Из жизни священника Василия Агуры (1899 - 1987)

Feb 13, 2023 11:39




УДИВИТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИИ ИЗ ЖИЗНИ ОДНОГО СВЯЩЕННИКА

"...Давно хотел записать несколько историй из жизни отца Василия Агуры. Кому-то они могут показаться невероятными. Но он рассказывал их сам: не думаю, что он стал бы что-то придумывать или приукрашивать.

История 1. Как отец Василий судился с румынским королем

Отец Василий был председателем общества бессарабских (задунайских) переселенцев. Оно объединяло потомков людей (в основном болгар), которые переселились на территорию Российской империи из местностей, захваченных турками.

Аналогов этому обществу в империи не существовало. Оно занималось и коммерческой, и благотворительной деятельностью, и самоуправлением.

Сиротские приюты, богадельни, школы, училища, - все это находилось в его ведении. А основные деньги на это оно добывало рыбной торговлей. Обществу была отдана концессия на вылов рыбы из самого большого пресноводного озера на территории Бессарабии - Ялпуг.

В доме отца Василия стоял телетайп. Ранним утром он узнавал цены на рынках Европы, и каждый день по железной дороге отправлялись составы с рыбой.

После развала империи эта часть Бессарабии отошла к Румынии. Доходы общества были настолько велики, что румынский король решил наложить на них руку и издал соответствующий закон.

Но отец Василий был не тот человек, чтобы смиряться с беззаконием. Пусть даже королевским.

Он нанял двух бельгийских адвокатов (они сами предложили ему помощь: дело обещало быть громким), опротестовал королевский указ в международном суде и выиграл дело.

Ещё 20 лет общество содержало на "рыбные" деньги свои благотворительные заведения. Пока в 1940 г. территория Бессарабии по договору между Сталиным и Гитлером не отошла к СССР.

Советские войска быстро навели порядок: заведения закрыли, озеро отобрали, общество разогнали, отца Василия отправили в Воркуту с обвинением "улучшал жизнь бессарабских крестьян, отдаляя приход Советской власти".

История 2. Как отец Василий в бараке молился

Обстановка в лагерных бараках не самая приятная, а священнику там тяжело вдвойне. Ему нужно там не просто жить, но жить по-христиански.

Вся жизнь заключённого проходит на виду у других людей и скрыть, что ты молишься - сложно. Впрочем, допускаю, что отец Василий особо и не пытался скрывать: не тот у него был характер.

Каждый раз когда он становился на молитву в бараке поднимался вой и мат. Урки орали ещё больше, чем в обычное время.

Однажды местный барачный "авторитет" тяжело заболел. В больницу его почему-то не отправили, оставили подыхать в бараке. Все его приятели от него тут же отвернулись. Некому было даже подать ему воды.

Тогда отец Василий взял уход за ним на себя: поил его, выпрашивал у врача таблетки, кормил.

Урка оправился и даже исполнился к отцу Василию своего рода благодарностью. Каждый раз, когда тот становился на молитву, "авторитет" рявкал: "Всем молчать! Батя молится!" и иногда даже просил: "Батя читай вслух". И на какое-то время барак притихал.

История 3. Как отца Василия в шахте завалило

Отец Василий попал не в "шарашку", а на самые страшные работы, которые тогда существовали, - в Воркутинские шахты.

Это был "конвейер смерти". Мало кто из заключенных выживал там дольше полугода.

Наверное, и отец Василий не избежал бы общей участи, если бы не попал под завал.

Вместе с группой заключённых его завалило в одном из проходов. Они лежали под завалами три дня.

Отец Василий все время читал "Отче наш" и старался подбадривать других, хотя сам был сильно искалечен.

На третий день он услышал голоса спасателей. Сил звать на помощь не было, но им как-то удалось собраться и всем вместе крикнуть...

В лагерной больничке к санитарам, державшим отца Василия, подошёл врач. Осмотрел его:
- Этот не жилец: позвоночник сломан. Бросьте его в коридоре.

Отца Василия оставили на полу в коридоре прямо под открытой форточкой. Так что к перелому ещё добавилась пневмония. Но он выжил.

История 4. Как отец Василий конвоира спас

После выздоровления отца Василия обратно на шахты не отправили, так как он едва мог ходить (он так до конца жизни и оставался согнутым).

Его перевели на работу учетчиком на железнодорожную станцию в пяти километрах от лагеря.

Однажды на пути в лагерь неожиданно налетел буран. Буквально, за несколько минут дорога (да и все вокруг) исчезла. Конвоир, заметивший приближение бурана, побежал вперёд.

Отец Василий ковылял, пока мог идти. Потом упал и начал проваливаться в сон/забытье.

Все это время он повторял про себя: "Господи помилуй! Господи помоги!".

Вдруг он почувствовал, что его тормошат. С трудом он открыл глаза.

