В связи с одним недавним эпизодом из жизни (будет сказано особо в конце) вспомнились события почти пятилетней давности. Решил поделиться.
Старшей дочке моей в школе рассказывали о суровом средневековье через огламуреные страницы современных учебников и диснеевские мультики. Дескать “добрый дядюшка Коль, был веселый король”, рыцари с плюмажАми и романтические прекрасные дамы. Я не против такого вольного пересказа, но пусть с соответствующими ремарками и на уроках о шекспировском театре. Мало того, что такой пласт истории как-то изучают мимоходом, так и вовсе через одно место подают. Вскоре дают им в школе задание сделать модель средневекового замка и подготовить небольшой доклад: как устроен замок и кто да как в теремочке живет.
Задание четко попало в цель - папа у школьницы малость тронутый на военной истории средневековья и решает к делу подойти со современным размахом. Помчались мы в Mc.Michaels (магазин рукоделья) где набрали в избытке всяко разного сырья, в том числе и полдюжины листов “блистерборда” (мелкодисперсный пенопласт, оклеенный с обеих сторон плотной бумагой, в итоге имеем отличный строительный материал для моделей). Дома составили эскиз и неделю клеили вечерами замок или даже Замок. Постепенно вся семя подключилась к проекту - клеили лестницы, дверцы, перила и перекрытия, навесы для конюшен и прочее.
Получилось вот такое чудо
По ходу папа (ну в смысле я!) не слезал с любимого конька - рассказывал, что и как в замках было устроено и почему. Как так не было горячей воды?! И туалетной бумаги? А лампочек? А почему, пап, надо было посылать поваренка в соседнюю деревню, можно же по селлфону позвонить! Ну и так далее.
Главные ворота замка.
Вид на главные ворота - внутренняя решетка с галереей, вход в "караулку". Справа, коновязь с навесом
Строить было увлекательно. Попутно сочиняли текст для доклада. Разумеется, строили не реальную реплику, а такой себе детский вариант но обязательный акцент на реальные элементы. В том смысле, что у нас не росли цветы во дворике как в замке у Спящей Красавицы, зато была кузня, кладовые и тюрьма с зарешеченным оконцем; не было красивых окошек, а исключительно узкие щели бойницы. Ко всему давали примерно такое объяснение: “Всякого приближающегося к стенам убивают отсюда и отсюда, если совсем подошли близко к воротам то здесь и здесь на татей бросают камни и льют кипяток и масло. Если враг прорвался внутрь укреплений, его продолжают убивать отсюда и вот так. Кто уцелел после этого - вот тюрьма”. Я хотел еще кандалы и пыточную сделать - не поместилось. Решили, что в нашем замке пытают в кузне.
Тюрьма и кузня. Трубы решили не делать.
В донжоне, в последнем оплоте осажденных, поставили крепкие “дубовые” ворота на вход, а не гламурные дверцы. Внутри донжона - специальные стрелковые галереи.
Донжон
Сам донжон сделали с откидывающейся стенкой и сделали внутренние помещения, - галереи и комнаты властелина.
Донжон с лесенками. Готовимся к докладу
Вид сверху. В ход пошли даже палочки от мороженного. Из дощечек сделали настилы на смотровых башнях. На катапульты пороху не хватило
В итоге получился замок пусть и игрушечный, но все же скорее warhammer чем cinderella style. Это радует.
После этого стали готовится к докладу и не простому а на французском. Доклад тяготел к незавуалированному описанию суровых будней феодала и его клевретов, острой и кровавой классовой борьбе за локальное господство. Описали простой и не замысловатый быт средневековья (популярную тему “права первой ночи” пришлось все же опустить), грабежи и насилие, болезни, антисанитария и многое другое в том же духе. Многое конечно не поместилось в доклад.
Даша тренируется произносить доклад. Кажется говорит о том, что захватчики часто убивали поголовно все население таких вот замков.
Наступил долгожданный день выступления в школе. Отвез свою старшую и бережно отнесли макет в класс. Вечером приходит ребенок и радостно сообщает, что получила трояк! Трояк!!! Как так?! В пометке учителя на полях доклада значилось примерно следующее: “доклад излишне натуралистичен и содержит много избыточных деталей. Хотим увидеть вас в школе.”
Пошел в школу.
Учителка радостно щебетала: “Ох и ах, какой чудесный замок! Мы все работы отдаем детям, но ваш, именно ваш пусть постоит на выставочном стенде в нашей библиотеке. Две-три недели, вы не против?” Киваю нет, не против. Показываю доклад, мол, почему трояк! “О вы знаете, доклад очень интересный но много лишнего, зачем например писать что ночной горшок выносили слуги, и хозяева не мылись. А что говорю, горшок сам улетал в окошко, а хозяева были поклонники head’n’shoulders? Ну нет конечно, отвечает, все так и было пожалуй, но зачем об этом в докладе? Можно же было например рассказать, как все дети, про менестрелей, платья красивые, рыцари в сверкающей броне!” Меня клинит и на автопилоте ей возражаю: ”Ну… рыцарей то мы как раз упомянули…” Она отвечает: “Да, конечно но только причем тут бронебойные арбалеты и удары кинжалом через смотровые щели что-бы добить?!" Соглашаюсь с ней: “Да, как-то нехорошо все получилось. Мягше все надо было и тоньше, и перед ребенком не удобно…”. Ушел.
На выходе посмотрел на детские работы. Практически все с явными следами “родительского вмешательства” как и наша работа и почти все disnayland-style. Блин. Даже бумага розовая. Случай клинический.
Вечером дома ребенок перед сном: “Пап! А наш замок был самый лучший! И расскажи мне еще что ни-будь про викингов…”. Прямо слеза набежала.
Может и правы они где-то, что не вдаются в такие не нужности и радостно смотрят фильмы-пеплосы типа “Король Артур” или “Гладиатор”. А вот сериал от HBO “Рим” в народе не пошел не прижился. Грустно все. Не понятно только чему учат. Истории? Так это дисней ленд. Руками работать? Так и тут та же картина - ничего в школе сложного они не делают и специальным навыкам не обучают. “Уроков труда”, как были когда-то у нас, тут нет. Впрочем, во всем этом есть и позитив - практически неделю и больше сидели все рядом и что-то мастерили. Я рассказывал и показывал, что умел сам, а она постепенно тоже неплохо научилась делать выкройки стен, резать, склеивать аккуратно. В итоге результатами доволен.
А с этим замком еще многие наши знакомые “защитили” это задание в других школах.
Да, теперь самое время рассказать о делах сегодняшних, но это в следующем посте. А то и так длинно получается.