"Циники" и немного об Анатолии Мариенгофе

Dec 19, 2015 21:45

Сегодня мою темно-серую тень на снегу, как раз в тот момент когда я ее рассматривала, переехала тень трамвая, в тот миг настоящий первобытный ужас застыл в жилах....нет, что-то там определенно произошло...Там, в мире теней....

да хороший пролог для сегодняшней темы...

Посмотрела на днях спектакль "Циники" в театре-студии "Манекен", и вернулась переполненная эмоциями и мыслями, под огромным впечатлением.
Честно скажу, студия - единственный драматический театр после которого мне хочется просто рыдать...Не от грусти -  от восхищения.
Ольга Осипова - просто великолепная актриса, и вообще все ребята молодцы, хотя Владимир изначально мне представлялся несколько иным)
Все настолько круто стилистически выдержано! С большим вкусом! И музыка, и костюмы, декорации, интонации....

Уже на первой части я ощутила настоящий катарсис (как бы часто я не употребляла это слово, но синонима подобрать не могу), ведь, зачем же тогда нужен театр - если не очищать душу... фальши достаточно и в повседневной жизни.
И еще - десятые годы прошлого века - "серебряный век" поэзии - и такая интересная эпоха, значительно повлиявшая на весь двадцатый век.
На этом спектакле ты сразу включаешься в действие, не ощущаешь времени, забываешь что ты простой офисный клерк, театр - самая лучшая форма психотерапии.
Еще нравится мне молодость актеров студии...у нее особая прямота, идеализм и  уверенность в своей интересной и только начавшейся сбываться жизни.
К сожалению возрасту неподвластны только единичные, штучные человеческие экземпляры..
Да я уже отмечала, после 30 - влюбляться почти не в кого. Именно так.."Мужчины бегают по Сухаревке и закупают муку и пшено".

"Циники" -это роман Анатолия Мариенгофа, и знаете. я его купила.еще октябре). Он мне случайно встретился на полке в книжном  во время анонсирования этой премьеры. Стиль написания, даже при беглом пролистывании, очень понравился. В духе того времени: виртуозная игра слов, диалоги на грани абсурда, вот уж настоящий конфликт миров...и так, между строк..остроумное, изящное умирание эпохи, но как красиво они падают, и как смакуют свою обреченность. Половину книги можно смело разобрать на цитаты. (Отмечу еще, что похоже на"Zoo..." Шкловского)
Произведение по настоящему "имажинистское" - блестящая игра образами, метафорами.

Диалогов много, но сделать его инсценировку - большая работа...

По утверждению Иосифа Бродского, это "одно из самых новаторских произведений в русской литературе двадцатого века, как по своему стилю, так и по структуре".  Прообразом событий описаных в циниках стала трагическая история взаимоотношений Вадима Шершневича и актрису Юлии Дижур, застрелившейся после одной из ссор.
А почему собственно "циники"? или что под этим определением понимает автор? Такой вопрос я задавала себе уже после спектакля.. Или цинизм - как пренебрежение нормами морали?
В главных героях "цинизма" в современном понимании слова  однозначно нет,  они - как раз таки идеалисты. настоящим циником выставлен разве что Докучаев. Вероятно автор имел ввиду само "циничное время". Да, я пока не дочитала, поэтому ответа у меня пока нет, вообще по книге у меня складывались иные образы героев, разве что Ольга полностью совпала, )).


Про самого Анатолия Мариенгофа известно немного и немногим, разве что в контексте отношений с Есениным.
К сожалению он, сам поэт, драмматург, прозаик, публицист, долгие годы находится в тени Сергея Есенина, только совсем недавно стали появляться его издания, его творчеством заинтересовались.
Да, это был очень близкий друг Есенина. Он оставил о нем подробные воспоминания, а также  "Роман без вранья", ну и я тоже не могу не сослаться на этот факт, тем более пост об этом поэте был совсем недавно.

