К обсуждению.
Сегодня вновь начали обсуждать проблему духовной жизни тех, кому за 5-10 лет в Церкви. Когда привычные формы благочестия особо результата не дают, плодов духа как-то не видно, а состояние все ближе к хронической депрессии. Сама проблема не нова, тот же о. Петр Мещеринов говорит о ней уже давным давно. Как о кризисе пастырской педагогики. В то же время, многие считают существующую ситуацию в целом нормальной.
Например, о. Владимир Воробьев писал еще в начале 90-х, что надо просто смиренно признать, что духовные вершины - это не для нашего времени, а наш потолок весьма скромен: уйти от смертных грехов и дальше ползти потихонечку. А пастыри наши заняты строительством и к духовным вершинам вести не умеют, да и сами высоко не забираются.
Примерно тоже писал недавно о. Алексий Уминский сравнивая нашу духовную жизнь с самолетом, когда после взлета, особенно если закрыть иллюминатор, ничего как будто не происходит. Но самолет летит к цели. Звучит приятно, но..
![](http://ic.pics.livejournal.com/plasmaden/8981590/18522/18522_600.jpg)
Но последние дни наружу вышло несколько важных текстов, которые некоторые восприняли как снег на голову. Во-первых это "исповедь бывшей послушницы", в которой девушка описывает опыт своего воцерковления и жизни в монастыре. Во-вторых аналогичный текст на Предании, но уже от мирянки, многодетной матери (
http://blog.predanie.ru/article/votserkovlenie-i-rastserkovlenie-istoriya-odnoj-zhizni/ а также статья Татьяны Зайцевой о том как
современная церковность способствует депрессии). В-третьих это недавняя лекция Н.Скуратовской "Манипуляции в Церкви" (ссылку искать лень, лучше дам
ссылку на ее же статью посвященную выгоранию).
Не могу сказать, что лично я узнал что-то принципиально новое (Наоборот, есть и положительные вещи, как например то, что мать игуменья в исповеди приняла в монастырь бывшую бунтарку, которой просто было негде прожить свои последние дни. Это удивительно, чаще поступают наоборот: когда у человека заканчиваются силы - его просят освободить келию и уехать к родственникам). Хотя многие прочитали с удивлением и возмущением. Гораздо интереснее мне было читать комментарии к исповеди. По комментарию можно многое сказать о человеке и о том в какое православие он верит. Кто-то заявил, что сама дура и чего раньше не ушла (насколько надо писать на эмоциях (или сознательно морочить голову читателям), чтобы забыть: уход из монастыря, в нарушение благословения, пусть даже и послушницы - по большинстве наших книг и бродячих в головах мыслях - тяжелейший грех. Или любого "усомнившегося" мы сразу начнем считать лицемером, который пришел потусоваться, а спасение его не интересует?). Еще удивительнее письмо игумений, которые, полностью забыв правила логики пишут что ВСЕ написанное в Исповеди есть ложь. (Что все? Что автор никогда не жила в этом монастыре? Нет, этого не отрицают...)
Кто-то призывает разбегаться. В принципе верно, но тогда надо честно сказать, что благословения это не воля Божия, а мнение конкретного духовного лица. И послушание благословению, когда стало невмоготу, это вопрос свободного выбора. А монашеская литература, которая настаивает на ненарушимости благословения (иногда даже допуская грех, кроме ереси, которые сейчас и не интересуют никого) - написана в другую эпоху и обещанная там вечная погибель для ослушников - не более чем педагогический прием. Очень сильное утверждение, неправда ли? Готовы ли мы к этому? Готово ли к этому священноначалие, если его благословения официально объявим обычными административными приказами, без всякой духовной составляющей? Не думаю.
Есть и хорошие, добрые отзывы, авторы которых действительно болеют душой и за людей и за Церковь. И именно эти отзывы показывают, что проблема носит не частный характер, не сидит в головах отдельных людей. Нет, мы имеем глубокий системный кризис. Вот
отец Нектарий пишет:"сколько подобных исповедей, может быть, не столь глубоких, не столь ясно изложенных, приходилось выслушивать каждому более или менее успевшему послужить священнику! Ну, или не каждому, а такому, которому не раз случалось встречать ушедших из обители послушников, монахов, оставивших монашество.". И правда, несмотря на заговор молчания, разве не знаем мы как много из рукоположенных в 90е спились или оказались под запретом? Сколько прихожан ушли пробыв в Церкви лет 10 и более. Причем ушли не только случайные люди, но и творческие, деятельные, искренне желавшие сделать лучше.
