Кирилл Юрьевич Еськов, Михаил Юрьевич Харитонов (Константин Анатольевич Крылов)
Rossija (reload game)Не думал, что захочется писать рецензию на произведение настолько, казалось бы, несовместимого тандема. Тем не менее.
Если говорить только о литературной составляющей, т.е., собственно книге: сюжете, стиле, образах и т.п. одним словом - вкусно! Разумеется, тем, кому по вкусу такой стиль, где пасхалки на всяк смак хрустят под ногами на каждом шагу: кто хочет - может бежать вприпрыжку за стремительным сюжетом; иной, внимательно глядя под ноги и улыбаясь знакомым, заметит вдруг смутно знакомую, захочет ее подобрать, признать и порассматривать. Литературные пасхалки - почти на любую букву: Анчаров, Ахматова, Бони М, Бродский, Булгаков, Высоцкий, Городницкий, Дюма, ..., Салтыков-Щедрин, Стивенсон, Стругацкие, А.К. Толстой, Пелевин, Пушкин, ..., Шварц, Щербаков, ... (если буду перечитывать и не поленюсь выписать для памяти - дополню алфавитный список). Пасхалки темпоральные проходят, как основная сюжетная линия. Между делом теория устойчивости, теория управления и всякая нелинейщина вкупе с прионной биологией вполне естественно и доступно на пальцах притянута для объяснения того, что рифмуется с никнеймом штата Нью Йорк. Это же самый постмодернизм как он есть, верно ведь, месье Лиотар? Или нет никакого постмодернизма, господин Летен?.. Разберитесь, пожалуйста, между собой, а то, право, затрудняюсь выбрать в какой ящичек положить.
Литературные герои из книг других авторов - А.К. Толстого, Дюма-отца, Яна Флеминга - действуют наравне с историческими персонажами; ждать от последних сходства с хрестоматийными образами из учебников истории, сходства не портретного, а поведенческого, не говоря об историческом, было бы наивно. Отдельные образы - просто бурный восторг! Владимир Владимирович Глист-Цепень, образ из, как минимум, трех исторических выродков трех разных веков, собирательный, но не эклектичный, - это, не побоюсь сказать, гениально, а уж "конандойлевский рассказ" поднимает образ буквально до шварцевских вершин.
На этой мажорной ноте рецензии конец.
P.S. Тем не менее, как у такой ******* *****, как один из соавторов (о покойниках или хорошо, или вот звездочки), получалось при жизни настолько хорошо писать литературные произведения - выше моего разумения. Вопрос даже не в совместимости гения и злодейства. То, что он раньше писал в качестве беллетристики (какое время - такая belles lettres, ага), мне, в целом, в свое время понравилось. Сперва прочитал на Самиздате "Факап", потом первую "Буратину" (вторую не захотелось начинать, и не потому, что хуже первой: просто, как "Матрица" - в первой уже основная идея высказана, остались только сюжетные перепевы, видеоэффекты и толпы агентов Смитов). Понятно было, что у автора крыша набекрень, но кто в наше время читает психически нормальных писателей? Новый, свежий, незамутненный взгляд шизофреника; написано остро, очень афористично. Как-то в FB процитировал то ли "электорат", то ли "джигурду дефолтную", на что собесерник, узнавший цитату, назвал автора по настоящей фамилии, не отраженной тогда в Самиздате. Пришлось поинтересоваться биографией, да уж... И вот тут у меня случился первый когнитивный диссонанс: как существо, провозглашающее с площадей такую запредельную мерзость, как Крылов, может писать в качестве литературы нечто прямо противоположное? Тот же Глист-Цепень, например? Если бы это был образ с элементами автопортрета, то, наверное, должно бы получиться менее мерзко и оттого менее реалистично, а так - в самый раз вышло. Что это - раздвоение личности? сознательная ложь? (в какой именно ипостаси?) игра чужими жизнями? Мне, признаться, похер. Какие комплексы - средненького художника ли или еще что - сделали Гитлера - Гитлером? Что движет сегодняшними прообразами Глиста-Цепня и Мормотского? Тоже похер. Как сдохнут, как их предшественники Гитлер и Геббельс соответственно, тогда пусть те, кому интересно, дегустируют вкусовые оттенки гнилой, гнойной и кровавой блевотины их душ.
Другой диссонанс - вот эта книга. Почти вся художка у Афрания, на мой вкус, - высокого литературного уровня; даже не говорю о его научпопе, который просто высочайшего класса; и хвалить неудобно как-то, чтобы не выглядело похлопыванием по плечу; просто искреннее восхищение. Да, Афраний всегда цитировал этого своего будущего соавтора с любовью к его литературному таланту, прекрасно при этом зная, что он собой представляет в миру. Да, если бы они не объединились - не было бы этой книги, во всяком случае, в таком виде. Но вот какое дело: ни тем тысячам людей, которые убиты наслушавшимися Крылова и ушедшими убивать под лозунгами его и ему подобных ********, ни тем из его сторонников, которые убиты в ответ, не удастся рассказать, чем эта книга хороша, а чем не очень. У тех миллионов, которые покинули свои дома, тоже найдутся более важные дела, чем "Буратина" и эта книга.
Небрезгливость Афрания я для себя объясняю так. Его декларируемые взгляды близки к моим, но мягче. Он из "розовых пони" (c) Воскресший, как и любимая им Е. Шульман; такие прекраснодушные люди, если и бунтуют, то только в беленьких носочках и с шариками, и во всяком человеке, даже в Крылове, готовы видеть только хорошее. Это, безусловно, восхитительные человеческие черты, но неустойчивые: под обстрелом и при бомбежках проходят в одночасье.