АНТАРКТИДА. ПЕРВАЯ ВЫСАДКА.

Mar 12, 2014 23:29

Ох, мы так ждали этот день - день первой высадки! В семь сорок пять, как обычно, прозвенел всеобщий будильник, но мы его не особо услышали, ждали призыва к завтраку. Его не было. В восемь сорок пять объявили об обязательном сборе лыжников, и мы поняли, что проспали. Побежали на завтрак! Дрейк всё ещё бушевал, хоть и не так сильно, корабль раскачивало из стороны в сторону, но людей на завтраке было больше, чем на ужине. Видимо, организмы начали привыкать. Да и до первой высадки оставалось несколько часов, а это означало, что мы уже совсем скоро покидаем пролив и входим в антарктические воды.

Мы только успели поесть, как объявили о всеобщей подготовке к высадкам на острова - нам предстояла лекция с правилами безопасности. Дело в том, что из-за очень уязвимой и характерной только для этих мест флоры и фауны, компании, проводящие туры в Антарктику, обязаны соблюдать неукоснительные законы. Такие как, например, высадка не более ста человек на землю одновременно. Кораблям с количеством пассажиров больше, чем пятьсот человек, то есть большинству круизных лайнеров, высадки в Антарктиде запрещены. По этой причине для круизов на седьмой континент лучше всего выбирать корабли поменьше, в идеале до ста человек, чтобы не образовывалась очередь для желающих совершить прогулку по земле. В нашем случае с почти двумястами пассажирами расписание было составлено так, что во время каждой трёхчасовой высадки первая половина людей изучает землю, в то время как вторая половина совершает круиз на зодиаках, резиновых моторных лодках.

Помимо этого совершается полная чистка всей одежды и оборудования, которое будет вынесено за пределы корабля, чтобы не привнести на землю чужеродных бактерий. Сапоги нам выдавали на корабле, куртки были новыми. Мы должны были принести все штаны и рюкзаки для полной дезинфекции. Плюс перед каждой высадкой и после неё мы мыли обувь в растворе марганцовки. Пластик также не приветствуется. В каждой каюте на каждого человека выдавалась специальная ёмкость для воды, одноразовая и потому чистая. Никаких пробок, которые можно случайно затерять среди пингвиньей стаи. Также никакой еды с собой. Строго чистая одежда и фотоаппараты.



На лекции нам рассказали про местный климат и предупредили, что, в общем-то, ниже нуля градусов температура падать не будет. Всё же в январе в Антарктике лето, а заплываем мы не так глубоко. А вот зимой температура на континенте падает до минус пятидесяти вполне легко. Максимальная зафиксированная температура - минус девяносто. Поэтому все круизы проводятся строго с ноября по март. Это также связано с тем, что площадь льдов вокруг Антарктиды зимой становится в два раза больше, чем сам континент, поэтому доступ туда в это время становится заблокирован.

Помимо осторожности с местной флорой, нам рассказали, как общаться с животными. К морским котикам в воде и на земле приближаться ближе, чем пятнадцать метров, категорически запрещено. Нам повезло, колонии пингвинов только закончили брачный период, и птенцы уже вылупились. Но это налагало дополнительные ограничения - не подходить к пингвинам ближе, чем на пять метров, не шуметь и не вызывать дополнительный стресс, чтобы не подвергать опасности птенцов. Правил было много, но, в любом случае, с нами работала вся команда с корабля, которая контролировала наше нахождение на берегу. При любых вопросах можно было просто подойти и спросить. Помимо координаторов нам обеспечили разных специалистов - фотографа, историка, биолога, орнитолога, геолога, эксперта по пингвинам, гидов по спортивным мероприятиям, логистов и ещё огромное количество людей в помощь, которые очень много знали.