Да и сами-то, братие, где мы нынче???
Здесь должен был быть раздел "Кто виноват", но я решил, что нет особого смысла его писать. Сошлюсь лишь на классику
"Война. Война никогда не меняется. Третья мировая война началась так, как мы и думали. Слишком много людей, слишком мало пространства и ресурсов. Детали тривиальны и бессмысленны, причины же соразмерны человечеству."
В то же время, в моем окружении сегодня весьма сильный интерес к психологии. Многие, так и не найдя контакта со священниками, начали регулярно ходить к психологам. Пусть платно, но есть люди которые готовы час в неделю посвятить твоим проблемам. И реально решать их, пусть медленно, но решать. В то время как мантра "молится, поститься и слушать радио Радонеж" - не помогает большинству. Ну не помогает, ведь мы же видим. Наши приходы ни разу не напоминают место, где "любы, кротость, мир, долготерпение". Нет, конечно где-то или у кого-то результат есть, но это происходит нечасто и скорее всего объясняется какими-то другими факторами или особенностями конкретных людей или приходов. Пока же психологи, в моем окружении, активно замещают ненайденных духовников. У нашего же духовенства нет времени на серьезное духовничество, им нужно писать отчеты о миссионерской и катехизаторской деятельности.
Если говорить о нас с супругой, то начали мы с детской психологии. Это логично, дети вызывают много вопросов, качественные ответы на которые нашлись у психологов. Прежде всего это Гиппенрейтер, Бурмистрова, Петрановская, а также множество статей. Вслед за детской пошла семейная психология (особенно изд-во Никея постаралось), а теперь от семейной добрались и до личной. О которой и хочу сказать подробнее.
Но прежде маленькое замечание. Иногда, от чтения книг по психологии складывается впечатление, что, как ни поступай, все равно у ребенка будет травма. Можно ли воспитать ребенка идеально, вообще без травм? Ну конечно нет. Потому что травмы ребенка это следствия наших страстей. Если бы родители были безгрешны, то может травм у ребенка и не было бы. А так они в любом случае будут, вопрос только насколько сильно повреждение. Возможно здесь отчасти и есть объяснение родового греха: ребенок взаимодействуя со страстями родителей получает травмы, а также поврежденные шаблоны поведения для своего подсознания. А подсознание такая штука, которая дает нам формы поведения в условиях стресса, когда наше сознание не справляется. И все эти подсознательные вещи сидят в наших головах и включаются в самый ненужный момент. Предложение спрятать их поглубже и удерживать усилием воли, увы, обычно не помогает. Да и Евангелие предлагает другой путь. Не прятать внутрь, а вытащить всю эту грязь наружу, чтобы потом везде было чисто (очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их).
В заголовке статьи Скуратовской написано "То, что мы считаем грехом, порой имеет медицинскую причину". Подобно этому я готов сказать, что многое из тех вещей, которые мы считаем духовными особенностями православия, на самом деле является общечеловеческой психологической проблемой. В книге Москаленко В.Д. одного из наших ведущих специалистов по созависимости, я прочел удивительное описание дисфункциональной (проблемной) семьи. Приведу выдержку:
"К дисфункциональным относятся те семьи, в которых:
§ не принято обсуждать имеющиеся проблемы;
§ не принято открыто проявлять чувства;
§ преобладают непрямые коммуникации (допустим, мать просит сына передать отцу нечто важное).
В таких семьях часто можно услышать:
§ будь сильным, хорошим, правильным, совершенным;
§ живи так, чтобы мы гордились тобой;
§ не будь эгоистом;
§ делай так, как я тебе говорю, а не так, как я делаю;
§ нечего тратить время на игры и забавы;
§ не раскачивай лодку, сохраняй имеющееся положение вещей;
§ не выноси сор из избы.
