Министр юстиции Тэя Цулукиани: Все дела, которые волнуют общество,находятся в процессе расследования

Dec 06, 2012 12:27

.


Министр юстиции Грузии Тэя Цулукиани
.
.
6 декабря 2012

.
- Госпожа Цулукиани, насколько возможно, чтобы высокие должностные чины прежних властей систематически совершали преступления, и первое лицо государства об этом не знало, если учесть к тому же, что  Саакашвили лично признал перед телекамерами, что это он отдал приказ о проведении кровавой спецоперации против семьи Апрасидзе? 
.
- По поводу преступлений, совершенных в условиях предыдущих властей, первое лицо страны могло всего не знать, но о многих нашумевших делах было известно не то что президенту, но даже маленькому ребенку. Я имею в виду спецоперацию, проведенную возле кортов, дела Гиргвлиани, Робакидзе и др., которые связаны с посягательством на жизнь. Первое лицо страны не могло не знать, что эти дела не расследованы. Более того, Страсбургский суд открыто заявил, что первое лицо участвовало в том, чтобы по делу Гиргвлиани не было осуществлено правосудие. Стало быть, по поводу ряда дел любой разумный человек должен исключить возможность незнания президентом того, что происходило в условиях его власти. Хотя, очевидно, были дела, которые они сами считали незначительными в этом океане беззаконий, и президент особо не интересовался их судьбой. Но даже те малые дела, за которыми я сейчас наблюдаю, являются источником очень больших несчастий для каждой семьи.
.
Не обязательно высокопоставленным чиновникам Департамента конституционный безопасности убивать вашего единственного сына, чтобы эти события вы сочли несчастьем. Беда может быть и в иной форме. Например, когда семья продает дом и остается без крова для того, чтобы подписать процессуальное соглашение с прокурором, который угрожает  и осуществляет на нее давление.
.
Что касается дела Апрасидзе, президент, действительно, это сказал. Я не помню точной формулировки его слов, но он заявил, что лично отдал приказ о спецоперации. Не могу вам сказать, что он приказал конкретно, но его слова, вне всякого сомнения, дают общественности основания задать президенту несколько вопросов. Какого типа был этот приказ? В каких условиях он был отдан, и что было поручено тогдашнему министру внутренних дел? Подобный приказ не может считаться нарушением закона слепо и без расследования. Мы знаем лишь, что президент говорит, мол, этот приказ отдал я.
.
В деле Апрсидзе главное - выяснить, имело ли место превышение полномочий, ставящее жизнь под угрозу. В соответствии с этим обычно оценивается, было ли нарушено право на жизнь. Если представить, что Апрасидзе вышли воевать и вступили в вооруженное противостояние с министром внутренних дел, располагающим тяжелым вооружением, то ситуация, безусловно, принимает иную окраску. Но если будет доказано то, что повсеместно муссируется в обществе - якобы, Евгений Апрасидзе (который точно не был ангелом, тут я с президентом согласна) вместе с внуком вышел с поднятыми руками, и в него выпустили автоматную очередь, то это - преступные действия.
.
- Есть ли у Вас на данном этапе правовые претензии к экс-министру обороны Шашкину? В обществе возник вопрос, почему не началось по статье о дезертирстве уголовное преследование сбежавшего со своего поста  министра обороны?
.
- Не могу сказать, успел ли главный прокурор заинтересоваться этим делом. Безусловно, этот поступок министра  вызывает легитимный вопрос, вы его поставили, он возникает и у меня. Тем более, что известно множество фактов, когда в отношении военных лиц за гораздо меньшие проступки применялись гораздо более  строгие меры.
.
- Общественность обвиняла прежние власти в совершении страшных преступлений, поэтому задержание ряда высокопоставленных чиновников и предъявление им относительно легких обвинений даже у активных сторонников «Грузинской мечты» породило вопрос: и всего-то?
.
