В дискуссии в комментариях всплыл довольно интересный отрывок из блаж. Августина. Это из "
О морали Католической Церкви и о морали манихейской" Русского перевода нет, но есть английский.
65. Lastly, there is the symbol of the breast, in which your very questionable chastity consists.
For though you do not forbid sexual intercourse, you, as the apostle long ago said, forbid marriage
in the proper sense, although this is the only good excuse for such intercourse. No doubt you will
exclaim against this, and will make it a reproach against us that you highly esteem and approve
perfect chastity, but do not forbid marriage, because your followers-that is, those in the second
grade among you-are allowed to have wives. After you have said this with great noise and heat,
I will quietly ask, Is it not you who hold that begetting children, by which souls are confined in
flesh, is a greater sin than cohabitation? Is it not you who used to counsel us to observe as much
as possible the time when a woman, after her purification, is most likely to conceive, and to abstain
from cohabitation at that time, lest the soul should be entangled in flesh? This proves that you
approve of having a wife, not for the procreation of children, but for the gratification of passion.
In marriage, as the marriage law declares, the man and woman come together for the procreation
of children. Therefore whoever makes the procreation of children a greater sin than copulation,
forbids marriage, and makes the woman not a wife, but a mistress, who for some gifts presented
to her is joined to the man to gratify his passion. Where there is a wife there must be marriage.
But there is no marriage where motherhood is not in view; therefore neither is there a wife. In this
way you forbid marriage. Nor can you defend yourselves successfully from this charge, long ago
brought against you prophetically by the Holy Spirit.
Переводчик из меня тот еще, поэтому не умеющим читать по англицки, советую помучиться с
Переводчиком гугла, скопировав туда этот текст. Но суть вполне понятна:
По словам блаж. Августина, манихеи для "последователей" допускали возможным сохранять сексуальные отношения. Несмотря на это, Августин считает, что браки в собственном смысле манихеи запрещали. Вероятно вспоминая свое манихейское прошлое, он пишет: "Разве не Вы советовали наблюдать время, когда женщина, после ее очистки, наиболее способна к зачатию, и воздерживаться от сожительства в это время, чтобы душа не оказалась запутанной в плоть?" (язык блаж. Августина вообще довольно откровенный и вовсе не елейный). "Это доказывает что вы разрешаете иметь жен не для зачатия детей, но для для удовлетворения страсти... А значит те, кто делает зачатие детей большим грехом чем брак, запрещает брак и делает женщину не женой, но любовницей... "
Конечно, в первую очередь блаж. Августин осуждает идеи, согласно которым рождение ребенка приведет к увеличению страдания, к заключении души в плоть. Но так ли далеки от этих идей современные экологи? Уже устал в учебниках экологии читать, что планета -де перенаселена, что ресурсов ее хватит для нормальной жизни максимум трем миллиардам людей. А если будет больше - то ресурсов для комфортной жизни якобы не хватит.
Хотя, конечно, манихеи здесь "чище". Они хотя бы не ищут земных благ. В отличие от "экологов", которые декларируют одной из основных целей гарантии максимум земного благосостояния людям будущих поколений. И призывают для этого ограничивать рождаемость и проч.
"Но нет брака там, где о материнстве речи и не идет. Нет там и жен."