Написала я про «Девочку с персиками» и посмотрела про неё в Википедии и в других местах. Печальна судьба её и её семьи. Вера Саввишна (1875-1907) вышла замуж по большой взаимной любви за Александра Дмитриевича Самарина, незаурядного и хорошего человека, сановника, столбового дворянина (его семья долго противилась браку с дочкой купца). Они прожили счастливо пять лет, она родила троих детей и в три дня умерла от воспаления легких, в 37 лет. Алексей Дмитриевич был безутешен, никогда больше не женился, детей воспитывала тётя, сестра матери, младший мальчик умер ребенком. Отец после революции многократно арестовывался, даже приговаривался к расстрелу, содержался в тюрьмах, в 1926 г. был сослан в Якутию. В 1929 г., после окончания срока ссылки, переехал в Кострому, где был регентом в храме Всех Святых. В 1931 г. был опять арестован, затем освобожден и умер в 1932 году. Годы якутской ссылки с ним провела его дочь, Елизавета Александровна (1905-1985), она оставила подробные воспоминания об отце, о семье отца и матери, хотя мать она совсем не помнила. Старший сын, Юрий (1904-1965)-« филолог, подозревался в сотрудничестве с ОГПУ во времена репрессий. Этот факт в значительной мере подтверждается» - об этом писали Олег Волков и Алексей Арцыбушев. Об этом много где написано. Больше ничего о Ю.А.Самарине я не нашла.
Второй из самых знаменитых портретов В.А.Серова - «Девушка освещенная солнцем. Портрет М.Я.Симонович». Мария Яковлевна Симонович (1864-1955), двоюродная сестра художника, племянница его матери, которая происходила из еврейской семьи. Мария Яковлевна училась скульптуре и живописи в Париже. Там в 1890 г. она вышла замуж за врача-психиатра Соломона Львова, политического эмигранта (был народовольцем), и они остались жить во Франции. У них тоже было трое детей, один из которых, Андре Мишель Львов (1902-1994) всю жизнь занимался наукой и стал лауреатом Нобелевской премии по физиологии и медицине (1965 года). Судя по фотографиям, был похож на мать.
Есть такая пьеса швейцарского писателя Макса Фриша «Биография». С фантастическим элементом. Человеку, делавшему серьезные ошибки в жизни, в какие-то её моменты (в отношениях с другом, с женщиной, третье не помню), некий «Регистратор» предлагает прожить эти моменты снова, не сделать ошибок и жить дальше новой жизнью. И в каждом эпизоде человек ту ошибку не делает, но вскоре делает другую ошибку, приводящую к такому же результату. В довольно длинном послесловии к сборнику пьес говорилось, что автор призывает к ответственности, но мне запомнилось своё впечатление в духе «Характер - это судьба».
Я читала эту пьесу в сугубо советское время, когда всё было «стабильно», правила игры были известны, неожиданности сравнительно редки, и поведение разных людей казалось предопределенным их личными особенностями. Но может, в другие времена - всё по-другому? Кто знает, что было бы, если бы Верочка с семьей уехала в Париж, а Мария Яковлевна осталась в России….
P.S. Прочла в одном месте, что М.Я.Симонович передала свой портрет в 1940г в Третьяковскую галерею. Подумала, и как-то мне было не представить процесс этой передачи в 1940г, когда в июне немцы вошли в Париж. Стала пытаться найти подробности. Выяснила, что Серов писал М.Я. восемь раз, и подарил ей портрет, написанный в 1895 году (она тогда часто приезжала в Россию). Со слов сестры, в 1939г она ей писала, что хотела бы завещать портрет Третьяковской галерее. Тем не менее, он оказался в Париже, в музее Орсэ.