О Стрибоге известно очень мало. Фактически он упоминается только в двух источниках(*:
1) ПВЛ, где упоминается только имя, в винительном падеже "и Стриба" (Лавр., Ипат), "и Стробога" (Радзив.)
2) Слово о полку Игореве (далее СПИ): "Се ветри, Стрибожи внуци, веют с моря стрелами на храбрыя плъкы Игоревы". Некоторые авторы,
включая Рыбакова, толкуют приведённую цитату буквально, т.е. возводят Стрибога на должность бога ветров, а то и всего неба. Однако это слишком смелое предположение. Во-первых роль ветра в повседневной жизни славян была минимальной, т.к. жили они вдали от моря, где он был бы важен для мореходов или мог бы обрушиваться штормами. Во-вторых, гипотетический бог Ветров, совершенно лишнее промежуточное звено между богом Неба и собственно ветрами. Распоряжаться ветрами могло и Небо, посредник мог возникнуть только в процессе длительного развития мифологической системы, у восточных же славян отказ от язычества произошёл куда раньше. Поясню, если некий абстрактный бог Неба лишается своей едва ли не единственной возможной функции - прямого контроля ветров, то он или полностью потеряет статус высшего бога или же сохранит, возвеличив себя на героическом поприще, т.е. будет частым персонажем мифов. В сказках нет частого персонажа "распорядителя ветров", тогда остаётся воспринимать Небо разве что как логическую пару Земле (нет никаких доказательств, что Земля имела своего бога или богиню). В-третьих, оборот "внук(и)" в Слове используется не единожды, однако во всех прочих случаях нет основании считать, что речь идёт о буквальной родственной связи (дед-внук), скорее автор использует это как метафору, переноса (наследования) каких-то качеств (а вероятнее всего одного, наиболее значимого) исходного мифологического персонажа на того, кого он называет внуком.
Думаю не лишним будет вообще задуматься над тем, каким именно виделся язычнику
ветер. Зеленин приводит несколько примеров того, что народное восприятие ветра, особенно сильного, тесно связано с представлениями о нечистой силе, указывая так же на существование особого вида нечистой силы - Встречника: "это нечистый, злой дух, который в виде как бы воздушной полосы мчится стрелой по проезжим дорогам за душой умирающего грешника, особенно самоубийцы" [Завойко 1914: 109 по Зеленин 1995: 46-47]. Афанасьев связывает сильный ветер, валящий деревья с лешим [Афанасьев 1868/II: 329, 342]. Максимов указывает на народное восприятие вихря с идеей свадьбы чёрта с ведьмой [Максимов 1903: 8]. Похожее восприятие ветра наблюдается и у западных славян. Так
Козьма Пражский сообщает, что в урагане (30.07.1119), уничтожившем половину княжеского дворца в
Вышеграде (Праге), нёсся сам сатана [
Kosmas III, cap.45.
s.219]. Это явно языческие пережитки. Быть может среди функций Стрибога следует искать связь с умершими?
--
(* есть поздние источники, например у Мартина Кромера и Матвея Стрыйковского упоминается Striba [Mansikka 1922: 135-137 по Гейштор 2014: 168], но они очевидно опираются на более ранние сведенья.
