Часть первая. Путешествие из Петербурга в Москву.
Фото 1. Усадьба Масленниковых - Петуховых
Многие москвичи знают небольшой, но очень уютный музей Тропинина и московских художников его времени, расположенный в тихом переулке Замоскворечья - Щетининском (ранее - Малом Екатерининском). Но мало кто знает историю этого дома и его обитателей. И хотя на здании висит табличка «Ансамбль городской усадьбы Масленниковых - Петуховых», даже на сайте самого музея
история усадьбы заканчивается 1883 годом, а последние ее владельцы, Петуховы, вообще не упоминаются. В этом году музею исполняется 50 лет, попробуем же исправить это досадное недоразумение.
Фирма «Братья Н. и Г. Петуховы» была учреждена в 1878 году в Санкт-Петербурге купцами Николаем Ивановичем и Григорием Ивановичем Петуховыми, позже переехавшими в Москву, и занималась производством готовой одежды и меховых изделий. Это семейное предприятие стало одной из первых и крупнейших московских оптово-розничных фирм конфекциона, т.е. производства готового платья на продажу.
Фото 2. Пломба фирмы «Братья Н. и Г. Петуховы»
Корни этой купеческой семьи уходят в Санкт-Петербург. В 70-ых годах XIX века в купеческих книгах северной столицы отмечаются две семьи Петуховых. Первая, представленная купцом 1-й гильдии Николаем Родионовичем (позже - его сыновьями), была в купечестве с 1825 года и имела волосяные фабрики на Разъезжей улице и на Петровском острове. Вторых Петуховых в 1867 году представляет купец 2-й гильдии Григорий Евдокимович Петухов, торговавший готовым платьем в Ново-Александровской линии Апраксина двора, которая была построена в 1863 году после большого пожара 28 мая 1862 года, который уничтожил рынки Апраксин двор и Щукин двор.
Фото 3. Пожар 1862 года. Источник -
https://pantv.livejournal.com Вот как описан Апраксин рынок и этот пожар в воспоминаниях современников:
«Апраксин рынок представлял, как и теперь, целый ряд магазинов, торговавших материей, готовым платьем, галантереей, мехами и пр., качество и цена этих товаров были ниже, чем в Гостином, но выше, чем в Александровском рынке. Апраксин рынок тоже выходил на четыре улицы - Садовую, Мучной переулок, Фонтанку и Чернышев переулок. Внутри Апраксина рынка находилось много каменных корпусов, в которых помещались склады и мастерские. В четырехэтажном корпусе была фабрика разной галантереи и целлулоидных изделий. На нашей памяти там произошел страшный пожар с человеческими жертвами. Загорелись запасы целлулоида, время было рабочее, огонь мгновенно охватил легковоспламеняющиеся изделия и запасы сырья, рабочих охватила паника, люди выбрасывались из окон третьего и четвертого этажей» [1]. Интересно, что стихийный рынок существует в этом месте до сих пор - «филиал легендарного Черкизовского рынка, плотно обосновавшийся в самом центре северной столицы», по отзыву одного из частых посетителей. Больше про историю Апраксина рынка можно прочитать
в блоге Антона Путятина.
Фото 4. Апраксин рынок в наши дни
Григорий Евдокимович Петухов родился в 1799 году, а в купечество записался в 1835 году. Судя по всему, у него был умерший до 1867 года (это самый ранний год, за который оцифрованы и доступны купеческие книги Санкт-Петербурга) брат Иван Евдокимович, потому что с 1872 года, когда Григорий Евдокимович пропадает из справочника купцов, там появляется Петухова Елисавета Егоровна, 48 лет, торгующая в том же месте (правда, приставка «Ново-» у Александровской линии уже исчезает) и теми же товарами, а с 1877 года - и ее сыновья Николай и Григорий Ивановичи. А вот сыновья Григория Евдокимовича Александр и Николай, хотя и тоже записались в купечество в 1871 году, склонности к торговле явно не имели. Только в 1873 году Александр упомянут в торговле опять-таки готовым платьем в Мариинской линии Апраксина двора, а уже в 1875 году он передает дела - сначала отцу, а затем младшему брату Владимиру, и уезжает с семьей в Новый Петергоф.
Фото 5. Мариинская линия Апраксина двора. Источник:
pastvu.com У Владимира дела тоже явно шли ни шатко ни валко, поскольку с 1878 года его тоже нет в купеческих книгах. Вероятно, Владимир тяжело болел, поскольку в 1881 году он скончался, оставив после себя молодую жену Александру Кирилловну.
Фото 6. Выписки из купеческих книг 1870 - 1873 гг. Источник -
https://dlib.rsl.ru/ Жили Петуховы достаточно далеко от своей «торговой точки», примерно в получасе ходьбы, на Подольской улице. У Григория Ефимовича и его сыновей был собственный дом (№4, на архитектурном сайте Петербурга он значится как
доходный). Елисавета Егоровна жила в доме Чеснокова, позже
Вонифантьева (№ 14 - кстати, хозяева этого дома также торговали на Апраксином рынке), а также содержала лабаз в доме Никитина у Конюшенного моста. При ней, кроме сыновей, записаны и дочери - Ольга, Александра и Мария. В 1877 году в книгах уже записан старший сын Николай Иванович, а мать и сестры (Александра, 24 г. и Мария, 22 г.) «при нем» на Гороховой улице, в доме Сивохина. Григорий Иванович же значится как живущий в Москве, куда позже переедет и Николай. С 1878 года появляется упоминание о фирме «Н. и Г. Петуховы».