В дисфункциональных семьях подавляются естественные движения души, запрещается искреннее выражение чувств... правила в дисфункциональных семьях незыблемые, закосневшие. От каждого требуют ни больше, ни меньше, как быть совершенством, забывая, что таких людей просто не существует в природе"
Совпадение поразительно. Я был очень удивлен, когда осознал, что наше бытовое восприятие поведения в православной традиции не имеет особого отношения к Православию. Это общечеловеческое и, честно говоря, нерелигиозное психологическое состояние. У нас оно было многократно усилено тоталитарным режимом - именно отсюда песня о том, что "кодекс строителя коммунизма" имеет общие ценности с православием. Ага, имеет, особенно если учесть указанные выше общечеловеческие "ценности".
А проблемы действительно общечеловеческие. Когда я наконец добрался до западных христианских психологов ( Г. Клауд и Д. Таунсенд, особенно
книга 12 "христианских" верований, которые могут свести с ума), я был потрясен насколько "православные" проблемы не уникальны. В США, в совсем другой культуре, протестанты имеют те же проблемы, характерные для наших приходов. Книгу эту я настоятельно рекомендую прочитать.
Но поняв в чем сидит проблема, проще искать решение. Итак, я утверждаю, что проблемы поставленные в статьях в начале не имеют отношения к духовной жизни. Это обыкновенные общечеловеческие душевные проблемы, которые можно и нужно решать. А вот подходов к решению я увидел два, возможно они оба работают, но по сути своей они диаметрально противоположны. Первый это "врачу, исцелися сам", иначе говоря дыру внутри себя можешь залечить только ты сам,с помощью психолога. Этот подход насколько я понимаю, популярен в отечественной христианской психологии. Наверно этот путь работает, но я в него не особо верю, да и опираться на одного человека, психолога, которые бывают разрые, не совсем хочется...
Принципиально иной подход дают Клауд и Таунсенд. По их мнению Бог обычно действует через людей, поэтому для исцеления необходимы надежные люди, которые смогут вас выслушать. Этим человеком может быть психолог, священник, но чаще это группа. Группа поддержки, терапевтическая группа (напр. программы 12 шагов, анонимные алкоголики и т.д.), евангельские группы. Здесь главное, что другие раненные люди готовы принять тебя таким, какой ты есть. И помогать друг другу бороться со страстями, принимать тебя упавшего и помогать встать. Здесь не напишут "если ты пала, то молчи в тряпочку, самадура, наши самые лучшие монастыри для серьезных подвижников, а ты вали, не порть нам статистику" (см. признаки дисфункциональной семьи). Нет, здесь сидят те, кто услышал третье "Симоне Ионин, любиши ли мя?". А если ты сам падший человек, то и других ты сможешь принять. А если ты жив, то будешь бороться и снова вставать после падения. Не потому что ты сильный, а потому что здесь тебя любят и даже павшего хотят поднять. Ты не самый гадкий, а обычный павший человек, которого Бог и люди любят не меньше других. А любовь способна творить чудеса.
Да, по своей сути такие группы не могут быть большими. Вряд ли больше дюжины человек - не думаю, что можно открываться большему количеству людей. И, конечно, такие группы невозможно создать на базе приходов, поскольку там у большинства все хорошо, священноначалие благословило, а все написанное врагами - клевета. (Последние месяцы просто постоянно "а вот протестанты то", "а вот мусульмане это", дескать слава Богу у нас все хорошо). Но никто не мешает нам находить таких же раненных в душу, пить с ними чай, читать Евангелие, книги по психологии и вместе искать решение наших душевных проблем. Уже просто открывшись, пролив свет, становится чуть лучше, чуть ближе к себе. Ведь нельзя полюбить другого как самого себя, если ты себя не знаешь и не любишь. Конечно, не надо ни от кого отделяться внешне или делать символические шаги - это лишнее (впрочем не отделясь внешне, внутренне мы должны держать в уме Мф.23 и переставать играть в игры с послушанием, если оно выходит за пределы нормального административного подчинения (разумеется, речь не идет о тех единицах которые действительно имеют духовника, который может им уделить хотя бы 2-3 часа в месяц). Надо работать над собой, но не в одиночку - не говорил Христос о спасении в одиночку. Он говорил про "двое или трое", про малое стадо, небольшие общины. Если психология правда работает, то постепенно, крайне медленно, мы будем решать наши проблемы и квасить тесто. Если нет, то не думаю, что мы что-то потеряем попробовав пойти по этому пути.