ФРАГМЕНТ 23 ЭРЗАЦ

Apr 15, 2012 07:39

ТЕАТР БУДУЩЕГО

Театр Будущего - тонкий, «полутоновый» театр. Театр мелочей, нюансов, намёков, завораживающий своим умением молчать и оставляющий за собой право на недосказанность. Он больше думающий, чем говорящий, даже больше «слушающий». Театр мудрого актёра, за которым можно пойти куда угодно, которому веришь, как богу, к которому можно прийти за советом, за утешением, за надеждой. Театр Будущего - храм, где главный служитель - ЛИЧНОСТЬ артиста. Его духовные ценности. Прежде всего, они должны быть интересны людям, а уж потом Слова, Слова, Слова…. Другой вопрос, где добыть эту ЛИЧНОСТЬ, откуда взяться ей, из какой сырости? «Школа» не может сохранять свою первозданность и силу воздействия на протяжении многих десятков лет без, каких бы то ни было, трансформаций. С годами она приобретает черты тех, кто проводит эту «Школу» в жизнь. К примеру, я хорошо знаю театр, где много лет выпускники актёрского факультета местного университета преподают вновь поступившим. Поколение за поколением. Труппа театра периодически обновляется за счёт артистов-дилетантов. Старики «уходят», молодёжь занимает их места, молодёжь, не понявшая сути профессии, принявшая органичное кривляние за единственно верный способ существования на сцене.
Поток обучения сегодня настолько стремителен и поверхностен, а публика настолько снисходительна к «готовому продукту», что впору задаться простым русским вопросом: «ДОКОЛЕ?!». Когда падает планка духовности, общество становится податливым, как пластилин, из него легко можно слепить всё, что угодно. Кукиш, например. Общество будет смотреть на себя и думать: «Я - кукиш. Зато, как это весело, как прикольно. Зато, все мы едины, все мы - кулак!».
Новый Театр - это не представление Слов и даже не представление Действия. Это «место», где душа артиста может выходить наружу и все будут видеть, что душа эта прекрасна, это - воздух, дыша которым солгать будет невозможно - ложь сама себя обнаружит и вытолкнет.

ЛОЖЬ

Ложь танцует всегда один и тот же завораживающий танец. Как устоять, не не ответив согласием на её приглашение?
Попробуйте взять фальшивую ноту, играя в оркестре. Вас быстро заменят. Попробуйте, если вы - цирковой артист, раз от раза терять равновесие, идя по канату - вас признают профнепригодным и правильно сделают. Попробуйте, будучи оперной дивой, откашляться прямо на сцене в кулак. Попробуйте, если вы - балерина, не докрутить, например, фуэте, или нарушить порядок перемещенья на сцене. Знаете, что с вами сделает балетная труппа? Она разотрёт вас, как канифоль о закулисный пол.
Драматическому же артисту позволено всё. Даже, если где-то и «даст петуха» - добрый зритель решит, что это гениальный режиссёрский ход, достойный гения Питера Брука. Воздушный акробат за свою ошибку в инвалидном кресле умирает, а наш артист - в антракте покеру молодёжь обучает.
Так уж издревле повелось, что искусство артиста драмы легко допускает всякого рода халтуру. Что тут поделаешь - веками взращённая традиция. «Тащить» эту тему тяжело, тем более девушке с такой хрупкой комплекцией, как моя. Но девушка сама прошла по этому мосту, спалив его за собой, поэтому за слова свои ответить может, не сумлевайтесь. Итак, как распознать в театре то, что принято называть «халтурой»? Ответ прост: да никак. Эта «сволочь» в голом виде практически никогда не появляется. Всегда прикрыта чем-нибудь и всегда чем-то новым. Это «новьё» легко может сойти за импровизацию, например, или за «неважное состояние артиста», или за дрянную режиссуру, второсортный водевиль…, наконец, за «публику-дуру». Перебирать «маскировочное тряпьё» - дело бесперспективное, только зароемся. Спалить бы его к чёртовой матери, но знаю - многим эта идея не понравится, потому что тогда «тёплыми вещами» жертвовать придётся, может быть, даже, жизненнонеобходимыми….
Вот и сыграли мы с вами в «замкнутый круг». Но. Если круг замкнутый, значит, замочек у него имеется. Да и ключик наверняка где-то есть. «Будем искать, будем искать...», как говорил с экрана незабвенный гайдаевский герой. Будем искать…. Нет?

