2018 год, часть 1. 2018 год, часть 2. В прошлом году наш гараж осуществлял закупку техники. В том числе они купили два автомобиля Урал и два вездехода МТЛБ. Прикол в том, что пока техника ехала с завода сюда в город, один Урал и один МТЛБ сломались. Вот так и живём.
Данный пост я начал с такого вступления потому, что наш переезд с Кызык-Чадра на Джебь не обошёлся без приключений, главным героем которых оказался наш грузовик Урал. Далее под катом
Итак. На переезд нам прислали Урал с краном и автобус ПАЗ. В лагере, для перевозки людей к автобусу (он остался в степи, в горы не полез) нам дополнительно геологи выделили свой УАЗ таблетку.
Так как вещи были собраны ещё с вечера, то нам оставалось только погрузиться и поехать, что и было сделано с утра. В общем, поехали. Но не прошли и 2 километров, как у грузовика сломалось правое колесо. Что-то там с шестерёнками переднего моста. Пришлось остановиться, разобрать колесо, помучиться с ним час-другой, понять, что здесь мы ничего сделать не сможем, собрать колесо и аккуратно двинуть дальше.
Уже в степи, у автобуса, мы встретили ещё один наш Урал, идущий к геологам. Два водителя решили попробовать ещё раз разобрать колесо. В этот раз у них получилось. Оказалось, что повылетали зубья шестерни подключения переднего моста. Шестерню выбили, переднего моста не стало, но зато машина смогла нормально ехать.
Вроде бы можно радоваться, но проехав ещё с десяток километров, пришлось снова остановиться. В этот раз двигатель стал пробрасывать масло, отчего под капотом задымило и автомобиль превратился в паровоз. Протечку нашли и устранили. После этого каждые километров 50 приходилось останавливаться и подтягивать соединения.
В один из моментов, грузовик, после заезда на заправку, не очень долго не мог с неё выехать. Опять что-то сломалось. Но я уже не стал вдаваться в подробности и просто ждал, когда наладят.
Изначально предполагалось, что переезд займёт порядка 10 часов, но из-за поломок нам пришлось заночевать на трассе. На утро остановились ещё раз, заодно позавтракали, и к обеду подъехали на место работ. Якобы.
Я написал "якобы" потому, что никто не знал, куда нам ехать. Изначально предполагалось, что с Кызык-Чадра мы переедем всего на 100-150 километров восточнее, на так называемый Узюпский объект. Но к моменту переезда на него было не попасть, так как отсутствовала удобоваримая дорога, а геологи так и не начали её пробивать. В результате нам выделили другой объект (их в 2018 году было много), к которому никто не готовился и про который никто ничего не знал.
Нам сказано было примерно следующее: "езжайте в ту сторону, там будет деревня, за деревней есть поворот с дорогой в лес, по этой дороге едьте куда приедете, если найдёте лесорубов, спросите у них как проехать через перевал, там за перевалом в советское время где-то была проложена лесная дорога, потом по этой дороге езжайте до объекта". Вот такая инструкция к действию.
Естественно, мы никуда не попали. Вернее как... Деревню нашли, поворот нашли, дорогу нашли. Поехали по ней и упёрлись в реку. За рекой действительно стояли лесорубы. Они периодически трелёвщиками вытягивали из лесу полные лесовозы, перетаскивали их через реку и дальше те ехали свои ходом. Когда мы спросили у лесорубов про дорогу через перевал, нам ответили, что когда-то она там была, но на нашей технике не пройти и вообще мы психи соваться в такую глушь.
Понятное дело, мы запросили город (там связь ловила на горе), и нам сказали ждать геологов (они должны были через пару дней подъехать на соседний объект), чтобы с ними скоординировать свои действия. Вот так мы и заночевали на берегу реки. Потом ещё раз заночевали (в автобусе, ага).
Погода стояла жаркая, у воды роилась куча насекомых, поэтому днём сильно не походишь. Кто-то пробовал ловить рыбу, студенты спали.
Красота.
Когда приехали геологи, было решено становиться лагерем на реке и дальше ходить пешком по GPS. Всего-то каких-то 4-5 километров до угла площадки работ по пересечённой местности. К сожалению, фотографий того лагеря у меня нет, потому как после всех этих "прогулок" не оставалось никакого желания что-либо делать.
Как обычно, работа начинается с рубки просек под аппаратуру. Чем мы и занялись. Часть пути до объекта проходила через лесосеки. Там для Китая вырубаются многие километры леса. Жесть, конечно.
К сожалению, фотографии не передают всей картины происходящего там бардака. В целом же лес и сам по себе очень грязный. В том смысле, что он старый, с множественными завалами, кустарником, травой выше человеческого роста. Но если смотреть издалека, то он очень даже ничего.
Для точной координатной привязки работ, нас иногда просят найти тригонометрический пункт и к нему привязаться. А так как по карте один из пунктов лежал на нашем пути подхода к объекту, было решено в один из дней его найти.
Те пункты, за которыми следят, найти легко. Но те же, которые находятся в глуши, со временем приходят в негодность, разваливаются и сгнивают. Наш был как раз из второго списка. Судя по карте, пункт располагался на полянке на вершине горы. Но когда мы туда добрались, полянки не было. Те же заросли выше человека, кусты, завалы. Карты-то ещё советские, да и сами тригонометрические пункты из тех же времён.
