Запись опубликована
Выборы, политтехнологии и политический pr на сайте «Новая идеология». You can comment here or
there.
Довольно часто во время выборов от избирателей можно услышать в адрес кандидатов и их программ: «все они говорят правильно, их не разобрать!». Мол, от кандидатов можно услышать только обещания, и все обещания одинаковы хороши! Нет, не все обещания одинаково полезны для здоровья. И даже более того - даже опираясь на предвыборные обещания, можно докопаться до истины, если поскрести, то можно отскрести подлинные намерения кандидата и узнать, какие свои цели он прячет за благими намерениями.
Это как в психоанализе: изучая оговорки, сны и фантазии всегда можно докопаться до того, что же подсознательное хочет скрыть. Подсознательное в нашем случае - это то, какие цели преследует кандидат, роль Сверх-Я выполняет желание
выиграть на выборах и понимание, что надо говорить вещи, приятные избирателю. Ну а вместо бесед с психоаналитиком - предвыборная программа. Начнем наш сеанс агитотерапии с очередной статьи Владимира Путина.
Демократия и качество государства
// Владимир Путин о развитии демократических институтов в РоссииУстойчивое развитие общества невозможно без дееспособного государства. А подлинная демократия - это непременное условие построения государства, нацеленного на служение интересам общества.
открыть материал…В центре системы - государство
Перейдем к Путину. Какую модель он предлагает? Так это видно сразу, прямо в первом абзаце, даже не первом абзаце, а лиде - преамбуле к статье: «А подлинная демократия - это непременное условие построения государства, нацеленного на служение интересам общества». Центром путинской модели является государство. Именно государство - краеугольный камень всей жизни. Государство строится с помощью демократии, государство служит людям. Итог его деятельности - реанимация государства и т. д.
В этом идеология Путина. В отличие от философов эпохи Просвещения, утверждавших, что государство - инструмент в руках общества, с помощью государства общество само себя регулирует, в отличие от марксистов и социал-демократов, которые тоже рассматривали государство как инструмент подавления одного класса другим или же освобождения рабочего класса от гнета капиталистов, Путин считает государство самоцелью. Именно поэтому он говорит об «ответственном государственном мышлении», и вокруг этого он выстраивает аргументацию. Допустим, цитата из Павла Новгородцева про свободы, ведущие к анархии - это не описание того, как устроено общество, а аргумент в пользу тезиса Путина о том, что государство - центр всей жизни.
О зрелости государственных мужей и не зрелости общества
Следующая ключевая мысль, достойная нашего внимания - о том, что общество должно «дозреть» до демократии:
«Необходимо, чтобы общество было готово к использованию демократических механизмов. Чтобы большинство людей почувствовали себя гражданами, готовы были бы на регулярной основе тратить свое внимание, свое время, свои усилия на участие в процессе управления».
Путин говорит об этом с позицией человека, который уже сам «дозрел» и вполне способен оценивать «зрелость» других. Учитель в школе так разговаривает в классе со своими учениками. Он уже прошел все стадии образования, получил государственное и общественное признание своей «зрелости» и теперь он ведет к «зрелости» своих учеников. Но вот в чем вопрос: а кто решает относительно полномочий оценивать «зрелость» в рамках всего общества? Некоторые говорят, что бог через своего помазанника. Но Путин замалчивает ответ на это вопрос.
Есть и другая модель, демократическая, которая говорит что это решение является результатом общественного договора, но это не модель Путина. Общество у него все же играет второстепенную роль мыссы, ресурса, которым надо управлять, улавливать от него сигналы и отражая интересы больших социальных групп, чтобы им более эффективно управлять.
О демократии
Демократия для Путина - это не способ самоорганизации общества, не способ выработки общественного договора и не тот путь, которым запускаются механизмы саморегуляции. Нет. Демократия в глазах Путина - это социальный лифт, еще один в ряду множества. Он ведь прямо говорит о том, что демократия - это «механизм участия», посредством которого граждане могут выдвинуть ответственных людей, но при этом он скрывает, кто принимает решение об участии этих «ответственных людей», выдвинутых обществом, но мы понимаем, что решение опять же за теми, кто оценивает «зрелость» общества. Ведь предложением далее Путин говорит о том, что «зрелые» мужи должны предложить управляемым и «недозрелым» механизм выработки решений, открытый и понятный «недозрелым».
И еще одно важное замечание о демократии и демократических преобразованиях.
Если мы рассматриваем систему взглядов, то должны понимать, что ядро системы практически не меняется. Изменениям подвержены в первую очередь периферийные представления, которые не затрагивают центральных представлений, не задевают ядро системы.
Давайте под этим углом посмотрим на взгляды Путина. Что в них за двенадцать лет изменилось, а что нет? Не изменились его державно-государственнические представления, но меняются взгляды на участие общества в управлении государством (простите меня за этот эвфемизм). Демократия и народовластие для Путина находятся на периферии представлений об устройства мира. Он согласен их изменить как в одну, так и в другую сторону. И если сейчас он готов допустить «участие», то где гарантии, что через полгода он не поменяет свой взгляд на демократию и не ограничит это самое «участие»?