ПРОФЕССИЯ, КОТОРОЙ НЕЛЬЗЯ НАУЧИТЬСЯ

Всё правильно. Опечатки нет. Принято ведь как считать: «невозможно научить, можно научиться», да? Да. И это давно доказанный факт. Но и «научиться» в нашем деле нельзя. И это, как показывает практика, тоже факт. То есть, можно, конечно, натренировать свою память, разбудить воображение, если оно спит, набраться нахализма, даже где-то обнаглеть в хорошем смысле и напрочь преодолеть страх публичности. Можно даже научиться, в определённом смысле, свободе на сценической площадке. И даже научиться получать удовольствие от всего перечисленного…. Множество других полезнейших вещей можно приобресть: бить чечётку, овладеть техникой речи, сделать послушным тело…, словом, довести до совершенства весь набор актёрской психотехники. Можно? Можно. Этим, по сути, и занимаются в театральных ВУЗах. То есть, дают навыки, способные помочь в дальнейшем освоении актёрского мастерства. И всё. Всё. То, что это только навыки не для кого не секрет. Профессии же, как таковой, вас никто не обучит. И то, что вы, в большей, или меньшей степени наберёте навыков, не даст вам право называться «артистом театра и кино». Отнеситесь к этой записи в вашей синей, или красной корочке, как к ошибке и, выйдя из стен института, забудьте всё, чему вас учили, как страшный сон. Если на это у вас достанет мужества - у вас, действительно, есть шанс стать хорошим артистом. Артистом, а не статистом.

Я СНОВА К ВАМ… ПОЗВОЛИТЕ?

Если Вы всё успеваете (а я-то знаю, что вы всё успеваете) - это печально. Это очень грустно и, поверьте, даже прискорбно. Это означает, что Вы - халтурщик и плохо делаете своё дело.
Миф о том, что можно блестяще справляться с несколькими делами параллельно, живёт свою счастливую жизнь назло всем злопыхателям, вроде меня. Но, помилуйте, как же можно поверить в то, что артист одинаково глубоко может «вкладываться» и в кино, и в театр, и в антрепризу, и в озвучание мультика, и в телешоу, и в концерты, и в презентации, и в коммерческие долгоиграющие проекты, и в интервью, и во встречи со зрителем, и в «Открытие», и в «Закрытие», и в «Начало», и в «Конец», и ещё чёрт знает во что, и при этом успевать отдаваться семье, друзьям, строительству загородной недвижимости, любимым родителям, любимым собакам, кошкам, канарейкам, лошадям, массажистам, стилистам, режиссёрам, модельерам, парикмахерам, гримёрам, стоматологам, врачам-профессорам, перелётам, переездам, самолётам, поездам, Хенесси, конфетам, виски, барам, ресторанам, туалетам, осени, зиме, весне и лету, а так же, что немаловажно, мелким шалостям на стороне и, что ещё важнее, крупным сделкам на Луне? А Вы, верно, думаете, что можно. Я даже отсюда слышу, с каким чувством Вы рассказываете сказку про «нано-артиста», которого требует время….
Как говорила героиня Нонны Мордюковой в гениальной картине Аскольдова «Комиссар»: «Жеребятину-то не неси». Кстати, автор этого поистине великого кинематографического творения не создал больше ни одного фильма. Но и того единственного хватило, чтобы оставить своё имя в Списке, о котором я говорила выше. Только это уже совсем другая история….

****

…ну, вот вы и раздеты. Без грима, без денег, без понтов и без слов. Идите теперь и творите. Если сможете. А если не сможете… «идите и умрите» где-нибудь в другом месте, подальше от священных стен Театра.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗАВТРА
Previous post Next post
Up