Неформальная беседа с петребургским художником Григорием Ющенко, или «Практика гуманизма в нечеловеческих условиях»
Арт-выставка "Реклама наркотиков" художника Григория Ющенко была запрещена и закрыта 7 апреля 2008 года. Интервью подготовлено 8-9 апреля 2008 г.
В субботу 5 апреля в арт-центре на Пушкинской 10 в галерее Navicula Artis в Санкт-Петербурге открылась выставка "Реклама наркотиков" художника Григория Ющенко. Сразу после открытия выставка была запрещена и закрыта. Однако причины этого запрета представляются неясными. Ведь выставка пропагандирует борьбу с наркотиками, художники изучают образ наркомана, показывая своим творчеством весь ужас падения в эту бездну. Посмотрите на лица героев. Это, конечно, невозможно интерпретировать как "рекламу наркотиков", нужно же иметь чувство юмора.
Художник Григорий Ющенко, с которым мы обсудили эти вопросы и попросили рассказать его творческую биографию, входит в арт-группу "Протез" (
http://trash-protez.narod.ru/menu.htm). Работает он в созданном им самим стиле "экзистенциальный трэш".
Григорий Ющенко родился в 1986 году в простой рабочей семье в Новосибирске. Обучался истории искусств в Петербургском государственном университете. Участник более 20 групповых выставок. Автор иллюстраций к знаменитому бестселлеру Натальи Романовой "ZAEBLO".
Григорию свойственно глубокое социальное чувство. Он несомненно выступает против наркотиков, порнографии и насилия. Все его творчество - это исследование того кошмара нищеты и безысходности, в который погрузилось российское общество на протяжении последних 20 лет. Художник в крайне экспрессивной форме показывает весь ужас той бездны, в которой находится Россия. Бездны наркотиков, ксенофобии и безумия.
Плуцер: Что случилось с вашей выставкой, Григорий?
Ющенко: Ну, было очень мощное открытие с рядом перформансов, Наташа Романова стихи читала, был так называемый «наркофуршет», на котором были выставлены для всеобщего потребления все легальные «наркотики», которые можно купить в городе - от банальной водки до сиропа от кашля «Гликодин», который свободно продается в аптеках и содержит сильнейший наркотик декстрометорфан. На открытии снимали невесть кем приглашенные телевизионщики с «Пятого телеканала». Они мне сразу очень не понравились - задавали совершенно идиотские вопросы, проявили полную некомпетентность, даже не знали, что вообще такое «Пушкинская-10».
Плуцер: И чем дело закончилось?
Ющенко: Потом позвонил Андрей Клюканов из Navicula Artis. Говорит, что с «Пятого канала» журналюги, которые снимали на открытии выставки, хотят еще доснять. Андрей сказал «да». Это была провокация со стороны журналистов. Они привели с собой Елену Ваенгу, афиша с изображением которой, была нами использована как материал для нашей работы. Она была полностью переделана, посмотрите на наши картинки, ее там вообще не узнать. Так вот она устроила хорошо отрепетированный скандал, чтобы привлечь к себе внимание, попиариться на ТВ. Она повизжала, порвала и уничтожила нашу работу, а телевизионщики все это старательно отсняли. Тут же присутствовало начальство «Пушкинской-10», которое по завершении провокации приказало закрыть выставку и немедленно демонтировать. И ни слова не сказало против уничтожения работ на выставке на их территории. А телевизионщики забыли там листочек со сценарием репортажа, из которого явствовало, что провокация сделана по сценарию, продумана от и до, причем еще на самом открытии выставки. Это еще ладно, что они привели Ваегу, это нормально. Но они еще зачем-то сообщили о выставке в Госнаркоконтроль, причем именно в том ключе, что тут рекламируются наркотики. Совершенно непонятно, зачем и по чьей указке это было сделано.
Плуцер: И что потом?
Ющенко: Сразу же мне лично позвонили с «Пятого канала». Смотри, - говорят, - «Пятый канал». Действительно, идет репортаж о выставке. А в нем - все сплошное вранье. Сказано, что «Елена Ваенга узнала о выставке от знакомых», в то время как они сами ее информировали и привезли. Ваенга говорит: «Черт с ним, с моим лицом, но как можно открывать такую выставку, где рекламируют наркотики?». Это в то время, когда выставка как раз против всего этого дерьма и направлена.
Плуцер: Против наркотиков?