Возможен впрочем и другой вариант: автор СПИ знал имя Стрибога, но уже не знал его функций. Использовал же он его лишь потому, что считал прочтения имени совершенно однозначно понятным любому читателю. Стрый (=стремительный, быстрый) (ср. индоевр. isra - течь > Истра - древнее название Дуная [Еремия 1990: 29]), по Блюкнеру стрый < stru- (=плыть; струиться) [Гейштор 2014: 169]; стрекать = прыгать, откуда исходное название кузнечика -
стрекоза). Да, для Стрибога это - народная этимология и вряд ли она поможет с пониманием исходного значения этого имени, но отталкиваясь от этого прочтения, в СПИ, мы получаем уже не столько олицетворение, сколько метафору: ветры названы стрибожьими внуками с целью подчеркнуть стремительность и скорость воздушного потока, который буквально нападал на дружину Игоря. Если приведённый фрагмент текста - поздняя, исключительно стилистическая вставка, то у нас пропадает единственное объяснение функций Стрибога собственно как бога. Зеленин выводил имя Стрибога из глагола *sъtьri (стрити =уничтожать), считая его - богом войны [
feb-web.ru]
Правда с версией отглагольного происхождения (от "сътри") согласны не все. Отрицал её
А.Л.Погодин [Кагаров 1918: 30], на неуместность повелительного наклонения в имени божества указывал Клейн [Клейн 2004: 243], подчерпнув эту мысль вероятно у Абаева [Журавлёв 2005: 61]. Кагаров соглашался
с версией Погодина, выводившего первую часть имени из др.верх.нем: strît давшее ново.нем streit (=борьба; распря; спор) [Кагаров 1918: 30]. Андреев [1986: 7-8] указывает на то, что бореальное корневое S-R- имело смысл: родник, струиться. Этот смысл сохраняется не только в индоевропейском языке, но и в языках остальных групп выделившихся от бореального. Т.о. Стрибог мог быть близок к чему-то движущимуся (ветер) или непостредственно к воде. Болгары называли северный ветер стрижко [Афанасьев 1868/II: 771] По версии Якобсона Р.О., поддерживаемой Топоровым В.Н., Стрибог < *stri-bogъ, где *stri связано с инд-евр: *step (= простираться). Т.о. Стрибог - распространяющий (простирающий) богатство [Журавлёв 2005: 171], но и в этом случае череда производных: укр: стрибати (=прыгать), стрибнути (=ринуться) позволяет предполагать, что исходное значение глагола было весьма абстрактным: какое-то движение. Ещё одним возможным вариантом может быть производное от др.сл: стрый - брат отца (в отличии от вуй - брат матери) [Шрадер 2012: 142]. Если отправной точкой брать Дажьбога (т.к. в перечне
владимировых богов Стрибог идёт следующим), то получим, что Стрибог - брат Сварога. В этом есть определённая логика, если исходить из общепринятой точки зрения, что Сварог - бог неба, а Стрибог как-то связан с ветрами (скажем бог ночного неба: летом, к вечеру, из-за перепада температуры, могут образовываться ветра, как бы предвещающие появление сумерек).
Стоит так же отметить, что ветер в восприятии славян часто связывается с представлениями о чём-то плохом, злом. Поветрие - устойчиваое название повальной болезни [Афанасьев 1865/I: 251], ветрянка, ви́хор и пр. [Журавлёв 2005: 155, 175]. В позднем фольклоре, встречник - нечистый дух, суть заложный покойник. Последним нередко приписывали и распространение болезней, а так же управление тучами. Хотя убедительного объяснения заменяемости заложных ветром (воздухом; ср: дух и воз-дух) нет, подобная связь всё-таки неоспорима, что вновь приводит к мысли о близком соседстве Стрибога с миром мёртвых. Так же стоит привести прасл: *strъmъ (=крутой), отразившееся в церк.сл: стремглав (стрьмоглавь) в значении "вниз головой" (вопреки современному пониманию - сломя голову) [Журавлёв 2005: 248], если попытаться развить эту версию, то Стрибога можно понимать как "низкий бог" = "бог низин", что с одной стороны вяжется со стремя (сильное течение) и может быть соотнесено как с водой (река), так и с воздухом (ветер), с другой - позволяет увидеть отдалённую связь с мёртвыми, в первую очередь заложными, чьё место захоронения определялось как влажное, топкое, низовое (земля). Гейштор упоминает русские озёра Стрибоже и Стрибож (я смог найти только укр:
Стрыбуж) [Гейштор 2014: 169]
Топонимы
укр: с.
Стрибеж (житомир. обл.)
Однако, если посмотреть на имя Стрибог чуть проще, что то можно выдвинуть гипотезу о том, что корнем имени является число «3»: с-три-бог. Касаемо тройственности, то как ни странно она встречается не только у восточных славян (если мы принимаем Стрибога как производное от тройки). У западных упоминается идол Триглава, в фольклоре южных - царь Троян. Причём трёхголовость не лишает Стрибога связи с умершими. Та же греческая Геката, тесно связанная с миром мёртвых, нередко изображалась трёхликой [Кагаров 1918: 10].
