Как пить дать. Экспертиза & демагогии

Jan 26, 2016 15:33

         В сегодняшнем эфире «Темы дня» на Радио - «КП» мы говорили о серьезном документе,  замалчиваемом сейчас местными властями и официозными СМИ - заключении Общественной палаты Челябинской области  № 407-З-15 от 24.12.2015 г. «О предложениях по устранению негативных последствий, связанных с разработкой проекта границ зон санитарной охраны Шершневского водохранилища и реки Миасс» (об этом - в третьей части эфира)
https://soundcloud.com/radio-kp-regioni/260116a

Это заключение, подготовленное судебными экспертами, учеными, членами и экспертами Общественной палаты на основании решений судов, материалов прокуратуры, Росреестра, ФГУ «ФКП», других официальных источников и обращений граждан, не оставляет камня на камне от экологической демагогии, широко практикуемой нынче муниципальными и региональными властями: чиновники публично сокрушаются об экологических проблемах Челябинска и области, прозрачно намекая на то, что от них тут мало что зависит, но при этом ничего не делают, чтобы реализовать собственные полномочия и уже принятые решения в этой сфере.
           В частности -  спасти гибнущее на глазах Шершневское водохранилище - единственный источник питьевой воды миллионного города. Больше того - эксперты отмечают очевидный интерес чиновников в ими же спровоцированной правовой неразберихе и массовых нарушениях прав граждан, связанных с многолетним отсутствием зон санитарной охраны водохранилища.
          Мы сделаем все, чтобы эта проблема, которую «не замечают» местные власти, претендующие на проведение в Челябинске саммита ШОС, получила максимальный резонанс. На днях эта тема предварительно обсуждалась на группе экологического мониторинга регионального ОНФ.

Вот лишь несколько выдержек из Заключения Общественной палаты (всего в документе 79 страниц).

«….В Челябинской области за последние годы не создано ни одного парка, сквера, зеленой зоны. Зеленые зоны превращаются в термитники. Чистый левый берег Шершневского водохранилища превратился в свалки, горы насыпного размываемого грунта, заросших сорняками, невзрачные многоэтажные объекты
жилищного строительства при отсутствии надлежащей централизованной хозбытовой и ливневой канализаций, необходимых коммуникаций, дорог и другой инфраструктуры (пос. Женева, Просторы, Залесье, и другие - посёлки брошенных дольщиков).
          ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Челябинской области» отмечает катастрофически нарастающее ухудшение качества воды в питьевом водоёме. За последние годы от 70% до 90%, в 2015 году - 100% от числа отобранных для лабораторных исследований проб воды Шершневского водохранилища в створе водозабора Сосновских водоочистных сооружений не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям.

Вместо недопущения новых источников загрязнения питьевого водоема отдельные представители федеральной и областной власти постоянно занимаются различными технологиями продажи престижной земли, которые привели к хаосу и беспорядку в строительстве в зоне санитарной охраны».

«….В 2011 году границы зон санитарной охраны вносятся в Государственный кадастр недвижимости. Это делалось без надлежащей карты и проекта зоны санитарной охраны по представлению Министерства промышленности Челябинской области, которое не было наделено соответствующими полномочиями.
        Именно поэтому границы зон санитарной охраны были исключены из Государственного кадастра недвижимости на основании решения Сосновского районного суда Челябинской области от 21.09.2011года (Дело № 2-1098/2011). С 2011 года началась продажа земли без каких-либо ограничений. До настоящего
времени, начиная с 2007 года, продано и оформлено в собственность более 38 тысяч земельных участков».

«Областной и муниципальный бюджеты не пополнились ресурсами от продажи земли, которые можно было получить от реальной стоимости земли. Средства от продажи земли не направлялись на создание социальной инфраструктуры, коммуникаций, дорог, на осуществление охранных мероприятий территории. По данным следственных органов, средства от продажи земли ушли в оффшорные зоны тем, кто инициировал продажу земли и, по всей вероятности, жить в Челябинской области не собирался. Обманутыми дольщиками при строительстве жилья оказались сотни граждан. (См. материалы уголовного дела ОВД СЧ СУ УМВД по г. Челябинску № 4718056 от 7 августа 2015 г). Назрел социальный конфликт».