Ющенко: И еще против такого попсового отвратительного отстоя, как эта пошлая Ваенга. Там же в репортаже подогнали юриста, который шьет нам статью за такое использование чужих афиш. И там же в репортаже журналисты «Пятого канала» сделали прямой донос-обращение в госнаркоконтроль с обвинением, что это действительно реклама наркотиков, а что мы - чуть ли не торговцы наркотой. То есть они не только сфабриковали скандал, но еще и пытаются засадить художников в тюрьму, а сами получить медаль за борьбу с наркоторговлей. Только вместо торговцев наркотой выбрали в качестве козла отпущения художников.
Плуцер: Лица наркоманов - лучший способ борьбы с наркоманией. "Хочешь такое зеленое лицо? Скажи нет наркотикам!" Расскажи о своей концепции и о вашей группе.
Ющенко: Мы - художники-работяги, простые пролетарии, грузчики, убитые помойным ведром, и искусство - как некое самовыражение - для нас не главное. Мы используем искусство как такую «желтую прессу», чтобы заворожить зрителя своим пугающим лиризмом. Я пытаюсь показать беспредел и кошмар нынешней жизни в России. Люди сегодня захвачены низменными инстинктами, хотя что там сегодня - это просто низменная сущность человека, которая всегда, во все времена прорывается наружу. Они хотят кайфа, секса и денег. При чем мало того, что хотят, они еще этого и получить по ряду причин не могут, что рождает безумие, всяческие кошмарнейшие патологии. И я в трэшево-брутальной и иронически-саркастической форме хочу показать весь ужас этого падения. Мое творчество, мое искусство - оно полно императивов, которые должны убивать в людях побуждения к реализации низменных инстинктов, вытянуть их из этого безумия, глаза на него открыть, что ли. И мы исследуем это безумие.
Плуцер: И что конкретно вы исследуете?
Ющенко: Мы изучаем художественными средствами человеческую глупость, жадность, злобу. Мы изучаем безумие человечества. Нелепые, безумные, бредовые идеи, мании, патологии. Для этого мы создали новое художественное направление - римейк рекламных афиш и плакатов, так называемый hard jumping. Мы берем готовую рекламу и делаем из нее имперсональную форму, придаем ей новый смысл и, таким образом, творим новую мифологию.
Плуцер: То есть картина рисуется поверх чужой рекламы?
Ющенко: Ага!
Плуцер: И какова цель?
Ющенко: Мы - исследователи. Наше искусство лишено прямого назидания, но оно сделано так, что каждый может сделать выводы, увидеть свое безумие. У нас в манифесте написано «Главной и основной целью группировки «ПРОТЕЗ» является внесение посильного вклада в создание нового позитивного образа России». Это такая невеселая и ироничная декларация - мы показываем то, что есть, что происходит в массовом сознании граждан, в их головах. Но мы при всем этом стараемся избежать менторского тона - это для нас немыслимо - и говорить о самых страшных вещах с очень большой долей юмора.
Плуцер: Но выставка называется "Реклама Наркотиков"!
Ющенко: Не думаю, что наш зритель такой уж идиот. Он же видит, какие жуткие лица у тех, кто принимает эти наркотики на наших картинах. Невооруженным глазом видно, как нашим героям живется. Вот, например, человек, который нюхает ацетон, имеет коричневый цвет лица и похож на труп.
Плуцер: Но герои ваших бессмертных произведений курят гашиш вроде бы с удовольствием?
Ющенко: Какое же тут удовольствие, если у героя голова вся синяя или череп треснул от наркоты. И у них у всех лица умирающих трупаков. Мощная очень реклама - «Заебало жить - нажрись до автопилота». Хочется после нее употреблять? Хотя на самом деле, понимая, что наркотики зло, я сам - за их легализацию, кроме разве что опиатов. Потому что все эти вещества они уж точно не страшней, чем повсевместно продаваемый жуткого качества алкоголь, от которого передохло тысячи и тысячи людей, который столько жизней разрушил, что сосчитать просто невозможно.
Плуцер: По статистике в разные годы умирает от отравления плохим алкоголем от 20 до 30 тысяч Россиян.
Ющенко: Во-во! Должен быть выбор, от чего сдохнуть, все запреты приводят только к еще более трагическим последствиям. И должно, в первую очередь, не хотеться сдохнуть.
Плуцер: Понятно. Расскажи про акцию "Памяти Круга".
