Кресло без гарантий

Jun 13, 2017 11:00

       На минувшей неделе случилась история, которая убедительно продемонстрировала позицию Москвы в отношении администрации Б.Дубровского, но не была по достоинству оценена наблюдателями. А зря.

Эта история - фактический запрет федерального Минфина на выдачу новых бюджетных гарантий правительством Челябинской области (иначе регион не получит денег на погашение банковских кредитов) - и резкий публичный протест главы областного финансового ведомства Пшеницына (читай - губернатора Дубровского).
          Произносить в адрес федерального правительства вызывающие слова вроде «конечно, мы выражаем несогласие и не даем себя ограничивать сверх правил» (прямо какая-то лексика Навального!), совсем не в традициях отечественной «вертикали власти». Тем более, что Минфин РФ давно уже превратился в настоящее «силовое ведомство» в отношениях с регионами и их начальниками.

Чем же так не по нраву пришлась губернатору позиция федерального Минфина, если он решился на открытый конфликт с Москвой?

Говоря просто, центр решил жестко ограничить практику выдачи местными властями новых бюджетных гарантий (наращивание госдолга) под проекты тех или иных частных компаний, чем всерьез затронул интересы областного руководства. Хотя, казалось бы, - с чем тут спорить?
        Средства бюджета области весьма ограничены и имеют своим главным назначением не поддержку чьего-то бизнеса, а устойчивость социальной сферы. Гарантии бюджета частным фирмам - те же векселя, по которым придется платить, если что-то у них пойдет не так. Это - прямые риски для обеспечения больниц, школ, зарплат, инфраструктуры.

Напомним, что придя к власти, Дубровский весьма жестко обрушился на своего предшественника по этому поводу и даже заявил о введении моратория на предоставление частным фирмам крупных бюджетных гарантий - поводом послужили поручительства, выданные администрацией М.Юревича некоторым производителям птицы на сумму в 2,5 млрд рублей. Жесткая риторика объяснялась тогда именно необходимостью оградить бюджет от излишних рисков. «Все понимают, о ком и о чем идет речь» - сказал новый глава области.

Однако вскоре выяснилось, что у Юревича и Дубровского просто разные предпочтения при отборе компаний, которым хочется получить бюджетные гарантии, если банковское обеспечение по тем или иным причинам затруднено или кажется слишком дорогим. Сегодня областные чиновники обосновывают противостояние Москве тем, что жесткая позиция Минфина не дает им возможности гарантировать некие «новые инвестиционные проекты», но хорошо известно, что крупные госгарантии правительство Дубровского выдавало лишь одной группе компаний - ЧТПЗ под закупки металла у ММК, который сам губернатор не так давно возглавлял.
        Почему бы столь серьезным фирмам не напрячься и не поискать гарантий на финансовом рынке, а не в бедном бюджете?

Летом 2015 года область выдала такие гарантии Группе ЧТПЗ на беспрецедентную сумму в 8 млрд рублей, затем продлила их. Следом, уже в 2016 году, были выданы новые (сумма не оглашалась), которые закончились 1 июня 2017 года -  аккурат к сегодняшнему конфликту с федеральным Минфином по этому поводу. Обязательства области, связанные с проектами ЧТПЗ - ММК, которые не нашли банковского обеспечения (да и зачем? - бюджетные гарантии дешевле банковских), несравнимо масштабнее обязательств администрации Юревича - причем в значительно худшей социально - экономической обстановке. Центр обратил внимание на эту проблему и ограничил возможности губернатора помогать некоторым бизнесменам, а в ответ услышал публичный отказ подчиниться.

Этот нервный срыв знаменует собой крах незамысловатой «экономической политики», давно практикующейся в регионе: П.Сумин раздавал деньги областного бюджета, когда их было много, М.Юревич успешно «осваивал» многомиллиардные федеральные транши. У Дубровского «дебет с кредитом» разошлись окончательно, так как инвестиции не идут в область, а уходят из нее, центр также денег не дает. Единственным ресурсом губернатора остались личные обещания и бюджетные гарантии; первые ничего не стоят уже давно, вторые теперь запрещает Минфин (это, кстати, окончательно ставит крест на проекте ВСМ «Челябинск -Екатеринбург», так как облигационные схемы его финансирования, придуманные областными властями, невозможны без государственных гарантий, в том числе - региональных).

В этой истории есть нюанс, позволяющий увидеть ее политический подтекст. Области не позволяют наращивать госдолг, хотя по существующим нормам такая возможность еще есть: это похоже на «персональные санкции». В Москве видят, что бюджетные гарантии в руках губернатора - вовсе не поддержка «новых инвестиций». Позиция центра представляется недвусмысленной: сменщик Дубровского не должен оказаться заложником многомиллиардных бюджетных гарантий, выданных правительством области группе избранных металлургических компаний.

Московские чиновники лишают губернатора последнего ресурса, а заявление его министра выглядит как алиби главы области перед деловыми партнерами: я делаю больше, чем могу. Остается, правда, еще кресло, но без финансовых полномочий оно идет по цене мебели. Если, пренебрегая указаниями центра, Дубровский продолжит наращивать долг региона сверх указанного норматива, появятся формальные основания забрать и кресло.

гарантии бюджета, ЧТПЗ, Минфин, Б.Дубровский, ММК

Previous post Next post
Up