.
Click to view
.
.
6 декабря 2012
Интервью с политологом Гамлетом Чипашвили:
.
- После прихода новых властей представители прежних были арестованы. Общественность ждала, что у новых властей против преступных чиновников будут более твердые аргументы…
.
- Общественность с удовольствием наблюдает за всем этим, словно за бразильским сериалом, поскольку, как известно, в Грузии много любителей зрелищ. Тем более, что у общества сегодня есть пока что лишь зрелища, а хлеба - нет. После того, как Бидзина Иванишвили заявил о намерении прийти к власти, мы постоянно слышали, что в разных областях работают лучшие специалисты. Представители прошлой власти сотворили столько ужасов, что, в случае проведения серьезного расследования, все это выяснилось бы очень скоро. Например, весьма примитивно, что Вано Мерабишвили, подозреваемого в серьезном преступлении, задерживают за пересечение границы с фальшивым паспортом. Несмотря на то, что в любой нормальной стране этот факт стал бы причиной для серьезного скандала, поскольку в той стране министр внутренних дел и премьер не совершил бы столько преступлений, сколько Мерабишвили, даже пересечение премьером границы с фальшивым паспортом стало бы для них катастрофой. Между тем, если спросить меня, то всех представителей прошлой власти следует арестовать.
.
Например, госпожа Майя Панджикидзе сказала «гениальную» вещь: мы, мол, не думали, что после прихода к власти столкнемся с таким количеством дел. Подобное заявление со стороны человека, 16 лет работавшего послом, равносильно преступлению. Что значит - не ожидала? Чем она занималась в течение 16 лет? Как видно, власти не были готовы принять бразды правления. Кто-то может сказать, что еще прошло слишком мало времени после избрания правительства, и следует подождать, пока проявится черное и белое.
.
- Действительно, не слишком ли многого мы требуем? Новые власти ведь правят страной всего месяц…
.
- Согласен, для того, чтобы оценить деятельность властей, в любой стране принят срок в сто дней. Это время еще не прошло, и общество не должно быть категоричным по отношению к властям, но и последним не следует делать глупые заявления. Например, Бидзина Иванишвили, не дожидаясь истечения ста дней, вышел и заявил, мол, мы не сможем исполнить свои обещания. Тогда почему же он весь год обещал нам вдвое снизить тарифы? Люди уже настолько терпеть не могли Саакашвили, что проголосовали бы за Иванишвили, даже не обещай тот ничего, поскольку, как мы увидели, другие оппозиционные партии ничего не смогли сделать, кроме как вывести народ на улицы и торговаться с властями. Мы помним историю с братьями Гачечиладзе, как Саакашвили заплатил им, и революция сорвалась. Ладно, давайте повременим, еще не прошло трех месяцев, но тенденции улучшения не видно.
.
Людям совсем не интересны и не волнуют ни НАТО, ни Евросоюз, людей интересуют тарифы на газ и электроэнергию, будет ли оплата за вывоз мусора привязана к количеству потребленной электроэнергии, снизится ли цена на топливо и т.д. А согласно заявлению Бидзины Иваншвили, власти практически поставили на всем крест, а его имидж в глазах общественности значительно поблек.
.
- С учетом заявлений «националов», они хотят вернуться во власть, но насколько у них есть такой шанс?
.
- Сегодня у «националов» никакого шанса нет, так будет в ближайшие 6 месяцев и даже немного дольше. Но, если Бидзина Иванишвили не выполнит обещания, не будут улучшены социальные условия, не арестуют преступников, в таком случае их возвращение не исключено. Помните, как восхищались Саакашвили, когда Шеварднадзе был скинут с власти. Но спустя год-полтора начали вспоминать Шеварднадзе, и сегодня его вспоминают так, будто он не был тогда вдохновителем всех зол.
.
- В настоящее время на политической арене, в основном, фигурируют две политические силы - «националы» и «Грузинская мечта». Если судить по их заявлениям, приоритеты внешней и внутренней политики по многим вопросам у них совпадают. Следует ли ожидать новой, совершенно иной оппозиционной политической силы?
.
- Когда Бидзина Иванишвили появился в политике, я тогда говорил о необходимости третьей политической силы. Поскольку общество не должно стоять перед простым выбором: либо власти, либо ее противники - «националы». Вместе с альтернативной политической силой необходимо появление новых лиц, т.к. политика - это живой организм. Существующие политические силы оказались на политической свалке и уже пребывают в процессе умирания. Их реанимация невозможна, поэтому необходимо, чтобы появилась новая сила. Ей следует убедить общество, что она лучше и «Национального движения», и «Грузинской мечты».