Ющенко: Ну, это было в феврале 2006 года. Мы собрались в подъезде дома №127 на Набережной Фонтанки, где на седьмом этаже открывалась какая-то выставка. И открыли свою выставку, на которой создали свой образ легенды русского шансона Михаила Круга. Так как мы насрать хотели на буржуазные галереи, то все работы мы выставили на первом этаже, прямо на стенах подъезда. Художественная публика Питера, которая двигалась на 7 этаж, даже не заметила нашей выставки. Это была очень смешная акция, идут люди на выставку, здороваются с нами, а работ не видят. «Памяти Круга» была первой нашей акцией, где исследовался человеческий идиотизм.
Плуцер: Какая была следующая акция?
Ющенко: Потом была, так называемая, "Ликвидация таможенного конфиската". В мае 2006 года на Дворцовой площади в Питере мы провели псевдокоммерческую акцию-распродажу. По легенде у нас эти работы незадолго до того купили Луиджи Скевони из Милана и Джованни-Батисто Константини из Пармы. А на таможне у них наши кортинки отняли и вернули нам. Ну, а раз эти работы уже были проданы, то мы их предложили всем желающим по цене просроченного утилитарного товара.
Плуцер: И какова же эта цена?
Ющенко: Мы меняли работы на 200 окурков, собранных с территории площади, предлагали их отдать за 200 приседаний или 200 отжиманий. Желающием могли получить их бартером за 200 пивных крышечек. За час таким образом мы реализовали семь работ. Но затем нас арестовали и доставили в 79 отделение милиции на Гагаринской улице. Через два часа нам был предъявлен протокол. Мы обвинялись в «несанкционированном обмене картин на окурки сигарет». Кроме того, нам были выданы повестки в суд.
Плуцер: И суд состоялся?
Ющенко: Да, 23 мая 2006 года на Невском 84. Дело было закрыто за отсутствием состава преступления.
Плуцер: Еще какие акции были?
Ющенко: Была в 2006 году акция "Мы пришли пожрать". Девиз был такой: "Нам на хуй не нужно искусство. Мы посещаем все выставки с единственной целью - нажраться и напиться на халяву. Мы считаем: колбаса гораздо ценнее всех ваших ебаных произведений. Продолжайте делать свое так называемое искусство, чтобы у нас был повод ходить к вам жрать". Мы сделали футболки с надписью "Протез" и лозунгом "мы пришли пожрать". В этих футболках и огромными банками для сбора ништяков и прочих пищевых отходов члены арт-группы "Протез" вломились на открытия выставок в галереях "Альбом", "D-137" и "AnnaNova". Отовсюду нас вытурила охрана. Это тоже исследование безумия и бреда. Все ходят на выставки чисто с целью пожрать, я вон на открытиях постоянно вижу всяких людей, которые себе полфуршета в сумку сгребают. А мы решили применить прием гротеска - заявить об этом открыто.
Плуцер: Были еще ваши "Подарки для лохов и импотентов".
Ющенко: Да, было такое. 20 июня 2006 года в галерее "Борей". На этой выставке-акции были представлены наши работы, которые пережили арест на таможне, привод в милицию и многое другое.
Плуцер: И в чем смысл акции? Поясни для читателей.
Ющенко: Любой зритель мог, публично признав себя лохом и импотентом и предоставив документ, удостоверяющий личность, получить бесплатно любое из этих произведений искусства, а заодно и свидетельство о том, что он официально признан лохом и импотентом. Практически все зрители признали себя лохами и импотентами. Все работы были розданы за два часа. Среди официально признанных лохов был известный питерский коллекционер Николай Благодатов.
Плуцер: Что-то не вижу здесь глубокого политического подтекста и борьбы за новый имидж России.
Ющенко: Здесь пока и не было никакого политического подтекста. Все эти акции - это исследования безумия и идиотизма, с которым мы повседневно сталкиваемся. Мы на акциях ставим людей в совершенно бредовые, гиперабсурдные ситуации, и изучаем реакцию. Так как наша жизнь полна этого абсурда. Вон ведь, полный бред - распродажи конфиската, люди на них летят с вытаращенными глазами, как стервятники - а тут мы их ставим в совершенно уже абсурдную ситуацию. Этим мы хотим показать их собственный идиотизм, как бы глаза на него открыть. Следующая акция - "300 задержанных узбеков" - была более содержательной.
Плуцер: Это когда было?