- То, о чем вы говорите, есть господствующая в обществе реакция, в том числе - и в моей семье. У нас спрашивают: и это все? Если скажу, что я согласна с подобным подходом, то это будет ложью. Преступление - есть преступление, какой бы тяжести оно ни было. Оттого, что злоупотребление служебными полномочиями не каралось должным образом, наша страна и дошла до тотальной несправедливости. Когда у человека есть власть, ее превышение или злоупотребление ею не может быть легким или безобидным. Это может принять различные формы. В одном случае злоупотребление полномочиями может выразиться в фальсификации результатов тендера, в другом - в фальсификации доказательств путем давления на свидетеля или, как в случае с бывшим министром обороны, - предположительно, в избиении солдат. Поверьте, это - очень серьезные преступления.
.
Я понимаю, что в обществе в отношении нескольких лиц существует крайне негативный настрой. И люди хотят, чтобы как можно быстрее были расследованы, к примеру, тюремный бунт, дело Гиргвлиани (в котором, кстати, мы серьезно продвинулись вперед), дело Зураба Жвания, чтобы у общества уже не было причин для претензий к правоохранительным органам - дескать, они нас довели до всех несчастий, и всего-то? И т.д. Словом, преступление есть преступление.
.
Мы не можем обвинять прокуратуру в том, что она не стала закрывать глаза на доказательства, указывающие, что Бачо Ахалая, предположительно, занимался пресечением свободы незаконным заключенным, держал их в нечеловеческих условиях и, предположительно, по его распоряжению их избивали. Наверное, общество не одобрило бы, если б прокуратура, имея на руках эти доказательства, закрыла бы на них глаза и не стала действовать соответственно. Все дела, которые волнуют общество, находятся в процессе расследования - мы никуда не спешим.

.
- Мы помним купленные за 900 лари саженцы кипариса, заплаченные за один осветительный столб 15 тысяч лари, разговоры о присвоении крупных  бюджетных средств … Планируется ли изъятие этих присвоенных сумм? Будет ли возвращено законным владельцам украденное, похищенное или незаконно отнятое имущество?
.
- Этот вопрос не будет решаться так, как его решали Саакашвили и «Национальное движение». Мы помним, что они сказали прокурорам - мол, давайте, арестовывайте, приводите и заставьте принести! И заявления президента также были на это направлены. Это - тоже метод, но мы именно из-за этого метода были в оппозиции. Мы будем действовать в правовом ключе. Дело сначала должно быть расследовано. Если выяснится, что закон был нарушен, после этого включается уже обязанность о возмещении ущерба. Возвращать незаконно присвоенное придется всем, все должны возместить ущерб, нанесенный народу и государству. Хотя, сначала должны состояться следствие и суд - возмещение ущерба не может быть начато сразу же, сходу. В противном случае, мы уподобимся той незаконной системе, которая была создана «Национальным движением» прямо с 2004 года - когда прокурор был уполномочен вынуждать граждан «приносить» деньги, безо всякого приговора и изучения.
.
- Вы упомянули суд. Суд принял решение об освобождении под залог ряда лиц, вина которых не вызывала сомнений среди значительной части общества…
.
- Вчера я приняла решение в связи с тем, чтобы изучить, как по подобным делам поступают в судах после выборов в отношении рядовых граждан. Скоро у нас будут статистические данные, которые покажут картину - действует ли наш нынешний суд избирательно. Т.е. не применяется ли залог в качестве меры пресечения в отношении видных представителей «Национального движения», а в случае с обычными гражданами, которые обвиняются в гораздо меньшем преступлении, в автоматическом режиме избирается заключение под стражу? 
.
