Речь идет о литературе и о характерных чертах описываемого времени, а может быть и места. О точности передачи литератором некоторого обычая и контекста. О литературе, а не о Богослужении. Таинство Венчания претерпевало изменения (19 век и 21-й). Но тут одна фраза Толстого: "Потом он (священник) подал им свечи и, взяв кадило, медленно пошел от них...."
И, скорее всего, о .Александр имел в виду не венчание, описанное Толстым, а свадьбу. Я еще прочитаю это место. Но мы с Вами спорим на пустом месте. Никто не опровергает того, что (цитирую Вас) "На первом месте у православного священника должен быть Господь, которому Он служит и Святая Церковь, Им созданная...." Реальность, правда, с этим тезисом расходится. Порою сильно. Отец Александр не ставит под сомнение правильность исполнения (он пишет о требнике), а говорит о том, как это происходило в определенном веке. Что Толстой тоже следовал некоторой букве. А жизнь (обычаи и пр. - читайте Лескова!) с этой уставностью расходится по своим иногда веским причинам. Служба на селе отличается от службы в городе. Да в Московских храмах - одна длится 5 часов, другая 1, 5 ч. Литература - это даже не хроника жизни. И обвинение в гордыне на основании литературоведческого исследования - это, просите, пальцем в небо.
Таинство Венчания претерпевало изменения (19 век и 21-й).
Но тут одна фраза Толстого: "Потом он (священник) подал им свечи и, взяв кадило, медленно пошел от них...."
И, скорее всего, о .Александр имел в виду не венчание, описанное Толстым, а свадьбу. Я еще прочитаю это место.
Но мы с Вами спорим на пустом месте. Никто не опровергает того, что (цитирую Вас) "На первом месте у православного священника должен быть Господь, которому Он служит и Святая Церковь, Им созданная...." Реальность, правда, с этим тезисом расходится. Порою сильно.
Отец Александр не ставит под сомнение правильность исполнения (он пишет о требнике), а говорит о том, как это происходило в определенном веке. Что Толстой тоже следовал некоторой букве. А жизнь (обычаи и пр. - читайте Лескова!) с этой уставностью расходится по своим иногда веским причинам. Служба на селе отличается от службы в городе. Да в Московских храмах - одна длится 5 часов, другая 1, 5 ч.
Литература - это даже не хроника жизни.
И обвинение в гордыне на основании литературоведческого исследования - это, просите, пальцем в небо.
Reply
Leave a comment