Mar 23, 2023 15:41
На днях в музей им. Пушкина назначили нового директора. Я о ней ничего не знала. Погуглила и посмотрела фото. И пришёл на ум вопрос, который занимал меня довольно давно.
В 2010 г в Париже зимой мы пошли в центр Помпиду. Мы смотрели постоянную экспозицию, а там еще была временная выставка какого-то художника, фамилию не запомнила. Продавались альбомы с репродукциями этого художника, всё больше изображения обнаженных мужчин с как бы снятой кожей. Мы на выставку не пошли. В этот день выставка закрывалась, и это отмечалось вернисажем, на который собирались приглашенные.
Надо сказать, что уже тогда обычные люди в Париже - на улицах, в метро, были одеты весьма заурядно - куртки, джинсы. Не то с выставочной публикой, собиравшейся на тот вернисаж - все в приличных пальто и вообще одеты тщательно, интересно и, по-видимому, недешево.
Еще раз французскую вернисажную публику мне довелось увидеть в 2018г летом в художественном музее города Монпелье, Лангедок. Город большой, старинный, университет с 12 века, и в художественном музее (музей Фабра) интересная коллекция, особенно голландцев и Курбе. На этот раз в музее было открытие выставки, и оно должно было состояться в конце рабочего дня, когда музей закрывался для обычных посетителей. Приглашенные собирались, и опять у меня было впечатление, что все женщины с большим вкусом были одеты. Дело было летом, так что оценить, дорого ли, было трудно.
И вспомнилось мне, что перед самой поездкой в Монпелье я была в Москве на открытии выставки А.Лентулова, в Бахрушинском музее. Народу было довольно много, и по большей части все были одеты обычно, заурядно. Я понимаю, что на этих вернисажах бывают далеко не только люди искусства, но родственники и просто знакомые устроителей, но все-таки заметная часть имеет отношение к искусству.
Помню, что и в советское время искусствоведки и экскурсоводы в художественных музеях редко были одеты как-нибудь интересно и со вкусом. У меня была одна знакомая из этой сферы, доктор искусствоведения, и она в быту вкуса не обнаруживала, касалось ли это покупки мебели в её квартиру или её одежды (при том это не было пренебрежением, это такой вкус).
Но, вот, скажем, Ирина Антонова была всегда одета и причёсана безукоризненно. И обычные экскурсоводы теперь часто одеты с бОльшим вкусом, чем когда-то.
А новый директор музея Пушкина - нестарая еще женщина, ну ладно, излишне полная, но одета на всех снимках так, что в последнюю очередь подумаешь, что она имеет какое-то отношение к искусствоведению (а она имеет диплом) и художественным музеям.
Вопрос не о ней, а вообще. Можно ли иметь вкус в искусстве и совсем не иметь его в одежде? Если да, то как это так получается?
P.S. Одно старое советское выражение про искусствоведа помню, не сомневайтесь.