Это очень важная тема, поскольку иногда мне кажется, что судебная власть перешла в оппозицию к правящей команде. Ее поработил человек, который сидел в этой комнате, и с которым согласовывалось любое решение. Сегодня все иначе. Во-первых, у нас на это нет воли, а во-вторых, из-за того, что Кублашвили 8 октября решил, что он свободен. Он правильно решил, но я не понимаю, почему ему для этого понадобилась целая неделя. Он перерезал кабели, которые способствовали функционированию электронной версии уголовного права, благодаря чему прокурорам не нужно было бы из Ортачала на автомобиле доставлять ходатайства в суды, и т.д. Он подумал, что свобода доказывается таким образом. Эти кабели были перерезаны де-факто и с символическим значением, но свобода - удивительная вещь, способность ее осознания не приходит автоматически - этому надо учиться.
.
Сегодня у судей есть руководители, которые не знают, что означает свобода в судейском деле, реально не понимают они и независимости судебной власти. Исходя из этого, мне кажется, они посчитали, будто если постоянно будут противиться прокуратуре в подобных нашумевших делах, то тем самым докажут обществу, что они независимы. И я как министр юстиции хочу знать, каковы тенденции и статистика. Если они поступают так же и в связи с делами обычных граждан, я это только  будут приветствовать. Потому что я была одной из первых, кто критиковал, и всегда буду критиковать практику автоматического применения заключения в качестве меры пресечения. Мы говорили, что должен применяться залог, поручительство, чтобы тюрьмы не были перегружены, здоровые люди не заболели, и, отпущенные под залог, ждали суда дома. Ничего плохого в этом не вижу. Единственное, что меня беспокоит - это нет ли избирательного правосудия.
.
- Госпожа Цулукиани, Вы сказали, что в деле Гиргвлиани - значительные подвижки. Главный прокурор Кбилашвили также заявил, что т.н. тюремное дело скоро будет раскрыто полностью…
.
- 25 октября в Страсбурге, в Комитет Министров, по делу Гиргвлиани я представила первую часть плана действий по исполнению решения, следующая часть будет представлена до 31 января. Этот план подразумевает, что мы взяли обязательства и заново начнем расследование. Оно, кстати, и началось - в рамках его уже допрошено несколько свидетелей.
.
Следствие проверяет, насколько обоснованна была версия Даты Ахалая, который, как ни удивительно, расследовал это дело в Министерстве внутренних дел. Согласно его версии, он находился там, и в то же время, утверждал, что между его группой и находившимися на улице людьми связи не было. И спор произошел уже между вышедшим из кафе Гиргвлиани и группой, которая была  на улице. По поводу реальности этой версии у общества с первых же дней были сомнения, и, прежде всего - у госпожи Ирины Енукидзе. Следствием это будет перепроверено.
.
Также весьма туманны обстоятельства, при которых Сандро Гиргвлиани мог получить столь тяжелые телесные повреждения. Страсбургский суд сказал, что ни в один из моментов следствие не поинтересовалось, в какой ситуации покойный получил эти повреждения, а также - кто был их автором. Если будем считать, что это были четыре человека, и, как вырисовывается, их было больше, все четверо виновны в нанесении Гиргвлиани ранений в область глотки. Кровь попала в дыхательные пути, и он задохнулся. Если это совершили все четверо, то каким образом? Если нет - то кто из них конкретно? Это - вопрос индивидуальной ответственности. Кто избивал Сандро Гиргвлиани, и кто нанес ему ранения - не расследовано вообще. Страсбургский суд по этому поводу находится в крайнем недоумении.
.
- Годами люди собирались и требовали отставки президента. В ответ, их избивали, убивали и бросали на крыши. Что не вызывало настолько острую реакцию, какая была в случае с требованием отставки председателя Мартвильского Сакребуло. Это требование было расценено чуть ли не как преследование политических оппонентов, в том числе - в оценках со стороны наших зарубежных друзей…
.
- Начнем с представителей наших дружественных стран-партнеров. Я слушаю их заявления после выборов, и мне не показалось, что эти заявления неадекватные или чрезмерно критические. После 1 октября у меня остается единственное впечатление: эти люди критично говорят не о том, что сейчас реально происходит, а о будущем - как бы не произошло чего-то плохого. У них - негативный опыт с прежней властью, которая начинала с больших обещаний. «Революции роз» сопутствовало большее восхищение, нежели выборам 1 октября, а затем произошло то, что произошло. Поэтому нам надо их понять - беспокоятся, чтобы в этом хорошо начавшемся деле не произошло что-то плохое. Таким образом, их заявления я не рассматриваю под критическим углом, и это не только заявления, сделанные на международном уровне.
