Тонкая грань

Feb 19, 2016 18:02

         Вчерашний визит губернатора Б.Дубровского и полпреда И.Холманских на ЧТПЗ дает хороший повод для некоторых замечаний о характере экономической политики, осуществляемой в регионе.
         В ходе этого визита было озвучено, что сохранить стабильные показатели производства трубной компании помогла в прошлом году именно «поддержка со стороны правительства региона», выразившаяся в предоставлении гарантий областного бюджета на сумму 8 млрд рублей: под эти гарантии ЧТПЗ осуществил массированные закупки металла у ММК http://gubernator74.ru/news/holmanskih-i-dubrovskiy-posetili-chtpz-19779

Сумма, на которую область поручилась за ЧТПЗ, беспрецедентна для одного предприятия. Напомню, что в феврале 2014 года Борис Дубровский заявил о введении жесткого моратория на представление частным фирмам крупных бюджетных гарантий - поводом послужили поручительства, выданные администрацией М.Юревича компании «Уралбройлер» на сумму в 2,5 млрд рублей. Тогда это логично объяснялось необходимостью оградить средства бюджета от излишних рисков. «Все понимают, о ком и о чем идет речь» - сказал глава области.

Теперь госгарантий попросили другие люди - и они были выданы. В значительно большем объеме, в гораздо более сложной финансово-экономической ситуации, при весьма проблемных перспективах наполнения бюджета в 2016 году. Да и компания, просившая поручительство и получившая его, далека от финансовой стабильности. Не далее как в 2013 году, когда совокупная задолженность группы ЧТПЗ превысила 100 млрд рублей, а компания Deloitte & Touche выразила «серьезные сомнения относительно способности Группы ЧТПЗ продолжать свою деятельность в обозримом будущем» http://www.uralinform.ru/analytics/economy/168787-blesk-i-nisheta-milliardera-komarova/, компания и банки организовали весьма сложную сделку по реструктуризации огромной задолженности группы путем выдачи двух синдицированных кредитов на общую сумму 86,5 млрд рублей сроком на 7 лет на условиях повышенной процентной ставки https://alfabank.ru/ivanovo/investment/2013/3/5/30581.html

Неудивительно, что в 2015 году группе ЧТПЗ более не удалось получить ни новых гарантий федерального правительства, ни банковских кредитов. Единственным, кто пошел на риск выделения масштабных гарантий закредитованной компании, оказался бюджет Челябинской области. Больше того, так как ситуация на металлургических рынках ухудшается, компания просит у области новых гарантий. Скорее всего, они будут выданы.
        Помогать региональной промышленности, безусловно, нужно. Но слишком часто, слыша  впечатляющие фразы о «поддержке местных производителей» мы забываем, что фактически речь идет о бюджетной помощи конкретным крупным коммерческим структурам (бенефициары которых, как правило, зарегистрированы далеко за пределами не только области, но и страны), чье руководство не смогло по тем или иным причинам обеспечить эффективность своих бизнес - проектов.

Должны ли в таких условиях брать на себя их коммерческие риски все жители области? Должен ли бюджет региона на постоянной основе исполнять функции инвестбанка, обслуживающего вполне определенные компании? При том, что десятки и сотни таких же историй - в том случае, если собственники помельче и не имеют прямых выходов на правительство и губернатора, заканчиваются банальными банкротствами, а бизнес переходит в другие руки. Никому и в голову не приходит спасать эти компании (точнее - капиталы их владельцев) при помощи бюджета: рынок есть рынок.

Мы знаем, насколько важны ЧТПЗ и ММК для экономики региона. Мы также знаем, как близки их собственники (не вчера пришедшие в большой бизнес) между собой и сколь чутко губернатор Дубровский, в недавнем прошлом - генеральный директор ММК, относится к проблемам своих бывших коллег и партнеров. Это не грех и не преступление. Но хотелось бы видеть в экономической политике правительства области более четкую грань между поддержкой промышленности и лоббированием интересов избранных компаний «родных» для чиновников отраслей.  

гарантии бюджета, Борис Дубровский, ЧТПЗ, ММК

Previous post Next post
Up