Любопытно, что этимология тризны (опять-таки связывает Стрибога с миром мёртвых), по мнению ряда авторов, восходит к жертвенным закланием трехгодовалого животного [Трубачев 1959: 135; Топоров 1979: 3, 11; цит. по Успенский 1982,
???]. "
Миколец", так же представлял из себя бычка-трёхлетка [там же]. При этом последнего Б.А.Рыбаков соотносит с почитанием Волоса.
Иногда тризна (так же трызна) сближают с др.-исл.
stríð "спор, война, беспокойство, мука" (
Фасмер со ссылкой на Перссон 442; Фортунатов, ВВ 3, 61; Мейе, Ét. 448).
Снегирёв считал, что в зависимости от основы, этимология можно быть следующей:
действие: богем: trúzneni = умерщвление, => терзания [словарь Памвы Берынды по Снегирев 1837/1: 27]
длительность: три дня [Снегирев 1837/1: 147]
место: рим: trivium - распутье [Снегирев 1837/1: 147]
Триглав
Про западнославянского Триглава я подробно писал
здесь. Кратко отмечу, что имя - следствие облика (это исключает происхождение имени от тризна - см. этимологию выше, но не исключает связи с мёртвыми). Сама же трёхголовость (трёхликость), могла символизировать некоторое главенство этого бога над прочими.
Троян
У южных славян встречаем сказочного царя Трояна. Принято считать, что имя это восходит к имени римского императора
Траяна (53-117 гг., правил с 98 г.): в апокрифе "
Слово и откровение святых апостолов" (не позднее XVI в.) сказано: "Троянь бяше цесарь в римѣ" [цит. по Васильев 1999: 14], того же мнения придерживался [Нидерле 1956: 54, 281]. Военные успехи Траяна в Дакии датированы 101-102 и 105-106 гг., когда никаких упоминаний о славянах ещё не было. Появились же они только в IV-VI вв., когда культа Трояна среди римлян уже не могло быть [Гальковский 1916/1: 12-13]. В чём причина такого трепетного отношения славян к чужеродному императору - загадка. Впрочем нельзя сказать что случай уникальный, в том же юж.слав. фольклоре встречается Дуклян, чьё имя возм. производное от Диоклетиан; в удмурском, марийском: алангасар (исполин, предок-великан) возм. остаточное от Александр Македонский [Журавлёв 2005: 625]. С другой стороны, имя Троян могло закрепиться в юж.сл. фольклоре как замена исходного имени божества, возможно в силу созвучности или "народной этимологии". Т.к. эспансия христианства шла с юга на север, то балканский "Троян" не вызывал вопросов у греков: они видели в нём императора, когда как славяне видели в нём кого-то ещё. Афансьев сближает Трояна с Триглавом, этимологизируя имя как производнеое от "три", "трое" [Афанасьев 1868/II: 643]. Примерно тоже произошло с Волосом: для христиан это был св. Власий, для язычников - Велес, а после образ смешался. Есть упоминания Трояна в русских списках языческих богов, относящиеся правда к XVI в: "и да быша разумѣли многiе человѣци, и в прѣлъсть велику не внидят, мняще богы многы: Перуна и Хорса, Дыя и Трояна" [Афанасьев 1868/II: 643].
Если так, то трёхголовость
Триглава возможно явление симптоматическое. Из вышеприведённых версий, а так же с учётом предложенного прочтения Стрибога как с-три-бог, вполне разумной вылядит версия о распространении власти бога на
три мира, условные: мир мёртвых, мир живых и мир бессмертных, или какое-нибудь сочетание: творящий, созерцающий, разрушаюший. Известна сербская сказка, в которой одна из голов Трояна пожирает людей, другая - скот, а третья - рыбу [СМ1: 374-375] В статье о
Велесе я уже выдвигал гипотезу о том, что Велес мог быть синонимом Сварога - творца всего сущего. Если пойти чуть дальше, то довольно логичной будет мысль о том, что творец всего и вся, фактически является покровителем всего созданного, способным в одночастье всё разрушить. Это не значит что он воспринимался верховным богом у славян, т.к. в большистве религии первобог-творец мира часто становился фигурой пассивной, не особо влияющей на текущие процессы: всё живёт по законам высшего бога, но если требуется обойти какой-то из них, то обращаются к богам следующего поколения.