.
- Почему американские и европейские высокие чины расценивают аресты членов прежних властей Грузии как политическое преследование и почему-то так же строго не оценивают действия властей Саакашвили?
.
- Президент выполнял все задания, которые он получал от определенных кругов Европы и Америки, поэтому Запад на все закрывал глаза. Грузия была тем твердым плацдармом, который Запад, в случае необходимости, использовал против России и для укрепления своих позиций на Кавказе. Трансформация с Саакашвили на Иванишвили так быстро произойти не может, на это необходимо время. Кроме того, Иванишвили они доверяют гораздо меньше, поэтому и критикуют новые власти в известных европейских и американских газетах. Думаю, для Запада поражение Саакашвили было катастрофой, они этого не ожидали.
.
- Почему? У них не было информации о том, какой настрой в народе существовал в отношении прежних властей?
.
- Выходит, что не было, поскольку они были уверены, что Саакашвили выиграет выборы, так же, как полагал он сам до самой последней минуты. Америка не хотела поражения Саакашвили. Теперь у Запада большая головная боль - пришел Иванишвили, рядом с которым, правда, прозападные силы (в лице республиканцев и Ираклия Аласания), но, видимо, для Запада этого недостаточно. Кроме того, что Саакашвили выполнял все задания американцев, действовали и меркантильные интересы. Работала отлаженная система, которая разрушилась. Будет ли сформирована такая же система при Иванишвили? Я, например, в этом сомневаюсь.
.
- Если не будут учитываться их указания, есть ли опасность того, что Грузия окажется в международной изоляции?
.
- Да, заявления и оценки довольно строгие, но все же Грузия не может оказаться в международной изоляции. Подобной строгостью хотят подчинить Иванишвили и «сделать его своим». Вместе с тем, Запад не хочет, чтобы Саакашвили и другие высокопоставленные чиновники были арестованы, поскольку Америка дорожит своим престижем: можно ли, чтобы «маяк демократии» сидел в тюрьме? Ведь Саакашвили был американским проектом? К тому же, они хотят заставить Иванишвили отказаться от отношений с Россией. А того, чтобы Грузия оказалась в изоляции, никто не сумеет. Соединенные Штаты Америки построили здесь такое огромное посольство, что я почему-то не думаю, чтобы они вот так легко оставили Грузию. У Америки свои интересы, поэтому на месте Бидзины Иванишвили я бы вообще не стал обращать внимание на эти статьи и продолжал бы свою политику. Иванишвили подотчетен не перед “Woshington Post”, а перед собственным народом. Власти Саакашвили совершили перед народом большое преступление. Если бы аналогичное преступление совершили высокопоставленные чиновники США, их давно бы посадили на электрический стул..
.
Дмитрий Мониава
Что-то пауза затянулась
5 декабря 2012
.
Почему все не так? Вроде все как всегда. То же небо - опять голубое... Но проблема в том, что нет дискуссии между правительством и оппозицией, и если это продлится достаточно долго, Грузия вместо демократии получит очередной цезаристский режим, неуютный, как холостяцкое общежитие эпохи развитого социализма.
.
На первый взгляд, все в ажуре. Есть СМИ, готовые предоставить площадку для дискуссий и ринг для мордобития. Есть общественность, широкими слоями размазанная по трибунам, со своими проблемами, предпочтениями и извечными вопросами. Вот правительство и вот оппозиция в синем углу в красных трусах, и наоборот. Но это только на первый и, максимум, на второй взгляд.
.
Во-первых, большинство избирателей "Грузинской мечты" отказывается признать "Национальное движение" оппозицией и, апеллируя к прошлому, рассматривает его то ли как сборище рецидивистов, то ли как клуб серийных убийц. Они не воспринимают "националов" как оппозиционеров, и спорить с ними на тему "Как нам обустроить Грузию?" не намерены. Их избранники не могут игнорировать эти ярко выраженные настроения. Во-вторых, у других оппозиционных групп, будь то либералы или консерваторы, безусловно, есть вопросы и претензии к новому правительству, но в то же время они не хотят способствовать антиправительственной пропаганде "националов" и, соответственно, молчат, сопят и ждут, когда бывшая правящая партия рухнет, наконец, как подрубленный дуб или подпиленная осина. И, в-третьих, сами "националы" никак не могут свыкнуться с ролью оппозиционеров, накручивают себя, настроившись на скорый реванш, и, силясь быстро сбить рейтинг "Грузинской мечты", используют как основной инструмент не аргументированную критику, а пропагандистскую ложь. И это, безусловно, не способствует нормализации.
