GA 25, Введение

Mar 02, 2010 07:59

ВВЕДЕНИЕ:
критика чистого разума как как закладывание основания метафизики как науки

"Критика чистого разума" появилась после более чем десятилетнего молчания Канта, в 1781. Кант был в то время на 57-м году жизни. Современники оказались перед этой работой поначалу совершенно беспомощны. Она далеко превосходила всю бывшую тогда в ходу философскую литературу значительностью ставимых вопросов, строгостью образования понятий, новизной языка и многослойной разбивкой своей проблематики. Хотя в том, что касается её целей она не была по существу понята, действовала она возбуждающе, и дала вскоре повод возникнуть литературным "за" и "против". Чтобы защититься от неверного понимания, отразить неадекватные нападки, но прежде всего--чтобы облегчить доступ к "Критике", Кант написал в 1783 году "Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая сможет выступить в качестве науки". Это произведение, прозрачно и поучительно написаннное с оглядкой на великую работу, не предлагает однако Кантовой гениальной постановки вопросов в её исконности. Кант остаётся необычайно продуктивен в прояснении своей проблемы и после выхода "Критики", что пошло на пользу её вскоре ставшей необходимой новой редакции. Второе, местами улучшенное, издание, вышло в 1787 с новым предисловием и более обширным введением. В основу интерпретации мы кладём оба варианта. Второе издание ничего не меняет в общем строении, но только пытается переработать центральные составляющие учения и заострить ходы доказательств.
Если мы начинаем с ознакомления с текстами, то первое, то первыми нам встречаются оба предисловия, А и В, и оба введения. Для подлинных предисловий и введений характерно, однако, то, что они написаны по завершении работы, задним числом предлагают предварительный просмотр. На самом деле мы можем понять их лишь исходя из понимания целого. Соответственно этому наша интерпретация не будет задерживаться на предисловии и введении, но мы начинаем прямо с собственно тематической части. Без общей, подготовительной характеристики центральной проблемы "Критики чистого разума" нам, конечно, не обойтись, если мы не хотим на первом этапе интерпретации двигаться исключительно вслепую. Поэтому я, пожалуй, попытаюсь, воздерживаясь от собственно экзегезы предисловия и вступления, но отчасти опираясь на них, свободно изложить основные проблемы "Критики". Это изложение поневоле должно быть предварительным и ещё не может двигаться в строгих понятиях.
Мы спрашиваем: что такое критика чистого разума? На этот вопрос можно ответить, только если мы знаем, что должна осуществить работа с этим названием. Если она является работой, центральной для философской деятельности Канта, то и вырастать она должна из исконнейших усилий Канта в философии. Основное убеждение Канта о существе философии позволяет схватить себя в краткой формуле: философия--это метафизика. "Критика чистого разума" есть не что иное, как закладывание основ метафизики--и, тем самым, вообще "чистой философии"--как науки. Критика чистого разума означает закладывание основ метафизики как науки.
Мы спрашиваем: что такое метафизика? Что вообще означает закладывание основ какой-либо науки? Почему закладывание основ какой-то науки является некой критикой чистого разума? Но если интерпретация--это "понимание лучше", т.е. некий философский спор, то мы уже и зафиксировали проблему, вокруг которой будет идти борьба: метафизика, её бытие, её основание как науки. Здесь, вместе с тем, заключен вопрос: в какой мере составляет метафизика центр философии и в какой форме она может быть центром?
Previous post Next post
Up