О новомучениках кратко. Ч.1. Свт. Тихон Московский, "Самый добрый"

Feb 13, 2017 15:13

Несмотря на столетний юбилей революции, никакого медийного всплеска в день памяти Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. И можно уверенно сказать, что какого-то серьезного почитания так и не установоилось. Причин, разумеется, множество. Не последняя из них - отсутствие специализации. Если святой имеет понятную специализацию, то он будет почитаться. Очевидный пример - свт. Лука Крымский. Есть и проблема связанная с «официальной линией», когда многие факты из биографии новомучеников ставят много вопросов о политике Московской патриархии. Достаточно упомянуть, что очень многие стоящие у престола на иконе новомучеников были запрещены в служении митрополитом Сергием Страгородским. Ну и не последнюю роль играет то, что о новомучениках мало читают. Да, есть хорошие солидные исследования, но их аудитория не велика. И чтобы с этой проблемой работать, я попытаюсь относительно кратко рассказать о новомучениках. Я не уверен, что за первой частью появятся другие, но вдруг мне удастся делать это еженедельно. Кто молится - прошу молитв.

Разумеется начать надо со свт. Тихона патриарха Московского. Так вышло, что моя жизнь близко с ним связана. Я учился и преподаю в его университете. Я одно время работал на Высших богословских курсах, которые как раз располагались тогда в Донском монастыре, рядом с его мощами. Святитель Тихон довольно известен, неслучайно сейчас на приходах немало подрастает маленьких Тихонов. И жизнь его в общем подробно описана.

Начну его биографию с записи в журнале галицкого священника, куда он заехал с пастырским визитом еще до лихолетья: «В первый раз в архиерее вижу человека»


На выборах патриарха в 1917 году никто не ожидал его избрания. Но после голосований он все же занял третье место в списке кандидатов. Первым был «самый умный» - митр. Антоний Храповицкий, который потом возглавит Зарубежную Церковь. Вторым «самый строгий» - митр. Арсений Стадницкий., который ужасался возможности быть избранным и благодарил Бога, что чаша сия его миновала. Митрополита Тихона же современники назвали «самым добрым» из этой троицы кандидатов. И именно его избрал Святой Дух через жребий. Каким он был? Добрым, ироничным, не боящимся за себя:

«Все хи-хи да ха-ха, и гладит кота», - так отзывался о патриархе еп. Феодор (Поздеевский).
«По мощам и елей» - так отреагировал свт. Тихон на сообщение о том, что во время похорон Ленина на Красной площади прорвало канализацию.

Когда же праздновалась годовщина революции, он безбоязненно писал комиссарам
«Не наше дело судить о земной власти! Всякая власть от Бога допущенная привлекла на себя Наше благословение…. Ныне же к вам, употребляющим власть на преследование ближних и истребление невинных, простираем Мы наше слово увещания: отпразднуйте годовщину своего пребывания у власти освобождением заключенных, прекращением кровопролития, насилия, разорения, стеснения веры; обратитесь не к разрушению, а к устроению порядка и законности, дайте народу желанный и заслуженный им отдых оть междоусобной брани.»

В 1922 году патриарх был арестован и, хотя и находился в Донском монастыре, был в информационной изоляции. В это же время активизировались обновленцы, провели собор, лишили патриарха Тихона сана и монашества. Обновленцы были проектом призванным поставить Церковь под полный контроль гос.органов и уничтожить Ее руками духовенства. В идеальной модели властей подразумевалось существование двух церквей: либеральной и традиционной, которые были должны яростно бороться друг с другом. Разумеется, обе должны были быть под полным контролем властей до самого конца. Если с либеральной стороной все было проще, то подчинить консерваторов было трудно. Впрочем, во время ареста патриарха даже обновленцев признали многие епископы, в том числе и митр. Сергий Страгородский. Признал их как официальную церковную власть и Констанинопольский патриарх. А верные патриарху епископы либо ссылались, либо расстреливались. И сам патриарх был близок к расстрелу летом 1923. Но патриарх переоценил достижения обновленцев и для борьбы с ними решил пойти на компромисс с властью. Конечно, здесь совсем иной уровень компромиссов, нежели позднее, после 1927 года.

Большевикам компромисс тоже оказался нужен. Расстрел главы католической церкви в марте 1923 года сильно повредил дипломатии советского государства. В итоге патриарх пишет письмо, в котором признает свою вину в контрреволюционных настроениях и заявляет: « я отныне Советской власти не враг. Я окончательно и решительно отмежевываюсь как от зарубежной, так и внутренней монархическо-белогвардейской контрреволюции».» В его послании уже есть ложь, но ложь о себе самом, личный самооговор, но не ложь о других. Компромисс, но не готовность услужить. И колебания, которые продолжаться до конца жизни.

Удивителен промысел Божий. Патриарх выходит из тюрьмы в день похорон другого святого - праведного Алексия Мечева. И на этих похоронах его встречает с ликованием церковный народ. И чувства юмора патриарх не утратил: выйдя из под ареста, он вешает в приемной объявление «По вопросам контрреволюции не обращаться» А самое удивительно то, что выйдя из заключения он не становится марионеткой властей на престоле. Да, он по договоренности с властями попытался сделать показательный либеральный поступок в жизни Церкви(введение нового стиля, а цель все та же - уронить авторитет патриарха перед народом). Но во внутреннюю церковную политику он властей не пустил, а введение нового стиля через несколько месяцев отменил.

«Пусть мое имя погибнет для истории, лишь бы для Церкви была польза» - такие слова традиция вкладывает в уста патриарха Тихона. Дальнейшее его правление показывает колебания между желанием сохранить Церковь путем компромиссов с властью и отвержением этих компромиссов с совестью. Обновленчество теряет популярность и в то же время патриаршая церковь наполняется людьми с обновленческими настроениями. После публичного покаяния возвращается митр. Сергий Страгородский. Ближайшего сподвижника патриарха, вл. Илариона Троицкого ссылают, а его место постепенно занимает еще малоизвестный епископ Петр Полянский. А патриарх Тихон, исполнив свое тяжелейшее служение, уходит. На Благовещение 1925 года он умирает, оставив своим преемникам выбирать между двумя возможными путями: либо подчинение власти и разрушение Церкви изнутри, либо физическое уничтожение Церкви через расстрелы и лагеря.

Подробнее можно почитать у о. Георгия Митрофанова. История Церкви ХХ века сквозь призму личности патриарха Тихона.

новомученики

Previous post Next post
Up