Ющенко: В июне 2006 года наша группа «Протез» провела на Пушкинской 10 акцию, приуроченную к 17-летию этого арт-центра. Дело в том, что перед этим милиция действительно задержала триста узбеков. Реально - мы берем в магазине бесплатную газету, а там заголовок: «Милиция задержала триста узбеков», и статья про то, как их везли всех в одном автобусе. Вообще, мы единственные настоящие российские медийные художники, мы исследуем идиотизм прессы, у нас много картин написано именно на такие медийные темы. Потому что в 21 веке медийная реальность начинает вытеснять объективную реальность. Многих то, что в телевизоре происходит, волнует больше, чем то, что происходит в их жизни.
Плуцер: А в чем акция-то заключалась?
Ющенко: Мы сделали художественную переработку, как мы говорим, hard jumping, афиш, расклеенных по стенам арки. Рисовали в реальном времени, часа три это было, на глазах тех, кто шел на юбилей арт-центра и просто прохожих. Меня еще на этой акции какие-то незнакомые панки с ног до головы моими красками разрисовали для пущего трэша.
Плуцер: И какой в этом глубинный смысл, что-то не улавливаю?
Ющенко: В ходе акции мы ведь и сформировали в окончательном виде этот жанр hard jumping. Нами используется конкретная медийная продукция: афиши - это медийный трэш, с которым мы работаем. Мы их используем как масс-медийный образ, как совершенно имперсональную форму, так что всякие претензии по поводу оскорбления личности здесь просто несостоятельны. Мы даем афишам новое, еще более бредовое содержание, как бы коллажируем эти медийные темы, чтобы стало ясно, чего весь этот медийный белый шум стоит.
Плуцер: А! Понятно!
Ющенко: Была еще акция "Отрезали полтуловища сраные врачи". Это было в июле 2006 года в саду музея Ахматовой на фесте "Арт-собес". Нам выделили небольшие средства на художественные материалы. Мы эти деньги тут же проели и пропили, а организаторам показали кассовые чеки, которые мы собрали в районе магазина красок.
Плуцер: Что-то я опять не улавливаю смысла.
Ющенко: Мы сделали работу "Отрезали полтуловища сраные врачи", которая рассказывала об ужасах российской бесплатной медицины. Опять же в реальном времени. Работа с феста была кем-то украдена, но нам это похуй. Вообще-то это самая дурацкая акция группы - там история про то, как мы чеки собирали интересней самой акции.
Плуцер: А-а! Ну, тогда ладно! А следующая акция была такая же глубокомысленная?
Ющенко: Точно! Она называлась "Еб твою мать, я не знаю кун-фу"! Мы выставили в галерее "Борей" множество произведений членов группы. На ней была представлена живопись, посвященная сексу, насилию и войне.
Плуцер: А как же секс?
Ющенко: Ну, да, само собой. Еще секс и наркотики. Все наши афиши по всему городу были заклеены белыми листами. В тот же день позвонили из горадминистрации и приказали заклеить слово "Еб". В противном случае грозили штрафом в 10 тысяч рублей. Выставку мы посвятили художнику Оскару Рабину, который во время знаменитой бульдозерной выставки нелепо, но героически повис на ковше бульдозера. Это про него и текст "Еб твою мать, я не знаю кун-фу". Потом мы отправили в Париж на адрес Оскара Рабина открытку с репродукцией афиши выставки.
Плуцер: И что в ней было написано и при чем тут Рабин?
Ющенко: В ней было написано... Сейчас открою текст и прочитаю. А, вот: «Здравствуйте, уважаемый Оскар Яковлевич! Мы - художественная группировка "ПРОТЕЗ" из Санкт-Петербурга. Мы являемся почитателями вашего таланта и даже, вдохновленные вашим подвигом на Бульдозерной Выставке, описанном в книге Александра Глезера "Лианозовская группировка", мы провели в сентябре 2006 г. выставку "Еб твою мать, я не знаю кун-фу", посвященную вам. Мы назвали эту выставку так потому, что никто из нас действительно не знал кун-фу, когда мы, оказавшись в тисках диктатуры, вынуждены были уходить от преследований. Неофициальное искусство в России в настоящее время находится в глубоком подполье, но мы не сдаемся. Насаждается официальный стиль некробарокко, прославляющий существующую власть, несогласные с этим журналисты и искусствоведы подвергаются преследованиям, упекаются в тюрьмы и психиатрические больницы, устраняются физически".