Примером такой концепции может служить скифский предок-прародитель Таргитай (этимологизируемый Д.С. Раевским как *dar-gaeta - "владеющий мертвым, телесным миром") и его три сына: Арпоксаис, Липоксаис и Колаксаис осмысляемые (В.И.Абаев, Э.А.Грантовский) как Глубь-царь (*Ārpa-xšaya), Гора-царь (*Lipa-xšaya) и Солнце-царь (*Xola-xšaya). "Эти наименования и стоящие за ними персонажи, таким образом, отражают стройную систему мифологических представлений скифов о делении всего видимого, телесного мира на три зоны, три космические сферы - мир верхний (небесный, солнечный), средний (земной) и нижний (подземный)..." [Васильев 1999: 59]
Есть пожалуй только один древний текст в котором, при перечислении богов Троян и Велес указаны как независимые величины, это "Хождение пресвятой Богородицы по мукам" (XII - XIII вв.). Там в частности порицается само языческое мировозрение, превратившее в богов "солнце и мѣсяц, землю и воду, звѣри и гади, то святѣи человѣкы, камени ту устоя, Трояна, Хърса, Велеса, Перуна" (цип. по: [Васильев 1999: 13; Афанасьев 1868/II: 643]). Однако нужно хорошо понимать, что Троян не восточнославянское, а южнославянское табуированное имя бога. Можно предположить, что писавший не знал какого именно бога южные славяне так назвали.
На существование трёхголового или трёхликого бога на территории южных славян может указывать ещё и следующее обстоятельство. В областях распространения Охридской архикпископии (1019 - 1767 гг.), а это Болгария и Сербия, уже в XIII в. можно было встретить изображения христиранской Троицы выполненные в виде одной фигуры с тремя головами. Данный образ долго не изживал себя и в конце XVII в. в Трансильвании (современная Румыния) можно было встретить множество икон изображавших Троицу трёхликой [Зотов 2018: 339, 350]. Конечно и трёхликая ни трёхголовая Троицы локализовывались не только этих областях Европы, но всё же стоит отметить особенную любовь южных славян именно к такому способу изображения Троицы. Вероятно корни этого отношения уходят в язычество. Я даже не исключаю что Троян это просто мужской вариант Троицы. Журавлёв высказывает версию о возможном отражении в образе Трояна иранского божества Трайтао́на, Траэтао́на (авест: Θraētaona < авест: θrāyō =три), пехл: Фрето́н (царствовал 500 лет, ср. семь веков Трояна), фарси: Фариду́н, Фериду́н [Журавлёв 2005: 589-590, 626], который в свою очередь восходит к инд: Трита Аптья.
Впрочем даже так довольно проблематично объяснить метафоры "троянова тропа" (возм. звукоподражательное к лат: tropaeum Trajani (Трофей Траяна) - название монумента в честь победы Траяна в дакской войне 102 г., распологавшийся в Добрудже (Адамклиси), Нижний Дунай; так же рум: Drumul lui Traian (букв. дорога Трояна) - именование Млечного пути [Рыбаков 1972: 426; Журавлёв 2005: 625-626]) и "трояновы века" из Слова о Полку Игореве.
Любопытно что в сербской сказке (записана в XIX в) говорится что Троян перемещается по земля только ночью, т.к. солнце могло растопить его своими лучами, что в итоге и произошло [Афанасьев 1868/II: 641-642; Гальковский 1916/1: 9,15], это косвенно сближает его с тёмным, ночным существом - Чернобогом. Есть и явное указание на трёхголовость Трояна [Афанасьев 1868/II: 643], причём добавляется что он имел восковые крылья которые растаяли от дневного жара, что и стало причиной гибели. Т.о. и здесь причина гибели - появление в неурочное дневное время.
