, не стены нужно красить, а контингент менять.
Простой вопрос: где конкретные результаты многочисленных зарубежных вояжей многочисленных челябинских делегаций во главе с губернатором? Где обещанные китайские, индийские, узбекские и казахские инвестиции и проекты? Почему не работает ТЛК «Южноуральский», о развитии которого губернатор уже сотню раз «договаривался» с китайскими товарищами? Если «оцифровать» эффект этих поездок на вложенный в них бюджетный рубль, цифра получится иррационально отрицательной, а для того, чтобы скрыть этот факт, общественности «впаривается» очередной радостный фейк про ташкентский рейс.
Зато Борис Дубровский, так трепетно относящийся к ВСМ, почему-то не ознакомился в Узбекистане с местными высокоскоростными железными дорогами. А ведь там давно уже ходит поезд Ташкент-Бухара - самый быстрый на постсоветском пространстве, напомнил мне Яков Гуревич. Он преодолевает расстояние в 605 км за 3 часа 44 минуты. Интересно, что затраты на эти 605 км были в 10 раз меньше, чем планируемые (365 млрд) на 220 км магистрали Челябинск-Екатеринбург. При том, что условия там гораздо сложнее: перепад высот более 500 метров, крутые повороты. Неинтересный опыт, конечно.
Но мы все это не в качестве критики. Хорошо, что этих авиарейсов нет, иначе челябинцам, которые никогда не полетят ни в Ташкент, ни в Урумчи, пришлось бы оплачивать их из своего кармана (областного бюджета) иностранным или российским авиакомпаниям (как это было при М.Юревиче с «Уральскими авиалиниями» и как это происходит сейчас с «Тюмень-авиа»).
А губернатор пусть и дальше летает в своих возвышенных снах. Это гораздо приятнее, чем налаживать отопление и водоснабжение в домах людей, живущих подле «модернизирующегося» за миллиарды рублей челябинского аэропорта
в условиях средневековой деревни. Только из-под палки, только через прокуратуру - и то не факт, что сделают: это ведь не в Ташкент летать.