Вот впечатления А.М. от их первой встречи:

"Передо мной стоял паренек в светло-синей поддевке. Под поддевкой белая шелковая рубашка. Волосы волнистые, совсем желтые, с золотым отблеском. Большой завиток как будто небрежно (но очень нарочно) падал на лоб. Этот завиток придавал ему схожесть с молоденьким хорошеньким парикмахером из провинции, и только голубые глаза (не очень большие и не очень красивые) делали лицо умнее и завитка, и синей поддевочки, и вышитого, как русское полотенце, ворота шелковой рубашки."Их взаимоотношения одним постом не расскажешь. Об этом много написано другими, и сложно сказать кто лучше. Есенин проще, понятнее всем, и неискушеной рабоче-крестьянской публике, и ностальгирующим ревнителям царской России.
Он именно русский до мозга костей, какую бы роль не пытался играть. "Я ощущаю себя хозяином русской поэзии.", напишет он в 23 году - одиозное заявление, как раз год их ссоры.

А Мариенгоф - это больше "западник", с соответствующим воспитанием..новатор..  Без него Есенин бы писал стихи уровня "рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани" и "нивы жаты рощи голы", а Мариенгоф расширил границы его мировосприятия. Может быть я ошибаюсь, но ощущение такое. Сошлись две полные противоположности и внешне и внутренне, но объединенные каким-то общим высшим предназначением и ...полюбили друг друга)))

"Мы жили вместе и писали за одним столом. Паровое отопление тогда не работало. Мы спали под одним одеялом, чтобы согреться. Года четыре кряду нас никто не видел порознь. У нас были одни деньги: его - мои, мои - его....Стихи мы выпускали под одной обложкой и посвящали друг другу. "

У них даже любовные имена были друг для друга: «Дура моя-Ягодка!» - обращается Есенин к Мариенгофу с ревнивой и нежной руганью: «Как тебе не стыдно, собаке, - залезть под юбку, - пишет Есенин, когда Мариенгоф женился, - и забыть самого лучшего твоего друга. Дюжину писем я изволил отправить Вашей сволочности, и Ваша сволочность ни гу-гу.»

«Милый мой, самый близкий, родной и хороший… так мне хочется обратно… к прежнему молодому нашему хулиганству и всему нашему задору…»
Мариенгоф пишет ему ответы, такие же смешные и нежные. И вот вновь Есенин: «Милый Толя. Если б ты знал, как вообще грустно, то не думал бы, что я забыл тебя, и не сомневался в моей любви к тебе. Каждый день, каждый час, и ложась спать, и вставая, я говорю: сейчас Мариенгоф в магазине, сейчас пришел домой… и т. д. и т. д.»Суть конфликта была как раз в духе циников, очень бытовая, Есенин жил у Мариенгофа, но тот был против его бесконечных жен и подруг, безусловно ревнуя  Ну его можно понять)))
Впрочем самый сильный конфликт произошел из-за денег, хотя нельзя однозначно утверждать что это не клевета.

"В ссоре Есенина и Мариенгофа - в плане событийном - была виновата Катя Есенина, навравшая брату, что пока он был за границей, Мариенгоф зажимал гонорары за совместные публикации."

Позже они помирились, но былой дружбы, конечно, восстановить уже не смогли.

Да, в книгах о Есенине Мариенгофа не жалуют и пишут как о реальном подлеце, да как он посмел вообще "поэту деревни" чтото поперек сказать, как посмел на него повлиять...несмотря на то что он много сделал, чтобы Сергей Есенин стал тем символом, расцвел...После их ссоры и последующего прохладного примирения он медленно "катился дальше вниз".

Возлюбленный мой! Дай мне руки-
Я по-иному не привык,-
Хочу омыть их в час разлуки
Я желтой пеной головы.

Прощай, прощай. В пожарах лунных
Не зреть мне радостного дня,
Но все ж средь трепетных и юных
Ты был всех лучше для меня.

* * *
Какая тяжесть!

Тяжесть!
Тяжесть!
Как будто в головы
Разлука наливает медь
Тебе и мне.
О, эти головы!
О, черная и золотая!
В тот вечер ветренное небо
И над тобой,
И надо мной,
Подобно ворону летало.
А вдруг-
По возвращеньи
В твоей руке моя захолодает
И оборвется встречный поцелуй!
Так обрывает на гитаре
Хмельной цыган струну.

ps
Вот ссылочки, используемы мною при подготовке, пруфы оттуда, там же можно поробнее прочитать о жизни Анатолия Мариенгофа.
Вот эта, вот эта, и эта.
Вот здесь еще - но слишном "проесенински" написано

есенин, театр-студия манекен, театр

Previous post Next post
Up