Чернобог
упоминается у Хельмонда [Ловмяньский 2003: 152], П. Штёкмана [Снегирев 1837/1: 135]. Так же в
саге о Кнютлингах (СоК, нач. 2-ой половины XIII в) встречается Tiarnaglofi (Триарнаглофи) - бог побед, которого некоторые считают Чернобогом [Ловмяньский 2003: 159; Нидерле ????] другие с Чарноглавом [Фаминцын 1884: 25]
"есть у славянъ удивительное заблужденiе: на пирахъ и попойкахъ своихъ они обносятъ чашу, и надъ нею произносятъ слова не скажу благословенiя, а скорѣе проклятiя во имя боговъ добраго и злого, признавая, что счастiе зависитъ отъ добраго бога, несчастiе отъ злого. Поэтому также они злого бога на своемъ языкѣ называютъ Дiаволъ или Чернобогъ (diabol sive zcerneboch), т.е. чёрный богъ" [Helmondi et Arnoldi, Chronica Slavorum, Anno MDCLIX, I, 52 гл., стр. 125 по Гальковский 1916/1: 171 прим 1]. С точки зрения христианина, здесь наблюдатся ярковыраженный дуализм, но вполне возможно речь не о разных богах, а об одном боге находящимся в добром или дурном настроении. Во всяком случае о добром боге нигде более не упоминается, а вариант Белобог исключительно кабинетный. Косвенно эту версию подтверждает утверждение митр. Даниима (ум. 1539 г.): "злые дни и часы Богъ не творилъ" [Гальковский 1916/1: 188], относящееся к вере простолюдинов в существование счасливых и несчасливых часов [Афанасьев 1865/I: 428] - вероятно они приписывали и те и другие воле бога.
Топонимы: Черная гора, чёрный город [Фаминцын 1884: 28]; гора
Чернобог (Сzorneboh) близ Будишина (совр.
Баутцен, Bautzen) (луж.серб) [Фаминцын 1884: 128];
Сварог
Со Сварогом Стрибога сближает разве что приведённая в начале текста цитата СПИ "Се ветри, Стрибожи внуци...". Дело в том, что одним из имём ветра (сильного, вихря) было варга́н. И хотя само слово диалектное (вологодский), его этимологию нельзя выводить из ураган, т.к. последнее - позднее заимствование [СГРС 2: 25; цип по РЭС,
78], [см. так же РДС, 78]. С другой стороны, если выводить этимологию Сварога от swarga (небо), то вариант варган можно прочесть как небесный. В прочем я не сторонник именно такого этимологического построения (из swarga), поэтому просто считаю саму созвучность Сварога и варгана неслучайной, и достаточной для того, что бы воспринимать варган по аналогии с метафорой СПИ - "свароговым внуком". Впрочим, сварожичи как мы знаем куда больше ассоциируются с огнём.
Литература:
Mansikka 1922 - Mansikka V.J. Die Religion der Ostslaven. Helsinki, 1922. Bd. 1: Quellen [русское издание: Мансикка В.Й. Религия восточных славян. М., 2005.]
РДС: Русский демонологический словарь сост. Новичкова Т.А. / СПб., Петербургский писатель, 1995. - 640 с. [
pdf]
РЭС: Аникин А.Е. / Русский этимологический словарь. Вып. 6 (вал I - вершок IV) / М., Рукописные памятники Древней Руси, 2012. - 368 с.
Андреев 1986 - Андреев Н.Д. Ранне-Индоевропейский Праязык / Л., Наука, 1986. - 328 с.
Афанасьев 1865/I -
Афанасьев, А.Н. Поэтическія воззрѣнія славянъ на природу : Опытъ сравнительнаго изученія славянскихъ преданій и вѣрованій, въ связи съ миѳическими сказаніями другихъ родственныхъ народовъ : в 3-х т. : Том 1 / М., Изд. К. Солдатенкова, 1865. - 804 с.