Над ним стоял какой-то человек, едва различимый среди бурана.

- Замерзаешь? - спросил он. - Вставай. Идём за мной!

С трудом отец Василий поднялся на ноги и поплелся за провожатым. Он едва различал его впереди.

А в какой-то момент опять споткнулся и упал. Оказалось, это лежит лагерный охранник, который убежал вперёд.

Отец Василий начал его тормошить. Тот крыл его матом и подниматься не хотел. В конце концов всё-таки они то ли пошли, то ли поползли дальше вместе. Отцу Василию даже пришлось какое-то время тащить охранника за собой.

Сколько времени все это продолжалось, вспомнить он не мог. Из памяти выпало и когда опять пропал охранник.

Просто в какой-то момент он наткнулся на ступеньки. Это был барак охраны. Но сил вползти наверх у него уже не осталось. Он потерял сознание.

Спасло его то, что кто-то из охранников "вышел до ветра" и увидел тело на снегу. Неподалеку нашли и конвоира. Спасти удалось обоих.

Потом отец Василий пытался узнать, кто же был тот человек, который поднял его из сугроба и заставил идти. Деревень в округе не было. Из лагерной охраны никто от лагеря не отлучался.

До конца жизни он был уверен, что спас его ангел хранитель...

История 5. Как отец Василий Хрущева матом покрыл

Из лагерей отца Василия выпустили в 54-м. Долгое время он лечился на минеральных водах в Кагуле. Потом опять вернулся к служению.

К этому времени пошла хрущёвская волна гонений на церковь. Повсеместно начали закрывать храмы. В Болграде, где жил отец Василий, закрыли Свято-Николаевский собор. Остался только центральный - Свято-Преображенский.

Это - уникальный памятник, особо ценимый местными болгарами.

Он был построен в 1833-1838 годах на средства болгарской общины по плану Огюста Моферрана, строившего Исакий. Колокола собору подарил император Николай I. Эскизы для росписей создал Виктор Васнецов, а расписывал Павел Пискарёв - "отец-основатель" современной молдавской живописи.

Как-то поздно вечером в дом отца Василия постучали.

К нему пришла женщина, работавшая секретарем-машинисткой в райкоме партии. Много лет назад отец Василий заметил талантливую девочку-сироту и помог ей закончить сначала гимназию, а потом училище.

- Сегодня принято решение закрыть собор, - сообщила она отцу Василию. - Готовятся документы в Москву.

Не мешкая отец Василий собрался, нашел знакомого водителя и отправился в Одессу к архиерею. Увы! - тот оказался в отъезде: отправился в теплоходный круиз по Волге вместе с Патриархом.

Священник выехал в Москву, в Патриархию. Там тоже мало чем могли помочь. "Это разве что Хрущев может остановить", - сказали в Патриархии.

- Хорошо, - ответил отец Василий. - Устройте мне прием у Хрущева.

- И вот поднимаюсь я по лестнице, - вспоминал он в 80-х. - Роскошные ковры, чуть не на каждой ступеньке охрана, званием от майора. Вхожу в кабинет. В конце него - огромный стол и посередине лысина. Потом эта лысина поднимается и говорит: "Что ж ты ......мать.... поп...... воду..... мутишь!"

- А ты ....... мать..... на меня...... не ори...... На меня в лагерях ещё и не так орали........ И матом...... я похлеще тебя умею разговаривать!

Хрущев осекся и тут же сменил тон (я читал как-то - уж не знаю, правда ли, - что у него был некоторый комплекс вины перед лагерниками):

- Что случилось? Что вы хотели?

Отец Василий так же "на Вы" объянил ему значение этого собора для бессарабских болгар.

Хрущев поднял трубку и позвонил Георгию Карпову:

- Вы там храм собрались закрывать. В Болграде Одесской области. У меня сидит священник оттуда, говорит - нельзя, памятник национального значения. (Пауза) Какие на... "письма трудящихся"!.. Что ты мне мозги..... Храм оставить!

За достоверность истории ручаться не могу. Однако в последующие 25 лет, вплоть до развала СССР, болградский храм был единственным действующим в радиусе 60-70 километров. На праздники туда съезжались люди со всех окрестных городов и сел.

Я помню отца Василия на воскресных службах. Он всегда молился на одном и том же месте, неподалёку от выхода, скрытый колонной, с опущенной низко головой (последствия перелома).

Я подходил к нему за благословением. Он открывал глаза, чуть приподнимал голову и улыбался (как бы исподлобья).

Умер он в 1987 году, пережив большую часть своих гонителей. Нас к этому времени в Болграде уже не было..."

источник

Любопытен вот этот доклад (с. 45)о биографии о. Василия, акценты там другие. Редкие фото.

священство наше, чудо, ГУЛаг, ГУЛАГ

Previous post Next post
Up