РЕВНОСТЬ - словарь Ушакова
1. Страстная недоверчивость, мучительное сомнение в чьей-н. верности, в любви, в полной преданности. Муки ревности. Ревность превращает человека в зверя. Даль. Убийство из ревности. А тут заботы любви, ревность, постоянный страх за маленького. Чехов. Он сначала с ума будет сходить от ревности, а потом охладеет. Гончаров.
2. Боязнь чужого успеха, опасение, что другой сделает лучше, мучительное желание безраздельно владеть чем-н.
3. Усердие, старательность, рвение (книжн. устар). С ревностью принялся за дело.
Душевная сила ревности естественна человеку и сама по себе не есть зло. Зло есть неправильное ее применение - не к месту и не ко времени, или без меры.
Пророк Давид в Псалтири говорит: "совершенною ненавистью возненавидел я,… ненавидящих Тебя, Господи" (пс.138: 22, 21).
Совершенная ненависть - это ненависть ко греху и нечестию, соединенная с чувством сострадательной любви к человеку, к его душе, которая не простирается к нечестию и освящена Благодатию.
То есть, необходимо любить душу, по ее природе, образ Божий, а окраску души, если она греховная и нечестивая, должно ненавидеть. Такая любовь дается по дару Благодати, ибо она, в ощущении, разделяет душу человека, его природу, от греховной окраски. И поэтому человека, по его природе, она не перестает любить.
Такая ненависть приобретается через борьбу с первородным грехом, через борьбу со страстями, через искоренение духа самости и гордыни, само-угодия. Чувство ненависти, у нас, направляется обычно на личных обидчиков, - когда нас унижают, оскорбляют, обижают словом или делом, т.е. в чем-либо не удовлетворяют наши личные страсти, попирают наш дух самости. В таких случаях, у нас и проявляется чувство ненависти; поэтому-то оно не к месту, не ко времени. Но, в этих случаях надо наоборот, - тут же возгреть чувство смирения, сострадательной любви и благодушия к ближнему. А отсюда явится душевная простота и незлобие.
А так же, когда мы, как бы, защищаем Истину, но не умеем владеть силою ревности, и она увлекает нас, омрачая сознание, и тогда с таким человеком становится невозможно говорить. - Он ничего не слышит, так как сознание его, в этот момент, омрачено действием этой силы, и он влечется на поводу у нее, а через нее на поводу и у демонов. Так, в таком душевном состоянии, очень часто совершаются обиды, укоризны, оскорбления, а порой доходит до драк и убийств. - Это называется одержимостью, т.е. когда человек, в момент действия этой силы ревности, не владеет собой, - влечется ею, и ничего не может поделать с собой. Причина этому есть одержимость духом самости и гордыни. Когда сила ревности влечет человека, то по причине тонкого услаждения духом самости, - не по моему, не так как я хочу, - и по причине нежелания разрывать сочувствие к этому духу, он и влечется на поводу у нее. - В этом и заключается причина этой одержимости. То же самое совершается и при одержимости чувством ненависти, мести, злобы.
Даже когда человек действительно защищает Истину, то это не оправдывает его страстные чувства, которые примешиваются во время этой защиты, - сила ревности не должна омрачать его сознания.
А что такое Истина?
- Христос сказал: «Я есть Истина» (Ин.14:6). Истина - это не просто отвлеченная какая-то правильная идея, внешне выражаемая, - к примеру, правое исповедание веры, на текущий момент времени жизни Церкви на земле. Истина - это Христос! «Истина есть ощущение по Богу, какое только вкушает в себе человек ощущением чувств духовного ума» (преп.Исаак Сирин, "Слова подвижнические", сл.43). - Это значит, что Истина должна быть внутри нас, в ощущении, в настрое нашего духа. Вот, что такое Истина! Значит, надо защищать Христа, которого мы должны носить в сердцах наших, надо защищать правый настрой духа, который должен быть внтури нас.