Фото 7. Первое упоминание о фирме «Н. и Г. Петуховы» в адресной книге СПБ.
Николай Иванович родился в 1848 году. Он получил домашнее образование [2]. Григорий Иванович родился на год позже. Мы точно не знаем, где именно жила семья Петуховых в те годы, но можем выдвинуть одно предположение. Возможно, с ними связана широко известная в то время юродивая раба Божия Анна Ивановна, умершая в 1853 году.
По
воспоминаниям современников, «в молодости она пережила глубокое потрясение, когда любимый предпочел ей другую. Это так глубоко потрясло ее, что она совершенно разочаровалась как в себе самой и в своих достоинствах, а также и во всех окружающих ее людях и вообще в достижении земного счастья. На несколько лет Анна Ивановна скрылась из Петербурга, а появилась там снова уже в виде юродивой. Она целый день бродила по городу. Купцы, приказчики и другие добрые люди, видя оборванную, жалкую женщину, охотно подавали ей милостыню, а знавшие Анну Ивановну дарили ей остатки ситца, ситцевые платки, башмаки, ленты и т.п., и все это Анной Ивановной складывалось в бездонный, по-видимому, мешок, из которого потом все полученное раздавалось бедным. Если же мешок пустел, Анна Ивановна клала в него камни и таскала их на себе. Большей частью Анна Ивановна жила и ночевала на Сенной площади у домовладельца (торговца меховыми товарами) Петухова, у которого была даже восприемницей детей его…» [3]. Вполне возможно, что этим торговцем как раз и был Иван Евдокимович, а детьми - Николай и Григорий, ведь Сенная площадь находится всего в двух кварталах от Апраксина рынка. К сожалению, в сохранившихся справочных книгах Петербурга на Сенной площади никакого Петухова нет. Но, скорее всего, лавка его в те дни была попросту недостаточно крупной (Родион Петухов, у которого была своя фабрика, указан в адресных книгах ремесленников конца 1840-ых - начала 1850-ых гг).
Фото 8. Схема домовладений на Сенной площади. Источник -
Адрес-календарь за 1844 год Фото 9. Сенная площадь в наши дни
Итак, оба брата в 1877 году записываются в купеческое сословие в Петербурге. Тогда же Григорий Иванович переезжает в Москву, а в 1880 году к нему присоединяется и Николай Иванович. После переезда «стаж» братьев прервался, и в московских книгах их учитывают в купечестве уже со 2-й половины 1879 года (Григорий) и с 1880 года (Николай). Правда, в описи дел, хранящихся в Московской Купеческой Управе, дело о причислении их к московскому купечеству датировано 1881 годом (возможно, требовалось уладить какие-то формальности), да и в книге петербургского купечества 1880 года братья еще упомянуты (а вот за 1881 год - уже в московской).
Фото 10. Выписки из купеческих книг 1880 - 1881 гг.
В петербургском купечестве из этой ветви Петуховых после 1881 года осталась только вдова одного из сыновей Григория Евдокимовича, Владимира, Александра Кирилловна, бывшая в купечестве «до 2-й пол. 1881 г. при муже». А к 1888 году Петуховых среди петербургских купцов уже нет.
За всеми хлопотами, связанными с переездом в Москву, не забывали братья и о личной жизни. Григорий Иванович Петухов женился на Елене Сергеевне Хомушенниковой, и в 1879 году у них родился сын Николай (в справочнике 1880 года «при нем жена Елена Сергеевна и сын Николай по 1 г.»). У старшего брата сыновья появились позже - только в 1886 году в его семье упоминаются «Николай 3 л. и Сергей 2 м.», а в 1913 году еще и двухлетний внук Виктор Николаевич. Нужно заметить, что в московские купеческие книги обычно записывали только сыновей (как будущих продолжателей семейного дела), поэтому дочери Григория Ивановича появятся в нашей истории позже, когда выйдут замуж, и мы сможем проследить их жизнь в новых семьях.
Первое время в Москве братья Петуховы жили в Якиманской части (улицы тогда в купеческих книгах зачастую не указывали), в доме Соболевых. Мастерскую и торговую лавку они открыли на Ильинке, в доме Воскресенского подворья. Дом этот до нашего времени не сохранился, сейчас на этом месте стоит шестиэтажное
здание в стиле советского конструктивизма, построенное в 1927-28 гг. по проекту В. Маята, до этого много работавшего по заказам именно купеческих семей - например, Рябушинских и Морозовых. Интересно, что новое здание строилось для акционерного торгового общества «Аркос» (All Russian Cooperative Society Limited, с 1922 - Arcos Ltd), учрежденного в Лондоне в 1920 г. по английским законам советской кооперативной делегацией в качестве частной компании. В 1927 г. английская полиция совершила
нападение на «Аркос» и советское торгпредство в Лондоне, за которым последовал разрыв англо-советских торговых и дипломатических отношений.
