"Дух тихой, гонимой русской святости..." *

Jul 07, 2023 16:15



О мученическом пути Сергея Иосифовича Фуделя, его тюремном и лагерном опыте мы узнаем из его книг и писем. А вот канва его жизни - с попытками обустроится после заключений, пустить корни, наладить быт для семьи - знакома нам только по фрагментам писем и воспоминаниям детей. Именно через крах надежд на устройство, через потери дома, только ли построенного (сгорел при пожаре в 1933 году в Загорске), отремонтированного ли ценой немалых средств и усилий (после этого родственница отказалась продавать часть дома в Лебедяни в 1947 году) Господь оттачивает христианское смирение Сергея Иосифовича. Поразительно, как эта несломленная душа выходит из передряг, какое у С.И. доверие Христу, ведь и Тому негде было голову преклонить.. Горечь, конечно,  у Фуделя была - о семье прежде всего всё его попечение. Но за доверие Господь даровал ему и работу, и угол, и воссоединение с семьей, и помощь детей (их взаимную дружбу и поддержку), любовь и верность жены ("Она в бодрости и в чуде жизни ради других. Ради себя этого чуда не посылается…" (из последнего письма С.И. сыну Николаю из Покрова)). Но главное из всех милостей Божиих - дар слова. Это упование и позволило Сергею Фуделю достойно пройти этапы, смертные бараки, пустыню человеческого одиночества. Так, через эти скорби и изъятия всего, к чему так стремится человек в земном своем круге, претерпевание до конца - уже через болезни, - Господь готовил святого.

Об этих мытарствах в периодах между арестами - хорошая статья на "Усманском краеведческом портале":

"В Загорске Сергей Иосифович устроился бухгалтером на местном заводе. На последние средства, собранные друзьями и вырученные от продажи старинной мебели, удалось построить маленький домик. «Фудель надеялся, что все же обретет семейный приют, построит родовое гнездо, которое оставит детям. “Домик вышел уютным, чистым, в нем стоял свежий запах сосны, краски и пирогов - предстояло отпраздновать новоселье”.
Но случилось непредвиденное - накануне намечавшегося семейного праздника, в ночь на Успение 1938 года дом сгорел дотла. Сын Николай вспоминал: «То, что не смогли истребить лагеря, конвои и допросы, едва не погубило это немыслимое крушение уже вроде бы осуществленного домашнего очага. Я помню зарево до самых звезд, обугленные кроны лип и безумное обожженное лицо отца. В одной рубахе, оборванный и страшный, он воздел руки в багровое небо и крикнул: “Бери, бери все!”».


Уже через год, в канун войны, был построен другой дом на окраине Загорска.
6 марта 1942 года Сергей Иосифович Фудель был мобилизован.
На фронте Сергей Фудель был рядовым роты охраны при поездах, пере­возящих боеприпасы, - и на Волховском направле­нии, и под Сталинградом. Мог погибнуть каждый день, но был счастлив, ибо был свободен...
Демобилизованному в звании младшего сержанта и награжденному медалью «За победу над Германией» Фуделю удалось устроиться на работу в Москве секретарем кафедры английского в Военном институте иностранных языков.
Однако в марте 1946 года началась новая волна арестов..."
подробнее

Еще Усманские свидетельства. На фото
- домик, в которм жил С.И. Фудель с семьей в 1950-х.

* Слова прот. Владимира Воробьева.

Фудель, Христос посреде нас, святые, ветер из прошлого, портреты

Previous post Next post
Up