А не так, что в уме содержишь какую-то правильную мысль, понятие, и ее защищаешь, в страстном настрое духа, в состоянии одержимости этим духом. Ибо таким путем, ты будешь защищать только лишь мысль, идею, но не саму Истину, как правый настрой твоего духа. А через посредство такой защиты, ты будешь в духе само-утверждаться, и входить в состояние иллюзии, обладания Истинною.
А Христос сказал: "Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем" (Матф.11:29). И если мы носим в себе Истину-Христа, то мы должны защищать Ее в том духе, в котором Он был Сам - "Я кроток и смирен сердцем". Это говорит о том, что наша сила ревности должна быть растворена духом кротости и смирения. - То есть, мы должны ею владеть, по дару Благодати, и во время защиты Истины, она не должна омрачать нашего сознания. А если этого не будет, то надо опасаться того, чтобы не попасть в число тех о которых Христос сказал: «даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Иоан.16:2
Но не имея силы ревности, очищенной от примеси духа самоуверенности и самонадеянности, от примеси духа самости и гордыни, не имея дара рассуждения, получается, - слепое подражательство, актерство, иллюзия, самообман, духовная прелесть. Из этого и выходит ревность не по разуму.
Самовольный вызов на подвиг исповедничества «обыкновенно связан с чувством гордости и самомнения и им руководится, а потому часто бывает наказан, ибо Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Пет. V, 5). Самовольные исповедники, оставленные без благодатной помощи Божией, своими силами не могут выдержать испытания и неизбежно кончают отречением.
Сохранилась от древних времен скорбная повесть об одном христианине-отступнике, некоем Нарциссе, который во время тяжелого гонения сам вызвался на исповедничество и, несмотря на увещания духовного отца, явился к языческому правителю, чтобы принять мученический венец за имя Христово.
Правитель принял его ласково.
-Что тебе надо? - спросил он.
-Я христианин, - твердо отвечал Нарцисс, - и пришел тебе сказать, что ваши боги - идолы, а вы безумцы, поклоняющиеся дереву и камню...
-Но ведь ты знаешь, что христиане по эдикту императора подлежат смертной казни? Зачем ты пришел, глупец? Уходи...
-Мы, христиане, не боимся смерти... Она приводит нас ко Христу...
- Молчи... Откажись от своих слов или я прикажу тебя пытать...
- Пытай... Нам, христианам, мучения за Христа сладки... За Него мы все готовы претерпеть! И никакие муки не заставят меня отречься от Него
Эта самонадеянность непризванного исповедника была жестоко наказана.
Игемон призвал палачей. Нарцисс стойко выдержал несколько пыток, все время твердя, что ему не страшны никакие мучения. Но его воля, не подкрепленная благодатию Божиею, в конце концов не выдержала и, когда принесены были по распоряжению правителя новые ужасные орудия пытки, он упал духом, позорно отрекся от Христа и принес жертву идолам.
Поэтому древняя Церковь никогда не одобряла этой ревности не по разуму и всегда советовала с осторожностью и благоразумием выжидать ясных указаний воли Божией, призывающих к мученичеству.
Еще один пример приключился и с учениками Христовыми: «Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лук.9:54-56). - Это и есть, проявление силы ревности ( у учеников) в противность воле Божией, не к месту, не ко времени.
Итак, для овладения силою ревности, по дару Благодати, необходимо избавиться от духа самости и гордыни, от духа самоуверенности и самонадеянности, от самомнения. Необходимо опытным путем прийти к истинному смирению, сокрушить в себе дух самости. И это все должно приобретаться, в повседневной жизни, во искушениях с нами приключающихся.