.
У нас с приезжающими гостями проходят встречи, консультации, и с их стороны я вижу позицию реально сочувствующих и болеющих за наш успех. Они так же, как и грузинский народ, знают: если сейчас с этой властью произойдет то же, что в свое время с властями «Национального движения», то страна на долгое время реально окажется в тупике. Они беспокоятся с позиции доброжелателей, и это хорошо.
.
После «революции роз» никто не беспокоился, и все были счастливы. Это беспредметное счастье принесло большое несчастье.
.
- Беспокойство понятно, но в той же газете «Вашингтон Пост» вместе с обеспокоенностью были и не особо приятные оценки. Часть экспертов эти резкие оценки приписала тому, что информационную войну на Западе пока что выигрывает команда Саакашвили, и Запад, так сказать, «плохо информирован». Есть и альтернативные мнения. В частности, Александр Чачия заявил, что подобные оценки являются примером проявления двойных стандартов, и что Америка пытается сохранить лицо, поскольку на протяжении девяти лет она открыто поддерживала «демократию», которая реально стояла на диктатуре и преступности.
.
- Я все же думаю, что в случае с «Вашингтон Пост» это была просто журналистская ошибка, что, наверное, случалось и с вами - это может случиться с любым журналистом. Это тот случай, когда делаются неправильные оценки событий и персоналий потому, что тот, кто их делает, располагает информацией одного типа. Разумеется, журналист также обязан перепроверить альтернативный источник, но они сделали эти оценки, исходя из тех сведений, которыми, видимо, располагали. В этом я не вижу никакой трагедии.
.
Теперь касательно французской прессы. Исходя из того, что я лучше знакома с этой страной, ее обществом, менталитетом и течениями, прямо могу сказать, что во французской медиа происходит тиражирование лжи, автором которой является господин Глюксман. И я об этом уже говорила в одном из французских изданий.  Единственный недостаток я вижу в том, что нам надлежит исправить коммуникации с другими странами, и мы уже неделю этим занимаемся. Внешний мир очень скоро получит альтернативную информацию, и затем будут сделаны реальные оценки.
.
- Госпожа Цулукиани, возымеют ли влияние на Вашу резкую позицию заявления, которые звучат со стороны Запада? Не замедлят ли они процесс восстановления справедливости?
.
- Отправной точкой является то, в чем страна и грузинский народ  испытывают необходимость. Грузинский народ выразил свой выбор 1 октября и сказал, что он хочет рабочие места, систему здравоохранения, налаженное сельское хозяйство, и непременно желает справедливости. Исходя  из того, что в первых трех сферах я не работаю, я должна посмотреть в глаза воле народа и в условиях своей команды, вместе с ней, по мере возможности, восстановить справедливость. После девятилетней тотальной несправедливости мы не сможем одолеть все разом, но главные шаги должны быть предприняты в ближайшие недели, чтобы разговоры о прошлом закончились как можно скорее. Хочу заверить, что разговоры о прошлом неприятны и мне, не только нашим западным искренним доброжелателям. Это то прошлое, о котором я не хочу даже вспоминать, тем более - в нем копаться. Но не заглядывать в прошлое (причем, не заглядывать правильно) не получится…
.
Вместе с тем, проекты на будущее, работать над которыми мы уже начали, и которые из-за этих нашумевших дел  оказались в тени, должны быть продолжены. Одним из приоритетов нового Министерства юстиции является создание вместе с Центральной избирательной комиссией уточненных списков избирателей, которые будут всем доступны.
.
