Философ Шеманов: Война -публичное сексуальное насилие,оно направлено против общества,против граждан!

May 10, 2011 14:14

Журнал Профиль. №15(714) от 25.04.2011



Алексей Юрьевич ШЕМАНОВ, доктор философских наук, академик РАЕ, ведущий научный сотрудник Российского института культурологии Министерства культуры РФ. С 1992 г. сотрудник Российского института культурологии. В 1997 г. окончил докторантуру при Российском институте культурологии. В 2009 г. защитил диссертацию «Самоидентификация человека как антропогенетический феномен» на соискание степени доктора философских наук (по специальности 24.00.01 - теория и история культуры). Автор монографии «Самоидентификация человека и культура» (М., 2007) и более 60 других публикаций в области философии культуры, философии образования и философской антропологии. Редактор сборника «Теоретическая культурология» (М., 2005). Ответственный редактор сборника «Антропология субъективности и мир современной коммуникации» (М., 2010). Член оргкомитета научно-практической конференции «Искусство как творчество социальности и проблемы социокультурной реабилитации» (М., 12-13 мая 2010 г., Ин-т философии РАН, МГППУ). Научный редактор сборника «Искусство как творчество социальности и проблемы социокультурной реабилитации» (М., 2010).

- Алексей Юрьевич, ваши впечатления от акции на Литейном?

- Мне не нравится хулиганско-оскорбительный характер подобных акций, с какими бы целями они ни проводились. Такие акции воспринимаются мною как вторжение в мое внутреннее пространство и в этом смысле как насилие. И мне не так важно, чем это объясняется - борьбой с государством, борьбой против произвола чиновников или борьбой с закосневшими предрассудками. Если посредством такой акции государство обвиняют в насилии, то такое художественное изображение тоже есть насилие.

- Уместно ли вообще здесь говорить об искусстве?

- Уместно. Искусство не раз оскорбляло общественный вкус и нарушало социальные нормы. Но тут дело не в нарушении неких норм, а в нарушении тех границ внутреннего пространства, которые человек сам себе выстраивает. Это нарушение неприкосновенности личности. Тут ведь на самом деле гораздо более сложная ситуация, чем может показаться. Это касается такой темы, как секс-революция в 60-х годах прошлого века. Британский социолог Энтони Гидденс в книге "Трансформация интимности" считает сексуальную революцию проявлением ситуации, когда человеку приходится самому отвечать себе на вопрос, кто он такой. И в этой ситуации сохранение пространства интимности очень важно, при его разрушении может разрушиться личность.

- А вы согласны с посылом, который был заложен в этой акции?

- Меня здесь оскорбляет направленность на сферу сексуальности, ее эксплуатация. Она, конечно, абсолютно в контексте страны, того обилия мата, который можно слышать везде.

- Война пошла по самому простому пути?

- Она пошла по оскорбительному пути. Ее жест был направлен не только к власти, но и против общества, против граждан.

- Но если сравнивать данную акцию с попсой, которая льется с экранов телевизоров, что губительнее для культуры?

- Наверное, попса.

- Почему же тогда столь разная реакция?

- Но мы же говорим не только об акции самой по себе, а о факте ее поощрения премией. Я ведь говорю о том, что от имени культурного сообщества происходит оправдание акта публичного сексуального насилия.

- Попса выходит на официальных каналах, а значит, одобряется властью.

- Тут важна реакция не государства, а именно некоего, хотя и облеченного государственным статусом, экспертного сообщества, которое, по-видимому, считает себя самостоятельным в суждениях. Я имею в виду то жюри, которое приняло решение о награждении. Мне видится в этом нечто противоречащее смыслу награждения. Я тут читал журнал "Артхроника". И там была статья по поводу разных такого рода акций. В их числе автор Григорий Ревзин упоминает случай, когда человек, совершивший изнасилование, сказал, что это был художественный акт. Для меня акция "Войны" из той же серии.

- Как, по-вашему, должно было поступить Министерст-во культуры в ситуации с награждением Войны?

- Как министерство, оно не должно вмешиваться в суждения своих экспертов. Я думаю, что против этого решения могло бы выступить какое-то другое экспертное сообщество.

- А может, вы рассуждаете как представитель своего поколения? Ваши дети уже могут по-другому смотреть на эти вещи.

- Возможно. У них расширены представления о допустимом. Мне было бы неловко находиться вместе с ними в качестве зрителей такой акции. Одно дело, когда подобная акция осуществляется в эстетически отгороженном пространстве и заранее известно, что там будет происходить, а другое - уличная акция…

- И дощечка у входа: "Дети до 16 не допускаются"…

- Да, как в фильмах делаются предупреждения. Тогда человек мог бы сам выбирать.

- А как вы думаете, если "уличное искусство" станет конформистским, не прекратит ли оно свое существование?

- Мне кажется, весь вопрос в художественной выразительности. Если изображение гениталий - это единственное и самое сильное средство, с помощью которого кто-то до кого-то пытается достучаться, может, в этом и искусства не очень много?
http://www.profile.ru/items/?item=32068

Искусство и власть, "Эксперты о гр. Война, Философия искусства

Previous post Next post
Up