С любовью во Христе, о.Серафим
Победа над духом ревности
Что такое дух ревности и как он проявляется в людях: злая ревность, злоба, убийство, распри, злонравия, злоречие, сквернословие и различные ругательства, причинение обид, безрассудство, вероломство, непримиримость, черствость, жестокость и немилосердие, вражда, ссоры, гнев, ненависть, раздражительность, подозрительность, мстительность, злопамятство, непрощение, драчливость, нанесение увечий и ран, насилие над ближними, злое соперничество, злая конкуренция, и конечно война во всех ее видах.
Как мы уже хорошо поняли, дьявол только подражает Господу Богу, пытаясь выглядеть так, как Он. И в ревности тоже самое. Вот Господь Сам пишет Свое имя на каменных скрижалях РЕВНИТЕЛЬ:
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. (Исх. 20:4-7)
Идол, возбуждающий ревнование, нужен был этому демону - духу ревности, для того, чтобы заставить людей поклоняться ему, как богу и вызывать его, соединяясь с ним своим сердцем и разумом. Посмотри внимательно и ты на список проявлений этого демона, когда он уже вошел в сердце человеческое, не делал ли ты дел, которые суть поклонение этому лжебогу? Горе тем, которые использовали все это для того, чтобы контролировать других людей и брали над ними власть через силу этого демона. Кто делал это - женщины или мужчины, сокрушайте сердца свои, разбейте этих идолов до конца, плачьте и рыдайте, да придет к Вам помилование через веру в Христа, чтобы не постигла Вас ревность Господа Бога, Творца Вашего и Создателя:
Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих. Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания; в вихре и в буре шествие Господа, облако - пыль от ног Его. Запретит Он морю, и оно высыхает, и все реки иссякают; вянет Васан и Кармил, и блекнет цвет на Ливане. Горы трясутся пред Ним, и холмы тают, и земля колеблется пред лицем Его, и вселенная и все живущие в ней. Пред негодованием Его кто устоит? И кто стерпит пламя гнева Его? Гнев Его разливается как огонь; скалы распадаются пред Ним. (Наум. 1:2-9)
Итак ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я восстану для опустошения, ибо Мною определено собрать народы, созвать царства, чтобы излить на них негодование Мое, всю ярость гнева Моего; ибо огнем ревности Моей пожрана будет вся земля. (Соф. 3:8)
Ревность Господа Бога совершит суд над злыми делами людей и Апостол Петр свидетельствует об этом так:
Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. (2Пет. 3:10)
Сатана стремится к господству над вселенной, чтобы быть богом. Поэтому ревность и все эти двенадцать демонов стремятся к господству, чтобы царствовать над людьми и на земле через людей, им покорившимся. Но мы знаем, что есть один Царь - Господь Бог. Он только имеет силу и власть и имеет право всем владеть, потому что Он создал все видимое и невидимое. Право на ревность имеет тот, кто истинно любит и ищет не своей пользы. Господь Бог имеет право на ревность, и Он доказал это дважды: при сотворении всего из Самого Себя - Он не создал бы, если бы не любил; и при искуплении - отдав жизнь Свою за нас во Христе, чтобы воскресить нас из мертвых. Ревность Божия (гнев, ярость, наказание) проистекает из Его любви к Своему творению и имеет в себе жизнь, которую Он отдает даром, как и показано нам в жертве Христа на Голгофе.
Ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее - стрелы огненные; она пламень весьма сильный. Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. (Песн. 8:6,7)
Ревность Божия чиста и совершенна, потому что ищет не своей пользы, а 100% нашей. Бог совершен Сам в Себе и не имеет нужды в муже грешном:
Не говори: "Он ввел меня в заблуждение", ибо Он не имеет надобности в муже грешном. Всякую мерзость Господь ненавидит, и неприятна она боящимся Его. (Сир. 16:11-14)
Но чрезвычайно любя нас, Он идет на непостижимые уму жертвы, долготерпит нас и умножает милости, ожидая, что сердце сынов человеческих обратится к Его любящему сердцу, и будет жить вечно в Его радости. Он имеет полное право на ревность, потому что это проявление Его любви, для нас спасительное и доброе. Вот спасительные проявления святой ревности Божией, данной Богом тем, кто имеет право на ревность:
Христос:
Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня. (Иоан. 2:13-18)
Это не единственное проявление Его ревности, описанное в Евангелии.
