Водородная бомба Лаврентьева.

Dec 26, 2014 21:29


Еще одна статья о "настоящем отце" советской водородной бомбы Олеге Александровиче Лаврентьеве.

Всю статью комментировать не имеет смысла; по теме там достаточно мало и уныло, 90 % текста добавлено для солидности и наукообразности.

Поэтому - о водородной бомбе, Лаврентьеве, Сахарове, Гинзбурге и литии.

Начну с фрагмента, который особенно, что называется, зацепил:

"Идея использования термоядерного синтеза впервые зародилась у меня зимой 1948 года. Командование части поручило мне подготовить лекцию для личного состава по атомной проблеме. Вот тогда и произошел «переход количества в качество». Имея несколько дней на подготовку, я заново переосмыслил весь накопленный материал и нашел решение вопросов, над которыми бился много лет подряд: нашел вещество - дейтерид лития-6, способное сдетонировать под действием атомного взрыва, многократно его усилив, и придумал схему для использования в промышленных целях ядерных реакций на легких элементах. К идее водородной бомбы я пришел через поиски новых цепных ядерных реакций. Последовательно перебирая различные варианты, я нашел то, что искал. Цепь с литием-6 и дейтерием замыкалась по нейтронам. Нейтрон, попадая в ядро Li6, вызывает реакцию: n + Li6 = Не4 + Т + 4,8 МэВ.
Тритий, взаимодействуя с ядром дейтерия по схеме: Т + D = Не4 + n + 4,8 МэВ, возвращает нейтрон в среду реагирующих частиц."

Это, якобы, из статьи самого О.А. Лаврентьева, "опубликованной в Сибирском физическом журнале N 2, 1996 г., с. 51-66, изданного тиражом 200 (двести) экземпляров."

Если действительно Лаврентьев написал такое, то он, к сожалению, просто мелкий врун.

Поясняю.

Вот здесь есть письмо Лаврентьева от 29 июля 1950 года, направленное в ЦК:
http://data.ufn.ru//ufn01/ufn01_8/Russian/r018o.pdf

Смотрим сразу на реакции:

Li63 + H21 = He42 + He42 + 500 млн ккал
Li73 + H11 = He42 + He42 + 400 млн ккал

Где здесь реакция "n + Li6 = Не4 + Т + 4,8 МэВ"?
Нету ее.

Однако, далее она упоминается: "в-третьих, будет иметь место реакция между ядрами Li63 и нейтронами (правда, эта реакция дает примерно в четыре раза меньше энергии, чем (Li63 - α - 2α)".

Заметим, что в слова "тритий" в письме нет. Или я просто не вижу?

Итак, предложения, сформулированные в письме Лаврентьева, следующие:

1) Использовать в водородной бомбе гидрид лития (это действительно было реализовано практически).
2) Основное энерговыделение при взрыве дает реакция Li6 + D. - А вот это неверно. Вообще ни при чем.

Таким образом, апологеты и "правдоискатели" типа автора статьи по первой ссылке, просто ни фига не разбираются в теме.

Их постулаты -
1) Лаврентьев написал в 1950 г. письмо, где предложил использовать дейтерид лития.
2) В 1950 г. принято Постановление СМ СССР № 827-303сс/оп "О работах по созданию РДС-6".
А как известно, в РДС-6с использовался дейтерид лития.

Из этих фактов "эксперты" делают вывод о том, кто "действительно" автор советской водородной бомбы.
При этом у экспертов не хватает ума хотя бы взглянуть на даты документов - Постановление вышло 26 февраля 1950 г., письмо Лаврентьева отправлено в ЦК ВКП(б) 29 июля 1950 г.

Так что все эти разоблачительства яйца выеденного не стоят.

Но для памяти надо изложить эту историю более подробно, хотя и кратко.

Она состоит из двух частей - 1) "Слойка". 2) Дейтерид лития-6.

1) "Слойка".

Постановление № 827-303сс/оп было далеко не первым в серии директив о разработке водородной бомбы.

Наиболее известные из них:

Постановление СМ СССР № 1989-773сс/оп "О дополнении плана работ КБ-11" от 10 июня 1948 г.:

"1. Обязать КБ-11 (тт. Харитона и Зернова):
а) произвести до 1 января 1947 г. теоретическую и экспериментальную проверку данных о возможности осуществления следующих конструкций "РДС": РДС-3, РДС-4, РДС-5 и до 1 июня 1949 г. по РДС-6."

и

Постановление СМ СССР № 1990-774сс/оп "О дополнительных заданиях по плану специальных научно-исследовательских работ на 1948 год", 10 июня 1948 г.:

"5. Обязать Физический институт им. Лебедева АН СССР (т. Вавилов) организовать исследовательские работы по разработке теории горения вещества "120" по заданиям Лаборатории № 2 АН СССР (тт. Харитона и Зельдовича), для чего в двухнедельный срок создать в Институте специальную теоретическую группу работников под руководством чл.-кор. АН СССР Тамма и д.ф.-м.н. Беленького (зам. руководителя группы) с участием акад. Фока."