Николай Иванович Петухов несколько раз переезжал: в 1882 году в дом Поповой по адресу Варсонофьевский переулок, 3 (подробнее об этом небезынтересном доме можно прочитать здесь:
https://il-ducess.livejournal.com/81421.html), затем снова на Якиманку, а в 1886 году обосновался в доме Мозжухиной в Малом Казенном переулке (№3, по соседству с известной на всю Москву
больницей доктора Гааза - не сохранился), где и жил до самого 1917 года.
А младший брат Григорий Иванович в 1885 году купил ту самую усадьбу в Малом Екатерининском переулке, принадлежавшую с 1812 по 1870 годы купеческой семье Бородиных. Правда, вплоть до 1893 года он записывался в купеческих книгах «в доме своем, на
Ордынке», и только с 1894 года отмечен как «Ордынка, Мало-Екатерининский пер.». В адресной книге Москвы даже в 1901 году Г.И. «прописан» на Ордынке, а его жена Елена Сергеевна - в Малом Екатерининском. При этом в домовладениях за Григорием Ивановичем записаны дома 10 и 12 по М.Екатерининскому переулку.
Соседний же дом №8, который, хоть и похож, но не входит в ансамбль этой старинной усадьбы, в начале ХХ века занимала дворянка Вера Алексеевна Смирнова, позже переехавшая на Молочную улицу и продавшая свой дом некоему Казакову, у которого его к 1905 году купил мещанин Федот Ефимович Масленников. Правда, сам Федот Ефимович жил здесь с женой Лидией Яковлевной только с 1908 года, и на памятной табличке на главном доме усадьбы увековечено не его имя. Усадьбу Петуховы купили у другого Масленникова - Афанасия Сергеевича, купца 2-й гильдии (
с 1875 года), торговавшего мануфактурой, или, как это еще называли, «красным товаром» в Тёплых рядах Китай-города, в Серебряном ряду. На 1885 год ему было 52 года, жил он с женой и тремя сыновьями - Владимиром, Николаем и Алексеем, старшему из которых было 14 лет. Правда, и сам Афанасий Сергеевич купил усадьбу только в 1881-1882 годах, поскольку в 1881 г. он числится
«в Пятницкой части, 2 участок, в доме Лузина» . После продажи дома и флигеля Масленников пропадает из купеческих книг, хотя в справочнике Вся Москва за 1887 год он
указан, но это явно устаревшие сведения.
Фото 11. Табличка на главном доме усадьбы.
В 1885 году к северному фасаду главного дома был пристроен каменный объем. В самом доме Петуховы сделали капитальный ремонт. Сохранившиеся счета на сумму две с половиной тысячи рублей - тысяча за материалы и полторы за работу (по тем временам большие деньги) - показывают масштаб этого ремонта. Материалы закупались у Торгового дома
«Елизавета Стриженова и сын», а сами работы проводило плотничное и столярное заведение
Егора Жирнова с сыном на Калужской улице. Были отремонтированы или заменены полы, окна, двери, поручни, ворота, и даже проведено «исправление детского диванчика» [4]. А в 1901 году у южного фасада вместо деревянного крыльца сделали каменный вход в виде портика. Также в усадьбе некоторое время помещалась мастерская по пошиву готового платья для фирмы Петуховых. В середине 1910-ых Григорий Иванович, видимо, был вынужден из-за финансовых проблем продать дом №12 соседней церкви Святой Екатерины. В конце 1940-ых годов на его месте был построен пятиэтажный жилой дом, сохранившийся до нашего времени.
Более подробно об истории самой усадьбы, а также кое-что о других ее прежних владельцах можно узнать в
статье, написанной методистом по научно-просветительской деятельности Музея Тропинина [5]. В московских списках купцов за 1899-1900 годы мы встречаем упоминание о том, что в усадьбе Петуховых (видимо, в ее флигеле, который позже сдавался внаем) располагалась
мастерская, где шили готовое платье для фирмы «Братья Н. и Г. Петуховы».
Но об этом - в следующий раз.
Список использованной литературы.
1. Засосов Д.А., Пызин В.И. Повседневная жизнь Петербурга на рубеже XIX-XX веков, Записки очевидцев. - М., «Молодая гвардия», 2003.
2. Справочная книга о лицах С.-Петербургского купечества и др.званий, получивших в течение 1879 г. и в Январе месяце 1880 гг. свидетельства и билеты по 1 и 2 гильдиям на право торговли и промыслов в С.-Петербурге в 1880 году. С.535. - СПБ, тип. П.И.Шмидта, 1880.
https://dlib.rsl.ru/viewer/01003836986#?page=5553. Книга о блаженной Ксении Петербургской. - М., «Ковчег», 2014.
4.
http://hisdoc.ru/persons/3001/5. Самый «московский» музей. - «Эхо Севера», 13.01.2018.
https://www.echosevera.ru/2017/07/18/596daef82817ca703b00834d.html Продолжение следует...
Статья опубликована в альманахе
"ДЕНЬГА"