Руководители церкви имеют полное право наказывать (читай, как это делали Апостолы) и строго вразумлять членов церкви, обличать, запрещать и увещевать. Измена Богу может стоить человеку так дорого, что лучше уж претепеть выговор и взыскание от служителя, постыжение пред всей церковью, чем заслужить проклятие Божие и гореть в аду вечно.
Муж-жена:
Здоровая ревность от Бога в соединении с полным доверием друг другу помогает сохранить от блуда отношения в браке.
Помните то, что чем большим собственником вы становитесь и чем больше любви требуете, тем меньше ее получаете. Но чем больше свободы вы даете своему партнеру и чем меньше любви требуете, тем больше ее получаете.
Однажды мужчина обнаружил любовные письма в ящичке туалетного столика своей жены. Этот человек был ведом сильным духом ревности. Все, что бы ни делала его жена, вызывало у него сомнения и подозрения. Телефонные разговоры, длившиеся чуть дольше нескольких минут, были основанием для его допросов. Когда жена ходила куда-нибудь без него, то после возвращения он тут же "включал пилу": "Где ты была? С кем встречалась? О чем вы говорили?" И тому подобное.
Когда он нашел в ящичке ее столика любовные письма, то разразился гневом, уже точно зная, что у его жены был с кем-то роман. Он был уверен, что потерял ее. В своей неистовой ярости он избил жену кулаками. Когда он был арестован и судьям пришлось пройтись по этим письмам, они пришли к шокирующему открытию. Это были его же письма, которые он писал своей жене еще в молодости и которые она хранила на протяжении тридцати лет как воспоминание об их былой любви. Ревность уничтожила их брак
Вспомним слова Христа, когда он говорит Люблю и отпускает на свободу.
Осознание греха - скорбь о нем - покаяние - борьба - с Божьей помощью победа; и во всем смирение: это общий путь.
Родители:
Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его. Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его. (Прит. 19:18-20)
Без доброй ревности за души своих детей, связанной с наказанием за злые проступки - не воспитать благочестивых детей. Необходимо строго вразумлять детей, удерживая их от общения с теми, кто их развращает. Без разумной строгости невозможно задать определения добра и зла для детей. Ревность сатанинская (гнев, ярость, месть и т.д.) не имеет в основании в любви, но ее основание ненависть, потому и целью ее является убийство или мучение. Бог дает жизнь и хранит ее, сатана отнимает жизнь и приносит смерть. При этом сатана клевещет на Бога и вкладывает людям богохульные мысли и слова о том, что Бог злой и жестокий - смотрит, как умирают дети и невинные люди и ничего не делает. Многие верят этому и повторяют языком своим это богохульство.
Во всем учении стоит цель - научиться побеждать само искушение, подобно Христу, не позволяя духу искусителю войти в сердце и разум.
Сначала дух ревности подходит к человеку и искушает его так, чтобы человеку понравилось принять его в свое сердце. Потом, когда двери сердца открылись, дух ревности входит, и человек начинает ощущать это. Это первая ступень.
А когда дух ревности входит в твое сердце, вместе с ним войдут и другие: гордость - ты станешь унижать другого и оправдывать себя, корысть - ты начнешь думать исключительно о себе, ложь - ты не сможешь воспринимать истину здраво и так далее. Причем люди, пораженные этим духом, сразу начинают собирать войско, кто будет за них: ты слышал? ты представляешь?
