Религиозная реформа Владимира

Dec 02, 2018 22:54

В конце серии статей о Велесе, Хорсе и Симаргле, закономерно приходим к теме первой религиозной реформы Владимира, датированной в ПВЛ годом 6488 (980):

«...Перуна древѧна, а главу его сребрену, а оусъ златъ, и Хърса Дажьба, и Стриба, и Симарьгла, и Мокошь [и] жрѧху имъ наричюще ꙗ б[ог]ъi» [ПСРЛ, Лавр.: 1926-I, 79] (возм. список вставлен игуменом Никоном Печерским, ум. в 1088/1089 г [Гейштор 2014: 165])

Для начала кратко напомню основные постулаты из приведённых выше статей, попутно увязывая их летописным текстом.

1. Велес (великий, повелевающий), Сварог (сотворивший) и Стрибог (бог трёх миров) это один бог. Он создал весь видимый мир, точнее три мира - верхний (мир богов), средний (мир людей) и нижний (мир мёртвых). Умирая, тело (душа ?)  рано или поздно сливается с Велесом, но предварительно попадает в нижний мир. Воспринимался как пастух, пасущий души мёртвых на бескрайних полях. Отсюда, увязка его со скотом (скотий бог).

2. Хорс-Дажьбог - это один бог. Основное имя Хорс, перенято славянами от персов, посредством осетин ????, дословно означает Солнце-царь; а Дажьбог - эпитет со значением "божий сын", "дар божий", "данный богом". Согласно реконструкций ряда авторов XIX века (Срезневский, Соколов), культ солнца имел для рядового земледельца первостепенное значение, что позволяет считать Хорса наиболее значимым богом среднего мира. Вероятнее всего князья (ещё до Владимира) выводили свою родословную от Хорса, позиционируя себя как наместники бога на земле.

3. Однако учитывая особенность русского культурного менталитета тянутся ко всему чуждому (как к чему-то заведомо лучшему, передовому), пренебрежительно относясь при этом к доморощенному, будет вполне понятной следующая мысль. Князь (как высшее фигура власти), хотя и воспринимал себя потомком солнечного бога, но при этом поклонялся другому богу - Перуну, являвшему по всей видимости царём верхнего мира. Возможно такое возвеличивание именно Перуна было в какой-то степени заимствованием из Варяжских традиций. В любом случае Перун вышел на ведущую роль в восприятии княжеской верхушки задолго до Владимира. Последний только продолжил данную традицию, попутно выдвинув Перуна на первое место в списке богов нового святилища, т.е. обозначив его первостепенную значимость в обновлённой системе верований.

4. Симаргл, вероятнее всего посредник между тремя мирами. В списке он стоит между Стрибогом и Мокошью, и это даёт основание воспринимать его не как самостоятельного бога, а как спутника Стрибога (подобно тому как Орёл - птица Зевса). Возможно даже, что изображался он не отдельным идолом, а в виде орнамента на Стрибоге. В статье о Симаргле, я приводил эпизод из сказки "Три царства - медное, серебряное и золотое" о вызволении Ивашки из "нижнего мира" посредством орла питающегося мясом. Сюжет встречается и в фольклоре других стран. Здесь же обращу внимание только на то, что питается орёл мясом говядины, в других сказках - баранины. И то и другое - животные нуждающиеся в пастухе. Думаю это неслучайно, достаточно вспомнить о том, что древние индоевропейцы воспринимали потусторонний мир через призму скотоводческого мировоззрения (см. Велес/Сварога, раздел "бог скота"). Т.е. говядина здесь - метафора человеческой плоти, вот почему орёл "выхватил у Ивашки из холки кусок мяса" как что-то само-собой разумеющееся - для него по сути не было никакой разницы.

5. Наконец Мокошь - бог нижнего мира. Последнее объясняется её частым соседством с вилами. Да и характер Мокоши даёт повод видеть в ней типичного матриархального бога - строго и мстительного.

Итого получаем 4-х богов: верхнего, среднего и нижних миров, а так же одного космогониста, объединяющего их в единую мифологическую систему.

Разумеется, предложенная модель содержит слишком много допущений, что делает практически невозможным её доказательство. С другой стороны, пускай написанное не более чем гипотеза, она тем ни менее даёт ответы на ряд непростых вопросов:

Вопросы
1. Почему в пантеоне Владимира нет Волоса?
Если говорить конкретно о Волосе, то нужно помнить, что указанное имя - всего лишь трансформация христианского имени Власий, культ которого проник к восточным славянам через посредничество южных ещё до принятия христианства, т.е. с точки зрения язычника Владимира, такого бога не было. Если же говорить о Велесе, то он попал в пантеон под другим именем - Стрибог.

2. Почему кол-во богов именно такое?
Как уже сказал выше, трое из богов были наиболее значимыми в каждом их 3-миров, 4-ый объединял их, пусть и формально, т.к. на ведущую позицию Владимир выдвигал не Стрибога, а Перуна.

3. В чём цель реформы?
Я думаю что цель реформ 980 и 988 годов была одна и та же - консолидация власти на почве единого мировоззренческого восприятия. Это должно было исключить внутриполитические посягательства на власть, эксплуатирующие различия религиозного мировоззрения разных слоёв населения. Так же это должно было дать дополнительный инструмент управления.

4. Почему реформа просуществовала так недолго?
Вероятнее всего новая концепция не смогла найти должного отклика у простых обывателей, они продолжали быть верными своим традициям и не спешили их менять. Попросту говоря у начинания Владимира не было ожидаемого эффекта.  Впрочем были и другие факторы, не связанные напрямую с озвученной гипотезой. Так М.А.Васильев обращает внимание на то, что сразу после крещения Руси, Владимир "рассадил двенадцать своих сыновей по важнейшим древнерусским городам и землям" [Васильев 1999: 219], объясняя это актом ликвидации "туземных" князей, находящихся в вассальной зависимости от Киева, успех которого (акта) был бы не столько очевидно возможным, при сохранении старых, коренившихся среди местного населения верованиях.

2018 © Павел В. Новиков

язычество

Previous post Next post
Up