"Несмотря на мнения противников канонизации императора Николая II, которые, в основном, нужно отметить, основываются на негативных стереотипах, навязанных обществу коммунистической пропагандой, в августе 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Церкви царь Николай II и вся царская семья были причислены РПЦ к лику святых в составе Собора новомучеников и исповедников Российских. При этом особо подчеркивалось, что прославление Царственных мучеников было свободно от всякой политической конъюнктурности и «не обозначало «канонизации» монархической формы правления»
1.
Однако следует отметить, что из наиболее известных духовными дарами представителей Церкви никто и никогда не канонизировал, так называемые, демократические формы правления. Наоборот, из уст святых отцов XVIII-XX вв. мы слышим ясное указание на необходимость и благотворность для России именно власти самодержавного Царя. Свт.
Димитрий Ростовский, свт.
Филарет Московский и свт.
Феофан Затворник, преп.
Серафим Саровский и св. прав.
Иоанн Кронштадтский2, преп. старцы Оптиной пустыни, а также один из первых мучеников, пострадавший сразу после кровавого октября 1917 - свт. Владимир Киевский, единогласны в своих суждениях по этому вопросу. Например, знаменитый свт.
Филарет (Дроздов), поддерживая идею самодержавной монархии как власти Богом установленной, давал богословское обоснование как ее самодержавности, так и наследственности. Способный к весьма смелому противостоянию Царю в вопросах, касающихся компромиссов совести, Святитель предчувствовал, что гибель Российской империи придет с Запада. Он отмечал, что западные христианские народы «делают для себя постановления, не основанные на постановлениях Божественных», называл их «строителями Нового Вавилона», характеризовал демократический образ правления как избрание правителей, «порабощенных своим подданным»
3.
В связи с этим хочется сразу подчеркнуть единомыслие св. царя страстотерпца Николая II с сонмом святых русской Церкви по вопросу о необходимости сохранения традиционной для России самодержавной власти Царя как основы ее политического и экономического процветания. Изменить строй, отворить ворота нападающим сторонникам демократии в глазах Царя означало - положить начало не только распаду страны, но и неизбежным многочисленным бедам для населяющих ее народов. Неспособность демократов сохранить власть и порядок, страшные бедствия немедленно последовавших революции, гражданской войны и разрухи стали историческим доказательством его правоты.
Любопытно подтверждение успешности самодержавного правления императора Николая II из уст знаменитого Уинстона Черчилля: «самая негибкость строя придавала ему мощь… Самодержавный Царь, какие бы ни бывали прискорбные упущения, повелевал Россией. Никто не может доказать, что власть на три четверти или на половину царская, а на остальную долю парламентская могла бы чем-либо вообще повелевать в подобные времена». Отмечая неординарность личных качеств царя Николая II, ставших основой почти что достигнутой Россией победы в первой мировой войне, У. Черчилль подчеркивал: «тот строй, который в нем (царе Николае II) воплощался, которым он руководил, которому своими личными свойствами он придавал жизненную искру - к этому моменту выиграл войну для России… Вмешивается темная рука, сначала облеченная безумием. Царь сходит со сцены. Его и всех его любящих предают на страдание и смерть. Его усилия преуменьшают; его действия осуждают; его память порочат… Остановитесь и скажите: а кто же другой оказался пригодным? В людях талантливых и смелых; людях честолюбивых и гордых духом; отважных и властных - недостатка не было. Но никто не сумел ответить на те несколько простых вопросов, от которых зависела жизнь и слава России». К сожалению, корабль России «пошел ко дну, когда гавань была в виду. Она уже претерпела бурю, когда все обрушилось. Все жертвы были уже принесены, вся работа завершена. Отчаяние и измена овладели властью, когда задача была уже выполнена»
4.
Говоря о духовных качествах личности императора Николая II и их значении для судеб Отечества, прежде всего, хочется подчеркнуть духовную чуткость и мужество этого человека. Ошибки практически неизбежны в жизни любого человека, в том числе и святого. Тем более они неизбежны при практической деятельности политического характера. Но ощущать и осознавать важнейшие насущные потребности великой страны с огромным и разнородным населением так, как это ощущали люди
молитвы и богообщения (а именно так нужно охарактеризовать всякого святого) может только человек духовно чуткий и мужественный одновременно. Авторитет упомянутых нами святых во время жизни императора Николая не был еще утверждён общецерковным прославлением, а «напор» демократически мыслящих представителей разных сословий на ослабление или совершенную отмену царского самодержавия был очень высок..."
Подробнее