Сначала гнев гнездится в сердце и в разуме откладывает свои яйца. Потом, когда птенцы созрели - вылетают из гнезда, как говорят: слово вылетит, не поймаешь. Это вторая ступень развития духа ревности в тебе, когда ты не можешь удержать злость в себе и начинаешь пускать эти раскаленные стрелы в ближнего: обижаешь брата своего. Много добрых дел, много добрых людей, много замыслов Божиих - были убиты злыми словами ревности.
Эти слова разрушили заветы брака, дружбы и мира. Эти слова привели к войнам и кровавой мести между народами. Эти слова сделали так много зла, что говорят: злые языки - хуже пистолета. Поэтому Иисус говорит о суде синедриона, то есть высшем суде, когда собирается народ и все главные судьи, и судят человека за злое слово, как убийцу. И публично предается позору человек, позволивший себе совершать убийство ядовитыми стрелами ревности.
И третья стадия развития: когда говорят своему ближнему «безумный». Так сказали братьям Иисуса священники, что Он вышел из себя.
Фест громким голосом сказал: безумствуешь ты, Павел! большая ученость доводит тебя до сумасшествия... (Деян. 26:24-26)
Так сегодня говорят о искренне верующих во Христа. Почему Иисус говорит, что сказавший так подлежит уже не суду, но геенне огненной? Потому что сказавший такое человек более не способен к покаянию, которое производит ревность Божия, и он уже осужден. Это есть хула на Святого Духа, когда хулится та самая сила, которая приводит человека к покаянию. Такой человек стал воплощением духа ревности, воплощением зла на земле настолько, что белое называет черным, а черное белым. Почему в первых двух случаях Иисус призывает к суду, а в третьем без суда определяет в геенну? Потому что на суде есть место для покаяния, а когда обезумевшие от ярости кричат: распни Его! Кровь Его на нас и на детях наших! - уже нет места для покаяния.
После того, как наступила третья стадия, а злое растение растет быстрее, чем доброе, человек готов к убийству по плоти. Фарисеи рассматривали заповедь «не убивай» только для жизни на земле во плоти. Иисус дает нам вечную жизнь в Его Небесном Царстве, поэтому и рассматривает духовную сторону закона
Бог дает нам силу Своей Святой любви и ревности, для спасения погибающих. Если ты решил победить дух ревности - ревностно покайся во всех его проявлениях и развернись против него. Истреби его семя в зародыше, ревностно искореняй его из своего сердца, научись противостоять этому духу, когда он только подходит к тебе, чтобы посеять свою злую ревность. Если ты делаешь так - то ты готов к войне. Посмотри: вот два войска, которые стоят друг напротив друга: Христос и воинство Его, и дьявол и его войско, и ревность их возгорелась друг против друга для войны: ревность Божия и ревность бесовская:
И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его. И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою; а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами. (Откр. 19:11-21)
Апостол Иоанн увидел эту битву и увидел ее исход - Христос и те, которые с Ним победили. На чьей ты стороне? Господь сказал: «Кто не со Мною, тот против Меня» (Матф. 12:30) Цель ревности дьявола - убить тебя и все живое. Вот действие ревности бесовской:
И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч. (Откр. 6:4)
Цель ревности Божией - спасти тебя и уничтожить дьявола и все его царство греха, смерти и болезней. Ревность Божия, когда она возгорится в тебе, то уничтожит в тебе грех, смерть и болезнь. Вот действие ревности Божией:
Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: "воцарился Бог твой! (Ис. 52:7)
Есть проблема в жизни человека, который родился и вырос в семье, где не было страха Божьего, а потом уверовал во Христа и это одна самых серьезных проблем христианства - он привык делать зло. Был ученый Павлов, который с опытами на собаках доказал наличие условных (приобретенных) рефлексов и безусловных рефлексов у всех живых существ. Безусловный это врожденный, естественный, а условный это приобретенный.