.
То, что происходит сейчас в Грузии, напоминает не демократический процесс, а гражданскую войну в холодной фазе. Ее основной принцип прост, как трехгранный штык: "Если враг не сдается, дискуссий с ним не ведут". Западные партнеры, безусловно, могут и, скорее всего, будут активно подталкивать стороны к долгосрочному сосуществованию, но если они хоть на миг отвернутся, достопочтенные джентльмены перегрызут друг другу глотки с лихостью взбесившихся хорьков. Стороны, в принципе, не скрывают, что движутся не к совместному труду на благо многострадального отечества, а к очередному кризису.
.
Теоретически, Саакашвили сохраняет возможность отправить правительство Иванишвили в отставку, а после того как парламент трижды не утвердит представленный им новый кабинет, может распустить его и назначить новые выборы. С учетом процедурных ограничений самым подходящим временем для того, чтобы начать весь этот процесс, является вторая декада января. Но чтобы провернуть подобную комбинацию и, соответственно, перечеркнуть итоги парламентских выборов, необходимо заручиться серьезной поддержкой на Западе, равно как и в широких массах, готовых выйти на площадь, и в войсках. Ничего этого на сегодняшний день у Саакашвили нет. Крайне маловероятно, что кто-либо за рубежом поддержит решение, которое полностью дестабилизирует Грузию. Люди в погонах почти наверняка не сдвинутся с места - оно им не надо, - а если и выступят, то, скорее всего, в противоположном направлении. Тбилисская улица чуть ли не в полном составе за Иванишвили, в то время как воля "националов", напуганных арестами бывших чиновников, в большей степени парализована. Саакашвили, вероятно, отдает себе отчет в том, что через минуту после подписания им соответствующего указа толпы рассвирепевших демонстрантов ринутся к его дворцу. Но, несмотря на все это, соблазн весьма велик. Другой возможности вернуться во власть у "Национального движения" в ближайшие годы не будет, и не факт, что оно их переживет.
.
"Грузинская мечта", в свою очередь, может избрать тактику предупреждения или провокации - попытаться найти юридическое решение, которое лишит Саакашвили возможности совершить все вышеописанное и забетонировать его постановлением парламента или, наоборот, ненавязчиво подтолкнуть "националов" к неподготовленному выступлению, после чего закатать их в асфальт, как путчистов.
.
На столе, словно детали детского конструктора, вроде бы лежат все элементы, необходимые для создания жизнеспособной двухпартийной или многопартийной системы. И, кажется, что сделать это, если не просто, то вполне возможно. Но это впечатление обманчиво. Более вероятным кажется развитие процессов по уже апробированному в Грузии сценарию: аннигиляция бывшей правящей партии - фактическая однопартийность - кризис - кристаллизация оппозиционных групп, а также противоборствующих фракций в недрах власти - новый кризис... и так далее, до возвращения к исходной точке. "Национальное движение" не может адаптироваться к изменившимся условиям, а "Грузинская мечта" не желает ему в этом содействовать, и, в конечном счете, вся философия переходного периода для обеих сторон может быть сведена к принципу "Все или ничего".
.
Но их схватка происходит не в вакууме и не на арене Шапито. Есть еще целая страна; есть представители неправительственного сектора, для которых главной ценностью является не власть, а демократия; есть бизнесмены, которые хотят поговорить об экономике; есть правозащитники, журналисты; в конце концов, есть деятели культуры, которым всегда неймется. Нынешняя, в какой-то степени уникальная политическая ситуация перевела их в режим вынужденного ожидания и полумолчания. Но если эта пауза продлится достаточно долго и нормальная дискуссия с властью не начнется в ближайшее время, Грузия вновь, как и десять, и двадцать лет назад, двинется не к демократии, а в противоположном направлении. Вероятно, это и есть главная проблема, а не то, когда и как Бидзина Григорьевич вытащит артачащегося Михаила Николаевича из президентского дворца, что, вероятно, он скоро и сделает.