Сразу по окончании лекции раздался голос Шейна по радио, который сообщил, что прямо рядом с кораблём плывёт стая косаток (да-да, именно кОсаток, я проверила в словаре!). Пассажиры кинулись на палубы с целой коллекцией фотокамер и объективов. Действительно, прямо по левому борту нас сопровождали 12 млекопитающих. Они то выныривали, то исчезали под водой, но их можно было отлично разглядеть. Наконец-то, настоящие животные, не из зоопарка! Вообще, именно осознание того, что животные здесь дикие и настоящие, делает это путешествие абсолютно волшебным. Ты тут же понимаешь, что все повадки, всё поведение, которое наблюдаешь - оно именно то, о котором рассказывают на канале National Geographic. То есть ты сейчас тот самый учёный, который наблюдает животный мир в его естественной среде.



Косатки будто бы заигрывали с кораблём - они поделились на более мелкие группы и окружили нас с разных сторон. При этом у нас было абсолютно восхитительное звуковое сопровождение - на палубах корабля голос диктора звучал будто бы из научного фильма, и можно было совмещать картинку и аудио, будто бы в 3D фильме. Как раз накануне нам показали фильм BBC, в котором была подробно описана стратегия косаток по охоте. Те группы, которые питаются морскими львами, котиками и прочими крупными морскими обитателями, могут либо запрыгивать на льдины, на которых отдыхают жертвы, чтобы эти льдины сломать и таким образом получить упавшую жертву, либо, действуя группой в пять семь особей, могут рассекать воду слаженно, чтобы вызвать волну, которая в свою очередь перевернёт льдину с жертвой. Косатки - очень социальные и групповые животные. Навыки охоты у них передаются по наследству и отличаются особой изощрённостью. Но сейчас, плавая рядом с кораблём, они, скорее, удивлённо взирали на нас и развлекались. Говорят, они вообще очень дружественно относятся к человеку, быстро приручаются и не представляют особой опасности.



На палубе мы провели почти час, наблюдая за косатками. Вместе с ними на воду садилось огромное количество птиц, видимо, привлечённое охотниками. Возможно, косатки каким-то образом глушили рыбу или планктон, и птицам было чем отобедать. Но нас ждали более увлекательные приключения - знакомство с пингвинами на нашей первой высадке на Южные Шетландские острова. Уже во время ланча я посмотрела в окно, прямо сидя за столом, и увидела какую-то удивительную рыбу, которая взлетала из абсолютно прозрачной воды и снова заныривала в неё как дельфин. Мы срочно побежали на палубу проверять, что же это за странная рыба. И тут можно было просто замереть на месте - перед нашим взором открылся просто фантастический вид - абсолютно идеальная гладь воды, солнце, голубо-розовое небо, отражающееся в воде, как в зеркале, снежная земля прямо перед носом и пингвины, плавающие вокруг нашего корабля и с бешеной скоростью взлетающие над водой в воздух. Да, эта удивительная рыба была не что иное, как пингвины, встречи с которыми я ждала почти всю мою сознательную жизнь.









Вода была просто нереально прозрачной - мы видели в глубину на несколько метров без каких-либо усилий. Под водой мы могли разглядеть каждое пёрышко на тельце пингвинов, как будто бы кто-то включил HD качество в кино. Всё было настолько чётким, проработанным до каждой малейшей детали, что это было просто удивительно - ничего подобного я не видела нигде, ни на одном континенте мира. Возможно, это объяснялось очень ярким солнцем, которое позволяло разглядеть такие мелочи и увидеть общую картинку именно в таком виде. Возможно, причиной была идеальная чистота и самобытность всего, что мы видели вокруг. Но сознание в любом случае тут же отключилось от какого-либо воспоминания прошлого и застыло в настоящем моменте, пытаясь уловить каждое изменение атмосферы.





В половину второго объявили первую высадку, и мы спустились на третью палубу, откуда вниз на воду вела лестница. Очередь была огромная, все выстроились одновременно, и стало ужасно жарко. Мы решили, что лучше всего приходить ещё попозже, чтобы не ждать все двести пассажиров. На подходе к лестнице стоял таз с марганцовкой, в который мы просто наступали перед и после высадки - очень эффективная и быстрая дезинфекция. Забавно было находиться в толпе людей, одеты одинаково - у всех у нас были ярко-жёлтые фирменные парки, голова спрятана под капюшоном, а лицо скрывалось под масками или солнцезащитными очками.