Дьявол выработал у людей, подчиняющихся злой ревности, условные рефлексы: полай на жену - она поесть принесет, рявкни на детей - они притихнут и проблем нет, наори на мужа - он зарплату будет отдавать. Говорят: наглость - второе счастье. Злость помогает защитить себя, злость реально разрешает проблемы - тебя начинают бояться и путь открывается и прибыльно и дает власть и силу. Ревность злая стала и мечом и щитом и орудием труда.
Если освободившись от сил зла - не возненавидеть их лютой ревностью и не пойти против них войной во имя Иисуса Христа, то они возвратят себе потерянное господство над тобой. Зажги в себе огонь ревности Божией, ревности по Богу и Его силе. Попроси у Бога этот огонь и зажигай его с такой силой, чтобы в нем сгорели все эти семена злой ревности. Огонь Божий сильнее огня бесовского! Как жезл Моисея пожрал жезлы магов египетских, так и твоя ревность по Богу пожрет огнем всякое зло и его не будет в твоей жизни. Будь в этом постоянен, чтобы у тебя выработались Божьи рефлексы на зло, когда оно приходит в твою жизнь. Ревность злая побеждается истинной ревностью Бога Живого.
Господь возбуждает в Себе ревность, и нас призывает к тому же:
Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся. (Откр. 3:19)
Покаяние должно быть ревностным, а не унылым. На самом ли деле ты возненавидел зло и пребываешь в лютом гневе на него? Возбуди в себе святую ревность - стань ревнителем доброго и настоящим врагом злого. Воинственная молитва есть движение ревности Божией в твоем сердце.
Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца, дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования. (Евр. 6:11-13)
Возревнуй о том, чтобы твоя семья стала настоящей домашней церковью, где все будут ревнители Божии, и будешь жить в раю на земле, когда победишь.
Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший. (1Кор. 12:31)
Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать. (1Кор. 14:1)
Что значит пророчествовать? Это и есть тот меч, который исходит из уст Царя царей, чтобы поражать им народы - это говорить Слово Божие, когда тобой движет сила Святого Духа, это благовествование и свидетельство Иисусово в наших устах: ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества. (Откр. 19:10)
Ревность Божия откроет в тебе пророчество, если ты будешь ревностно любить Христа, то есть: любить больше, нежели они. (Иоан. 21:15)
Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром. (Рим. 12:19-21)
Если у тебя нет святой ревности, ты просто не сможешь это сделать, ведь нужно не только не поддаться искушению злом, но победить его добром. У врагов твоих, ненавидящих тебя, ревности столько, что она задавит тебя, если в тебе не будет превосходящей, воинствующей, ревностной любви. Ревность открывает глаза веры. Когда сердце исполнено воинственной ревностной молитвы, как победного клича над врагами, то начинаешь видеть глазами веры - как слабы и немощны враги твои и как силен Господь Бог Ревнитель.
Цитаты.
1. Ревность - это эгоизм и гордыня, отсутствие кротости, страх и недостаток веры!
2. В ревности больше себялюбия, чем любви
3. Подозрение гораздо чаще бывает ложно, чем верно, чаще несправедливо, чем справедливо. Оно не дружит с добродетелью и всегда во вражде со счастьем.
4. Ревность делает нас меньше в сердцах наших друзей, слабее в глазах наших противников, беззащитнее в руках наших врагов.
5. Ревнивец сомневается на самом деле не в своей жене, а в себе самом.
Оноре де Бальзак
6. Ревновать женщину, которая вас любит, было бы по меньшей мере нелогичным.
Что-нибудь из двух: вас любят или не любят.
В обоих этих крайних случаях ревность оказывается совершенно бесцельной.
Оноре де Бальзак
7. Ревность всегда смотрит в подзорную трубу,
делающую маленькие предметы большими,
карликов гигантами, подозрения истинами.
Сааведра Мигель де Сервантес
8. В конечном счете, ты не одержишь верх ревностью, а лишь убьешь того, кого, по твоим словам, ты любишь! Ты можешь убить его любовь к тебе, его веру в тебя, даже его веру в себя!