Вчера мы начали проект превенции преступности, этого в стране до сих пор не существовало.  Мы ожидаем заключенных, которые выйдет на свободу в результате акта амнистии. Уже начали нанимать социальных работников, чтобы в особенности молодым «запретить» возвращаться в тюрьму и помочь найти свое место в обществе. В Высшем Совете юстиции началась реформа, и этот вопрос в ближайшем будущем рассмотрят в парламенте. Полномочия министра юстиции и Главного прокурора скоро будут размежеваны, чтобы последний стал ведущей фигурой. Намечено упразднение закона о суммировании наказания. Также актуальны тема политзаключенных, амнистия, создание вместе с Публичным реестром быстрой и правильной формы узаконивания земель крестьянам. Очень много вопросов, важных для страны, на которые общество пока внимания не обращает, поскольку смотрит в прошлое, потому что оно было тяжелым.
.
- Вы упомянули тяжелое наследие. С учетом их нынешней позиции, поведения, дотянут ли до истечения срока лица, занимающие избирательные должности, такие как президент, мэр столицы, председатель Верховного Суда?
.
-  У меня с мэром нет никакого соприкосновения, поэтому не могу оценивать, насколько возможно работать с ним в режиме сосуществования. Что касается Верховного Суда и его руководства, у меня были с ними деловые встречи, когда мы решили работать над законопроектами. Мы ознакомили их с проектами. Причем, не сюда вызвали, как это обычно делал сидевший в этой комнате «Фантомас», а сами пришли к ним, как и должны поступать представители исполнительной власти. Господин Церцвадзе, который является заместителем секретаря Совета Юстиции, даже представил свои соображения, часть которых нами была разделена. Исходя из этого, какие бы критические мнения Котэ Кублашвили ни высказывал о том, что Министерство юстиции не удовлетворяет их требования в плане справедливого суда, я, тем не менее, вижу определенное пространство для сотрудничества до тех пор, пока он остается руководителем судебной власти и Высшего Совета юстиции. Хотя, он не может быть доволен нынешней реформой, поскольку этой новой реформой мы лишаем председателя Верховного Суда тех всеобъемлющих функций, благодаря которым он вместе с группой из трех-четырех человек тотально контролировал и Школу юстиции, и Конференцию судей, и Высший Совет юстиции, и, конечно же, суды. Но эта реформа необходима для восстановления в стране справедливости. Несмотря на это, я вижу, что в судебной власти есть люди, которых на этом этапе я называть не буду, и в плане широкого сотрудничества с которыми есть хорошие перспективы.
.
- Госпожа Цулукиани, одним из приоритетов Вы назвали составление вместе с Центральной избирательной комиссией уточненных списков избирателей. Намерена ли новая власть  создать прецедент предания суду лиц, сфальсифицировавших выборы? Тут, конечно же, подразумеваются не только участники т.н. каруселей, а, прежде всего, организаторы фальсификации.
.
- Вы слишком вскользь упомянули участников т.н. каруселей… Участника карусели, который регулярно крал выбор у себя и своей страны. Поэтому я полагаю, что простой участник карусели, у которого нет гражданского самосознания, - не последний в ряду фальсификаторов. Хорошо еще, что такие находятся в меньшинстве, и большинство 1 октября проявило очень большое самосознание. Дела по фальсификации выборов, мы, конечно, расследуем, хотя пока они лежат на полках. Но скоро обязательно переместятся на столы.
.
- Кто следующий, кому придется отвечать на вопросы следствия?
.
- Заранее не знаю. Об этом знает рядовой прокурор, который расследует то или иное дело.   .
.
======================================
.

http://pluto9999.livejournal.com/80625.html
Беги, Вано, беги...
.
http://pluto9999.livejournal.com/73161.html
Правительство Иванишвили гарантий неприкосновенности никому не давало 
.
http://pluto9999.livejournal.com/73288.html
"Их притащат, как крыс"

Цулукиани, пытки, юстиция, коррупция в Грузии, мишисты, Грузия, прокуратура Грузии

Previous post Next post
Up