День рождения Сергея Иосифовича Фуделя.
Почти под новый (новый) год 30 декабря мы записали передачу о недавно (сентябрь 2023) вышедшей книге писем и стихотворений Сергея Фуделя "Весенний воздух вечности". Поскольку на презентации книги в ноябре из-за болезни я не была (но слушала в записи), то мы поговорили и о людях, которые создавали эту книгу, очень долгожданную, о тех, кто стоял у истоков первых изданий, вообще о всех причастных к сохранению наследия Сергея Иосифовича. Всем поклон низкий. Перечислять их - не хватит страницы.
Не знаю, выйдет ли передача на радио «Благовещение», многое сейчас имеет тенденцию к сворачиванию, но у меня осталась какая-то недосказанность…
Книгу, которую мы представляли, можно назвать бесценным изданием. Более 700 стр. - в основном письма, часть из которых (более 70) публикуется впервые, «30 стихотворений для друзей»** и еще ряд стихов, нашедшихся в личных архивах.
Лаконичный дизайн, вклейка с фотографиями (и редкими), именной указатель - достойный академический уровень, который отличает книги издательства ПСТГУ.
Выходившие ранее письма (в 1-м томе трехтомника) я читала не раз, в памяти иные строки живут, как слова молитвы, но сейчас словно подсвечиваются другие фрагменты знакомых писем… Неисчерпаемый источник - мудрости и утешения.
Книга - Сретение, встреча с удивительными людьми, которые составляли ближний круг Сергея Иосифовича. Не только семья, но и друзья юности, коллеги, сотаинники молитвенного - в узах - подвига.
Писем к сыну Николаю из ссылки - больше всего (сохранил Николай Сергеевич! «Если бы не разлучались, то не были бы так близки…»). В них сердечная боль о детях, которые растут без отца («Варенька - это мой ничем не прикрытый кусок сердца…»), тоска по близкой душе - сестре Марии («Мы пили с нею из одного источника, всем лицом погружаясь в воду...»), очень высокие уроки добра, дарования, мужества.
Фудель - отец, брат, муж, Фудель - проповедник. Дар проповедника раскрылся очень полно в книгах С.И. Священником Сергей Фудель не стал, отказавшись от этой стези и понеся бремя скорбей, но людей окормляет до сих пор. Для меня это человек, который приблизил Евангелие, сплел его контекст с реалиями настоящей жизни - облек их в новую форму притчи.
Постарались рассказать о некоторых адресатах писем - о каждом из них можно сделать передачу: Николай Николаевич Третьяков, Николай Евгеньевич Емельянов, Татьяна Михайловна Некрасова, Евгений Алексеевич Карманов, Мария Федоровна Мансурова и многие замечательные люди своего времени… Поразителен уровень общения: деликатность, уважение, любовь, бережность, врожденное благородство.
Пронзительны письма к Марии Мансуровой, которые выходили отдельным изданием,они есть в сети. Эти письма (их немного) лучше читать подряд: «пишу Вам, как свидетелю верному этих людей и хранителю их благодати и тепла…». «Вы для меня - звено из золотой цепи близких…» Пожалуй, самый близкий Фуделю человек, оба подвергались репрессиям, теряли близких людей (М.Ф. - вдова свящ. Сергия Мансурова, +1929), оба очень полно жили и дышали «воздухом той земли, на которой стояли пречистые ноги Его…»
Говорить об отношениях Сергея Иосифовича и учителя его юности С.Н. Дурылина сложно, даже больно. Но как открывается через письма к учителю огромное благодарное сердце С.И., как обнажаются трагедия выбора, верность дружбе и милосердие.
Покровский период жизни Фуделя - это прежде всего напряженная работа: переводы, поездки в Москву, встречи, служение в храме, а еще - нелегкий быт, болезни, тревога о семье...
Именно письма этого периода свидетельствуют о том, насколько насыщенными были работа, общение, писательство, сколько важных профессиональных советов и консультаций сохранилось в письмах С.И. и, судя по всему, в ответах на них…
Читатель этой уникальной книги становится свидетелем тайного разговора людей, глубоко понимающих жизнь и связанных Промыслом, для него, теперь невольного свидетеля, очевидна степень ответственности за преломление хлеба духовного родства, за тайну любви, по которой только и можно узнать, кто есть ученики Христовы…
И это доверие нельзя посрамить, дорогой читатель.
* Строка из письма С.И. Фуделя.
** О стихах постараюсь написать отдельно.