Непонятные новомученики.

Feb 06, 2017 16:43

Вчера был день памяти Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.
Уже много лет священноначалие призывает всенародно о них вспоминать, почитать, расширять и углублять. Более того, текущий год вроде специально посвящен им. И что мы имеем в наших ортоСМИ?

Правмир - одна статья. Милосердие - две статьи. Православие.ру, которому казалось, надлежит быть в первых рядах - отметилось пока лишь нерасшифрованной записью проповеди влад. Тихона. Да и проповедь больше не о новомученниках, а о том, как они были неправы, когда поддерживали Революцию (естественно, что в проповеди не говорится о различии Февраля и Октября. Все вместе объявляется отходом от Бога). Ну да, влад. Тихон строит храм Новомученникам, некогда рассказывать. НО как-то это строительство памятника убитым пророкам вызывает нехорошую евангельскую параллель. Проповедь Патриарха в этот день - тоже о политике. О том, что к власти пришли злодеи, которым проповедь Христа де мешала управлять человеческим сознанием. И про крах гонений и про наш духовный рассвет сегодня. Все.

Почему так? Почему не говорят о новомученниках? Может просто непонятно чему их подвиг может нас научить? Что мы можем извлечь из статей о новомученниках, которые ежемесячно публикует Фома? Что надо просто быть обычным человеком, но в случае гонений не отречься, никого не оклеветать и уйти в могилу одному? А если подписал оговор на себя, то ты не святой? Что человек ничего не может сделать против тоталитарного государства?



И ладно, если бы не было о чем рассказать. Но ведь материала полно. Актуального! Можно рассказать о том, чем жили лучшие люди Церкви. Что им предложило государство и что они получили за отказ. И о тех, кто согласился на эти условия и, «ради пользы Церковной» публично отрекся от новомучеников. И что на этом «спасении Церкви» строилась церковная политика последние, страшно сказать, 90 лет. Ведь мало кто знает, что было две Церкви (не считая всяких обновленцев). Первая, формально возглавляемая патр. Сергием под полным контролем ГПУ. И вторая, которая  отвергла "ложь во спасение". И вторую, непоминающих, иногда даже называют раскольниками, но великодушно прощают им этот грех. Но, вот парадокс, именно непоминающие стоят в центре иконы Новомучеников.

Собственно аргумент последователей митр. Сергия известен. Его сформулировал давным-давно митрополит Евлогий (Георгиевский): « Перед ним (митр.Сергием-Д.С.) стояла дилемма: сказать журналистам, что гонения на Церковь есть,- это значит, что все тихоновские епископы будут арестованы, т. е. вся церковная организация погибнет; сказать гонений нет - себя обречь на позор лжеца... Митрополит Сергий избрал второе. Его упрекали в недостатке веры в несокрушимость Церкви. Ложью Церковь все равно не спасти. Но что было бы, если бы Русская Церковь осталась без епископов, священников, без таинств,- этого и не представить»

И эта красивая жертвенная картина предлагается итоговой точкой в полемике о целесообразности политики митр. Сергия. В чем проблема? Да в том, что эта фраза ложна по своей сути и манипулятивна. Дескать вы вот думаете о себе в своей святости. А митр.Сергий стал спасителем для всех.  Во-первых не стал, практических результатов было слишком мало и к 1941году осталось на свободе лишь 4 епископов. Ложь не спасла Церковь. Во-вторых, епископы и священники не исчезли. Даже о. Владислав Цыпин приводит слова другого митр. Сергия (Воскресенского): «В России была вообще очень деятельная тайная религиозная жизнь - тайные священники и монахи, катакомбные церкви и богослужения, крещения, исповеди, причащения, браки, тайные богословские курсы, тайное хранение богослужебной утвари, икон, богослужебных книг, тайные сношения между общинами, епархиями и Патриаршим управлением. Чтобы уничтожить также и катакомбную Патриархию, понадобилось бы казнить всех епископов, в том числе и тайных, которые были бы, несомненно, посвящены в случае нужды. И если вообразить невозможное, что удалось бы полностью уничтожить всю церковную организацию, то вера все-таки осталась бы и атеизм не выиграл бы ни шага. Советское правительство это поняло и предпочло допустить существование Патриаршего управления». Но рассказать об этом значит отвергнуть тот путь, которым священноначалие идет уже без малого век. Поэтому лучше утверждать о том, что иначе было нельзя и продолжать жить темиже принципами и по сей день.

Когда поднимается этот вопрос, то часто пытаются заткнуть рот словами «не осуждай». А я и не осуждаю. Людей. Я не осуждаю ап. Петра или ап. Иуду. И я понимаю, что в Гефсимании я был бы явно не ап. Иоанном. Я вполне могу понять и того Севастийского мученика, который сбежал из озера. Но нельзя же писать жития святых по принципу «по другому было нельзя». Можно осуждать грех, не осуждая грешника (хотя, скажем честно, наши богослужебные тексты и грешников особо не жалеют). Да можно было по другому! Можно было говорить патриарху «Ваше Святейшество, о нас, архиереях, не думайте. Мы теперь только и годны на тюрьмы». Можно говорить властям «Евгений Алексеевич, вы - не пушка, а я - не снаряд, при помощи которого вы надеетесь уничтожить Русскую Церковь» и отправляться в ссылку до конца жизни. А на вопрос о возможном заместителе на случай своего ареста, можно было отвечать - Господь Бог. «Все оставляли себе Заместителей,- сказал раздраженный следователь,- и Тихон Патриарх, и Петр митрополит». «Ну а я на Господа Бога оставлю Церковь»

ЗЫ I have a dream. Хочу попробовать в фейсбучном формате писать каждую неделю по заметке о каждом из неудобных новомучеников. Кто молится - помолитесь, может удастся.

новомученики, историософия, святые отцы, Церковь

Previous post Next post
Up