Плуцер: Только весь манифест не нужно зачитывать, у нас интервью все-таки.
Ющенко: Ну и, там закончивается так: "Мы просим вашего благословения на то, чтобы партизанские отряды культурного сопротивления носили ваше имя. Дай вам Бог мужества и здоровья, будьте предельно осторожны..."
Плуцер: Звучит саркастично.
Ющенко: Иронично. Это такое стебалово над старыми нонконформистскими легендами. У нас в Питере все это до сих пор живо, постоянно какие-то старперы подваливают и начинают «Сайгон» вспоминать, которого уже сто лет как нет.
Плуцер: Какое-то искусство у вас больно брутальное, мужское. И юмор недетский.
Ющенко: Зато правдивое и зрелищное. Последняя серьезная акция перед «Рекламой наркотиков» называлась «Продажа голоса». Ее все восприняли как политическую, хотя как раз политики там практически нет, там есть социальный идиотизм. Она тоже основана на медийном материале - мне попалась в руки гигантская заметка на две полосы, про технологию продажи голосов на выборах, такой бред, я полчаса ржал наверное. И мы решили посмотреть - а что будет, если взять и просто так выйти к избирательному участку с огромной табличкой - «Продам свой голос». Нас тут же свинтили, вот на этот раз уже штраф в 500 рублей выписали. А политика как таковая мне до последнего времени была пофигу.
Плуцер: Но чиновники сейчас везде видят что-то, чего никто кроме них не видит.
Ющенко: Ну, да! Вот, например, 24 февраля произошло совершенно дикое событие - у нас в Питере был марш памяти Егора Летова, собрались всякие там панки малолетние и просто люди, для которых личность этого музыканта что-то значила, и намеревались в память о нем пройти маршем по Невскому. И пиздец. Эту колонну из людей, у которых не было никаких дурных намерений, они не собирались какие-то беспорядки там учинивать, оттеснили два грузовика с Омоном, выбежали омоновцы, стали всех дубинками пиздить, очень многих свинтили по совершенно нелепым обвинениям типа «плевал мимо урны». У меня просто был крах сознания после этого.
Плуцер: И как ты в качестве художника на этот бред отреагировал?
Ющенко: Ну, я после этого за неделю сделал новую серию «Укусы насекомых», там искажаются клише социально-политической рекламы и присутствует конкретный политический мессейдж. Просто власть, которая избивает 13-летних детей - это очень плохая власть. Вот это вот событие, явление, которое 24 февраля было - это вот так можно сформулировать то, против чего мы боремся. Оно столь же трагичное, сколь и нелепое и идиотское, просто безумие какого-то чиновника, который ничего не понимает и не хочет понимать. Мне вообще после этого события окончательно стало ясно, что делать надо. Я после этого ходил на Марш несогласных, но это тухляк какой-то, все эти оппозиционеры вообще производят впечатление каких-то юродивых, бестолковых совершенно людишек. Вызывают не больше симпатии, чем действующая власть.
Плуцер: Ну и, что делать, как говорил Чернышевский?
Ющенко: У меня друг есть из Смоленска, писатель Олег Разумовский, вот он говорит: "Я сам гораздо радикальней, чем любая радикальная партия". Вот я примерно так же мыслю. Вообще, как это не банально, по-моему, функция власти - это давать людям жить, создавать оптимальные условия для деятельности. Жить в том смысле, чтобы жизнь хоть немного была похожа на праздник, а не на ад какой-то беспробудный, где только работа, пиво «Охота крепкое» и телевизор с Петросяном. Меня часто спрашивают: "А почему у вас работы такие страшные?" Они наоборот очень позитивные, это самое светлое искусство, которое только у нас в стране есть, потому что оно против всего этого ужаса. Мы вообще, в принципе, гуманисты. То, чем мы занимаемся, - это своеобразная практика гуманизма в нечеловеческих условиях.
Плуцер: Ни хрена себе!
Ющенко: Ну, а хуйлишь ты думал?
Плуцер: Ну, что, хватит наверное?
Ющенко: Да, заебись попиздели!
Ющенко: А как назовешь интервью?
Плуцер: Пока не знаю.
Ющенко: Вот придумался неплохой заголовок: "Реклама наркотиков или практика гуманизма в нечеловеческих условиях", эти слова есть в тексте. Если придумаешь лучше, то можно и под другим.