Афанасьев 1868/II -
Афанасьев, А.Н. Поэтическія воззрѣнія славянъ на природу : Опытъ сравнительнаго изученія славянскихъ преданій и вѣрованій, въ связи съ миѳическими сказаніями другихъ родственныхъ народовъ : в 3-х т. : Том 2 / М., Изд. К. Солдатенкова, 1868. - 793 с.
Гальковский 1916/1 -
Гальковский, Н.М. Борьба христiанства съ остатками язычества въ Древней Руси: в 2-х томах: т1. / Харьков, Епархиальная Тип., 1916. - 376 с.
Гейштор 2014 -
Гейштор А., Мифология славян (пер. с пол: А.М. Шпирта) / Москва, Изд. «Весь Мир», 2014. - 384 с. :ил. ISBN 978-5-7777-0581-5
Журавлёв 2005 -
Журавлев А.Ф., Язык и миф. Лингвистический комментарий к труду А.Н.Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» (отв. ред. С.М.Толстая) / М., Индрик, 2005. - 1004 с. (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования.) ISBN 5-85759-318-2
Зеленин 1995 -
Зеленин, Д.К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественною смертью и русалки / М., Индрик, 1995. - 432 с
Васильев 1999 -
Васильев, М.А. Язычество восточных славян накануне крещения руси : Религиозно-мифологическое взаимодействие с иранским миром. Языческая реформа князя Владимира / М., Индрик, 1999. - 328 с
Еремия 1990 - Еремия А.И. Географические названия рассказывают / Кишенев, Штиинца 1990. - 197 с
Кагаров 1918 -
Кагаров, Е.Г. Религiя древнихъ славянъ / Москва, Кн-ство Практические знания, 1918. - 73 с.
Клейн 2004 -
Клейн, Л.С. Воскрешение Перуна : К реконструкции восточнославянского язычества / СПб, Евразия, 2004. - 480 с. ISBN 5-8071-0153-7
Ловмяньский 2003 -
Ловмяньский, Х. Религия славян и её упадок (VI-XII вв.) (пер. с польского M.В. Ковальковой) / СПб., Академический проект, 2003. - 512 с
Максимов 1903 -
Максимов, С.В. Нечистая, невѣдомая и крестная сила / С.-Петербургъ, Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1903. - 529 с.
Мансикка 2005 - Мансикка, В.Й. Религия восточных славян / М., ИМЛИ РАН, 2005. - 368 с. ISBN: 5-9208-0238-5
Рыбаков 1972 -
Рыбаков, Б.А. Русские летописцы и автор Слова о полку Игореве / М., Наука, 1972. - 520 с.
СМ1 -
Славянская мифология. Энциклопедический словарь./ М., Эллис Лак, 1995. - 416 с. ISBN 5-7195-0057-X
Снегирев 1837/1 -
Снегирев И.М. Рускiе простонародные праздники и суевѣрные обряды. Выпускъ 1. Общій обзоръ. Введеніе / М., Въ Университетской Типографіи, 1837. - 246 с.
Успенский 1982 -
Успенский Б.А., Филологические разыскания в области славянских древностей (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского) / М. Изд-во МГУ, 1982. - 244 c.
Фаминцын 1884 -
Фаминцын, А.С. Божества древнихъ славянъ / СПб., Тип. Э. Арнгольда, 1884. - 334 с.
Шрадер 2012 -
Шрадер О., Индоевропейцы (пер. с нем. Ф.И.Павлова) / М., Либроком, 2012 (репринт 1913 г., орфография дореформенная). - 216 с. ISBN 978-5-397-02877-6
Юдин К., Троян в "Слов о полку Игореве" (к проблеме толкования) [
online]
Heinrici 1880 -
Heinrici de Antwerpe,
Tractatus de captione urbis Brandenburg / Ed. by О. Holder Egger // MGH SS. Hannoverae, MDCCCLXXX T.25.
P.482Трактат Генриха Антверпенского о взятии города Бранденбурга
2015-2021 © Павел В. Новиков