«…Представители органов власти вынуждены начать очередной процесс формального наведения порядка. С января 2015 года прокуратура Сосновского района из 38 тысяч земельных участков, оформленных в собственность, выборочно (непонятно по каким критериям выбирались участки), подала сначала 2, а затем 40 исковых заявлений в Сосновский районный суд на изъятие земельных участков, ссылаясь на то, что земельные участки, находящиеся во втором поясе зоны санитарной охраны, ограничены в обороте и не могут находиться в частной собственности. Для придания законности исковым заявлениям, прокуратура Сосновского района начала оперировать границами зон санитарной охраны, которые 05.06.2015 года внесены в Государственный кадастр недвижимости по представлению Министерства имущества Челябинской области, т.е. после времени принятия правоустанавливающих документов на спорные земельные участки. Выборочно готовятся исковые заявления в суд на изъятие 3-х тысяч земельных участков».

«Проблема усугубляется. В случае принятия решений судом изъятия земельных участков, администрации Сосновского района придется из бюджета района возмещать убытки, понесенные добросовестными собственниками земельных участков, полученных до 05.06.2015 года, что приведет к новым социальным конфликтам. В суды будут направлены иски граждан по компенсации стоимости купленной земли, затрат на строительство и убытков. Количество таких исков будет пропорционально количеству решений судов по изъятию земельных участков. При этом следует учесть, что судебный процесс, только по одному иску, занимает по времени до нескольких лет, что приводит к дополнительным затратам бюджета на судебные процессы, потерянному времени и здоровью собственников земельных участков. Общая стоимость компенсации составит минимум 38 млрд руб., которая в свою очередь ляжет бременем на налогоплательщиков всех уровней, так как таких средств у муниципалитета просто нет. Всё это, в конечном итоге, может привести к ещё большему социальному взрыву».

«….манипуляция границами зоны санитарной охраны способствует переделу собственности на землю, но не решает главного вопроса - охраны питьевого водоема. Строительство в границах зон санитарной охраны питьевого водоема ведется с грубейшими нарушениями санитарных правил. Сброс сточных, в том числе дренажных вод, от застроенных территорий идет непосредственно в питьевой водоем, что категорически запрещено пунктом 1 части 3 статьи 44 Водного Кодекса. Генеральный план застройки зоны санитарной охраны питьевого водоема разработан формально для создания иллюзии законности строительства»

«….Следует отметить, что до настоящего времени поручения правительственных органов Челябинской области так и не исполнены, то есть проект зон санитарной охраны Шершневского водохранилища так и не разработан. Поэтому тысячи гектар земель прибрежной территории питьевого водоема были перераспределены с использованием различных технологий оформления в собственность и аренду…»

Файл полностью можно скачать здесь http://op74.ru/main/materials/documents/
 Уже обращалось к этой теме и федеральное телевидение http://www.otr-online.ru/programmi/sotsialnii-reportazh-9057/mikroraionov-chelyabinska-mogut-45878.html

Наши чиновники очень любят поговорить «вообще» о необходимости квалифицированной общественной экспертизы насущных для населения проблем - особенно в сфере экологии. Что может быть насущнее состояния единственного источника питьевой воды для Челябинска? Подробнейший документальный анализ и экспертиза теперь сделаны, выводы и рекомендации независимых экспертов сформулированы, документ разослан во все имеющие отношение к делу инстанции - от губернатора и природоохранного прокурора до специализированных кафедр областных вузов. Пока что ответом по-прежнему является молчание.

-  Решение этой проблемы полностью находится в пределах компетенции властей Челябинска и области, - говорит один из авторов работы, судебный эксперт, член Общественной палаты города Владимир Добрынин (на днях он рекомендован на пост председателя комиссии по архитектуре и градостроительству, городской среде и экологии, тарифному регулированию и услугам ЖКХ палаты) -  На застраиваемых коттеджными поселками территориях, прилегающих к Шершням, совершенно необходимо обустройство ливневой канализации и набережной, ограждение зоны водозабора в соответствии с требованиями Водного кодекса РФ. В подготовке нашего заключения принимало участие около 30 научных и экспертных организаций, мы участвовали в судах, которые выносят сейчас решения, фиксирующие отсутствие четкого зонирования водоохранных зон и правового порядка в этом вопросе. Такое положение далее нетерпимо.

Действительно - что мешает прекратить, наконец, досужие разговоры и употребить конкретные властные полномочия, оградив Шершневское водохранилище от стремительной деградации (постоянно растущая стоимость здешней воды для горожан и махинации вокруг нее - отдельная острая тема), а челябинцев - от тяжелых последствий бездеятельности и безответственности чиновников?   
            Даже дикие животные прекращают смертельные схватки у водопоя. В Челябинске, кажется, утрачен и этот спасительный инстинкт.

заключение, Общественная палата, Шершневское водохранилище

Previous post Next post
Up