Всё нижеследующее моя интерпретация взгляда на ситуацию, сформировавшаяся под влиянием переписки с Елисеем Осиным и применимая не только к детям, но и ко многим из нас, взрослых, испытывающих трудности при решении проблем.
Начну издалека, то бишь с цитаты Бенджамина Франклина по поводу того, что "Любая проблема - это замаскированная удача".
Это такой популярный подход, выделяющий людей с высокоразвитым навыком решения проблем (по-английски - social emotional skills). Ну, еще сюда можно подтянуть зажёванные достигаторские цитаты, вроде "Проблем нет, есть задачи, требующие решения" и всё в подобном духе. Для таких людей характерна успешность, разрешаение проблемы в свою пользу, и, что более важно, разрешение проблем этими людьми удовлетворяет не только их, но и окружающих! Прошу обратить внимание особенно на последний пункт, он очень важен.
Люди с низкоразвитым навыком решения проблем реже добиваются успеха, их поступки оказываются разрушительными, приносят им и окружающим вред или приводят к неприятным последствиям.
Вот несколько причин неуспешности в решении проблем (ну или
задач, как вам будет угодно):
1) Человек не говорит на том языке, на котором говорят окружающие, не воспринимает социальную информацию.
2) Человек неправильно воспринимает и неверно анализирует ту ситуацию, в которую он попал. Например, человек в состоянии стресса видит и слышит все то же самое, что видят и слышат окружающие, но интерпретирует эти сигналы по-другому, воспринимает ситуацию, как угрожающую, опасную. Возможно также ошибочное восприятие нейтральных или даже благожелательных действия других, как угрожающих, несущих опасность, и, исходя из этой интерпретации,люди могут выдавать неадекватную реакцию в виде агрессивного поведения, к примеру.
3) Количество возникающих идей, планов для решения задачи (проблемы) очень мало. У людей с малоразвитым навыком решения проблем зачастую бывает так: есть один стереотип, один план, один тип поведения, к которому человек регулярно прибегает.
4) Даже если планов много и идеи в голове разные, при отсутствии развитого навыка решения проблем, из всех них выбирается один самый плохой.
5) Если человек не привык обращать внимания на реакции окружающих, если он не умеет хорошо понимать их и соотноситься с ними, то он может продолжать «проталкивать» самую неудачную, неуместную идею, только потому, что он её выбрал.
Поскольку, в большинстве своём, люди находятся длительное время под воздействием стресса, то уровень тревожности возрастает и, соответственно, снижается способность к использованию навыка решения проблем. Люди просто теряют доступ к этому ресурсу.
В этот момент они могут начать совершать действия, направленниые на саморазрушение. Может повыситься конфликтность, агрессивность или наоборот, человек закроется в своей скорлупе и будет стараться как можно меньше выходить на контакт с внешним миром, демонстрировать так называемое "избегающее" поведение.
Очень хорошим инструментом для того, чтоббы снова открыть доступ к этому ресурсу является коучинг, ибо внутри него, по сути и создаётся то самое необходимое безопасное время-пространство моделирования: присоединения к своим эмоциям, алгоритма принятия решений, рассмотрения их последствий.