Повезло, что один из рабочих при прочёсывании местности запнулся о ржавый гвоздь, которыми скрепляли брусья тригонометрической вышки. Примерно зная размеры вышки, начали искать места расположения опор. Не могу сказать что вскоре, но всё же ямки с остатками опор мы нашли. Дальше уже дело техники. На пересечении диагоналей вырыли яму, в которой и находился знак тригонометрического пункта.
За долгое время разрухи рядом с ним даже успело вырасти дерево.
Когда мы ехали на Джебь, нам обещали приятный рельеф, без крутых гор, с чистым лесом. На деле получилось всё наоборот.
Здесь между первым и последним человеком всего метров двадцать.
А вот и любимые завалы.
Из травы же преобладают всякого рода папоротники да волчья ягода.
Встречались и интересные норы. На фотографии ниже нора сантиметров 50 в диаметре, явно не кроличья.
В общем, ходили мы на рубку до тех пор, пока время работы не стало заметно меньше времени подхода до профилей. Вот например, в самый последний раз, когда мы ходили рубиться из приречного лагеря, подход до профилей составил 4 часа, рубка 3 часа и выход с профилей 4 часа. Итого 8 часов ходьбы и 3 часа работы. Это же ни в какие ворота.
К тому времени нами была обнаружена та самая лесная дорога, по которой нам предполагалось заезжать. Но без вездехода там делать было нечего. Поэтому мы и ходили пешком.
Вся дебильность ситуации заключается в том, что мы неоднократно просили дать нам вездеход. Тогда мы бы встали где надо и объёмы работ сразу же попёрли бы в гору. Но руководство в городе всячески отбрехивалось от нас. Ну естественно, мы же геофизики - второсортные люди по мнению геологов, если вообще люди.
Так продолжалось до тех пор, пока геологи на соседнем объекте не закончили свою работу и им не понадобилось переехать к нам. Вездеход тут же нашёлся, вот прямо будто за поворотом ждал стоял. Вот так, вместе с геологами, мы, наконец, попали куда нужно.
Ниже я приведу всего несколько общих фотографий нашего нового лагеря. Дело в том, что один фиг они все практически одинаковы.
Ящериц там было просто помойка. А в бане жила самая настоящая жаба.
А ещё нам привезли спутниковую тарелку. В результате, каждый вечер на три часа у нас включался интернет. Не безлимит, конечно, и скорости не космические, но в вибере или вазапе пообщаться хватало за глаза.
В остальном, как можно видеть на фотографиях ниже, у нас стандартный лагерь у ручья.
На новом месте мы очень быстро закончили рубку. И немудрено, ведь тут до первого профиля было всего 600 метров по ручью. После рубки приступили к работе. Методы стандартные: магниторазведка и электроразведка методом симметричного профилирования. Через каждые семь дней устраивали камеральный день, для обработки материала и проверки аппаратуры, для заготовки дров, да просто для отдыха от хождения по горам.
Недалеко от лагеря нами была обнаружена пещера. И решено было в один из камеральных дней в неё залезть. У пещеры было два входа: один на вершине горы с вертикальным входом, второй под горой с щелевым горизонтальным лазом. Между ними метров 150-200. Обследовали оба входа. При спуске по верёвке в верхний вход, попадали в грот метров 20 в диаметре с несколькими вертикальными шахтами. По этим шахтам было не спуститься, поэтому пошли понизу. В нижнем ходе по узкому пролазу попадали в грот метров 10 в диаметре с множественными ходами по всем направлениям. Так как было уже поздно по времени, мы далеко заходить не стали.
Здесь и до нас были люди.
Как по мне, это самая обычная карстовая пещера.
Большой минус съёмки в пещере заключается в том, что там большая влажность и из-за этого висит туман. Очень много фотографий получилось в виде белого облака. Так что тут выкладываю самые приличные.
На фотографии выше можно заметить, что через вертикальную шахту переброшено бревно с верёвкой. Никто из нас не рискнул спуститься, уж больно старая конструкция.
А вот такие там переходы между гротами.
Ну и, собственно, сам нижний проход.
А тем временем пришла осень. Стало холодать, начались заморозки, иногда пробрасывал снег, который буквально тут же таял. Зато к тому времени полегла трава и стало проще ходить по лесу.
Когда мы закончили всю работу, нам предстояла переброска на второй участок объекта (тот самый, куда в начале ездили геологи). Мы снова ждали дней десять, когда нам дадут вездеход на переезд. За это время успели собрать и упаковать лагерь (оставили только палатки), распихать продукты по флягам и ящикам.
Обычно, при выезде с работ, лагерь разбирается полностью. Разбираются каркасы палаток, вытаскиваются и забираются гвозди, снимается и закапывается туалет, сжигается и закапывается мусорная яма. И если мусорную яму мы действительно сожгли и закопали, то всё остальное пришлось оставить в целости. Дело в том, что на следующий 2019 год сюда снова должны приехать геологи. Вот именно для них всё и оставили.
После завершения этого участка нам предстоит перебазировка в бывший лагерь геологов. Они тоже нам оставили каркасы, поэтому по приезду мы тоже только натянули палатки и лагерь был готов. Но об этом в следующий раз.
Дабы не заканчивать пост фотографиями покинутого лагеря, ниже привожу несколько фотографий, снятых в дни ожидания вездехода МТЛБ.
Так как данный объект состоял из двух участков, то после завершения работ на данном участке, нас перебросили на следующий. О том, что было там, будет в следующем посте.