В группу Тамма был включен и Сахаров.

Поначалу группа занималась проверкой и сопровождением расчетов "трубы" (именно ей здесь присвоен индекс РДС-6), но в дальнейшем, не позже ноября 1948 г., Сахаров предлагает "слойку".

В основе "слойки" две идеи - ионизационное обжатие и использование деления U-238 под действием термоядерных нейтронов (деление урана и давало основную часть ТЭ бомбы).

Как видим, в схеме бомбы Лаврентьева ни то, ни другое не присутствует.
Но технически неграмотных "экспертов" это не интересует. Ведь их задача - разоблачать, а не разбираться.

Работа по "слойке" шла некоторое время как чисто инициативная. Но вскоре руководители КБ-11, Лаборатории № 2, а затем и ПГУ осознают перспективы новой конструкции. Разработка "слойки" включается в официальный план уже КБ-11.

Фамилия "Сахаров" становится широко известной в узких кругах,  летом 1949 года Сахаров посещает КБ-11, где его знакомят с работами по РДС-1 и РДС-2. Вот с этих пор Сахаров и признается одним из основных людей советского атомного проекта.

В результате почти двухлетней работы "слойка" становится главной темой термоядерного направления. Постановление 26 февраля 1950 г. как раз это и фиксирует.

2) Дейтерид лития-6.

Откуда он вообще взялся?

Скорее всего, помогла разведка:

Выписка из информационного материала Службы внешней разведки по атомной проблеме, 13 октября 1947 г.:
"По-прежнему должно быть уделено большое внимание американским попыткам вызвать цепную реакцию только в качестве возбудителя реакции. В этом свете особое значение приобретает дейтериум, тритиум и литий."

Заметим, что никаких указаний на то, по каким причинам можно использовать литий, какова его роль, нет.

Так вот, литием в качестве компонента термоядерного оружия в СССР начали заниматься не позже ноября 1947 года:

Из протокола № 97 заседания Научно-технического совета Первого главного управления при Совете Министров СССР, 3 ноября 1947 г.:
"По сообщению т. Зельдовича, результаты, полученные Институтом химической физики по исследованию реакций легких элементов в неравновесных условиях с использованием детонации, сводятся к следующему:
1) Для того, чтобы была возможна детонация в системе Li7 + D, необходимо, чтобы сечение реакции было по крайней мере в 6 раз больше измеренного, достигая 3,6*10-24см2 при энергии 1-3 миллиона вольт."

Это еще не литий-6, а пока литий-7. Но рассматривается именно та реакция, которая в 1950 году будет приведена в письме Лаврентьева.

И здесь у него нет приоритета.

Недаром в отзыве Сахарова на письмо читаем:
"
В рассматриваемой работе намечены две идеи:
1) Использование ядерных реакций
Li7+H1 = 2He4 и Li6 + H2 = 2He4       (1)
в условиях теплового взрыва (под действием взрыва атомной бомбы) и в условиях управляемого медленного теплового горения.
<...>
По п.1) необходимо отметить, что реакции (1) не являются наиболее подходящими в условиях теплового взрыва, т.к. их эффективное сечение при тех температурах, которые осуществляются в условиях атомного взрыва, слишком малы.
"
http://data.ufn.ru//ufn01/ufn01_8/Russian/r018o.pdf

Ну так естественно. Изучали еще в 1947 году.

Так что - мимо, тов. Лаврентьев.

И дальше.

О применении соединений лития, как дейтеросодержащего вещества (на что абсолютно правильно указывает Лаврентьев в письме) + (наконец, самое основное) - использование реакции Li6 + n для получения трития при взрыве.

И здесь приоритет не у Лаврентьева.
А у Гинзбурга:

Из отчета № 3 В.Л. Гинзбурга "Использование Li6D в "слойке". 2. Влияние взаимодействия между ядрами урана в "слойке", 3 марта 1949 г.:
"Можно, однако, добиться такого же повышения калорийности "слойки", как при замене всего или части дейтерия тритием, используя в качестве дейтеросодержащего вещества Li6D вместо D2O или дейтероэтана. Дело в том, что Li63 энергично захватывает нейтроны в результате реакции
Li63 + n -> He42 + H31 + 4,97 МэВ, (6)
при которой образуется тритий
<...>
Вычисление калорийности "слойки" Li6DU приводит, как показано в § 1, к значению K0 = 65,3 МэВ, т.е. получается выигрыш по сравнению с вариантом В в 2,9 раза."

Итак, в итоге, в письме Лаврентьева 1950 года по поводу водородной бомбы есть только одна здравая идея - использования соединения лития, как дейтеросодержащего вещества.
Гинзбург предложил это в 1949 году. И это не главное.

Больше ничего полезного по поводу водородной бомбы нет.
Нет ни ионизационного сжатия, ни деления урана-238, ни генерации трития из лития-6 при взрыве.

А все эти идеи, к которым Лаврентьев и близко не подошел,  были в ходу еще с 1948-49 годов.

СССР, Ядерное оружие

Previous post Next post
Up