Лодки распределялись таким образом, что первая половина людей отвозилась по восемь-десять человек на сушу, а вторая по столько же - на круиз. Мы попали на круиз к Вове - менеджеру по логистике. Это было просто отлично! Правила безопасности во всём круизе действовали неукоснительно - даже при посадке в зодиак (резиновую лодку). Сначала надо было дать руку координатору, и не просто ладонь в ладонь, а специальным захватом за локти, который мы так усиленно тренировали на сборах. Потом надо было мгновенно сесть на борт зодиака, едва вступив на него и уже сидя продвинуться в конец. Делать по-другому было категорически запрещено. Американские правила - это вам не шутки. С Вовой было попроще, он хоть и следил за исполнением правил, но был не так панически строг к их невыполнению. В общем-то, для безопасности это было совсем не страшно, так как ребята часто переигрывали в своём желании проконтролировать процесс.

В то время как первая часть пассажиров уже вовсю осматривала колонии пингвинов, мы отправились в путешествие вокруг острова Барриентос, который входит в группу островов Айтчо. Сразу бросилась в глаза прозрачная вода. Теперь мы находились практически на уровне поверхности, лодки были низкие словно надувные матрасы, и можно было спокойно опустить руку в воду. Она была ледяной, но безумно чистой. Те пингвины, которые ныряли в воду с камней на острове и плавали вокруг нас, были вполне различимы под водой. А круги, которые они оставляли за собой, расходились очень долго и так чётко, будто были нарисованы циркулем.



На острове обитают два вида самых распространённых в этой части земли пингвинов - папуанские и антарктические. Папуанские мне сразу же понравились больше - у них очень яркие алые клювы и смешные хвостики. Антарктические же - полностью чёрно-белые, но зато у них на подбородке есть полоска, превращающая их мордочки в маски зорро, за что они получили название chinstrap (chin - подбородок, strap - полоска).
Обогнув остров, мы увидели огромную колонию антарктических пингвинов - они расположились на камнях, разукрашенных их же помётом, гуано. От колонии доносился едва различимый запах птичьего помёта, но самым интересным был звук. Пингвины, видимо, очень общительные, так как почти постоянно они переговариваются между собой. Тяжело описать этот звук, но он напоминает что-то среднее между мурлыканьем, карканьем и трещёткой. Иногда некоторые из них вскидывают голову в небо и начинают кричать. Видимо, это самцовые игры.





Но с воды пингвинов мы видели не так близко и подробно, а вот морских млекопитающих рассмотрели достаточно. Вообще, с животными нам невероятно везло - в первый же день мы увидели множество южных морских слонов и тюленей Уэделла. Последние весьма забавны - у них уголки губ подняты кверху, поэтому кажется, что они постоянно улыбаются. Милое зрелище, особенно учитывая, что весят они пол тонны. Морских слонов было значительно больше. Вова рассказал, что у них сейчас как раз период линьки, и они проводят полтора месяца на берегу без еды. За это время они теряют много сил, худеют, но потом быстро восстанавливаются в воде.



Но самым примечательным было не это, хотя, несомненно, полтора месяца без еды - это повод для уважения. Почти все слоны, которых мы видели, располагаются стаями. Среди них выделяется один крупный и много мелких. Крупный морской слон - это самец, который набирает себе гарем из множества самок, количество которых порой доходит до пятидесяти. И вот так они и лежат вместе - огромный, почти пятитонный зверь, контролирующий свою территорию, своих женщин и при возможности готовый драться за новых особей и мелкие самочки с большими близкопосаженными глазами. Вот она - природа в чистом виде со своими законами.



Но вот, наконец-то, приходит и наше время вступать на остров. Всё-таки это первый день в живой природе, и кажется, что у других впечатлений больше и лучше, а мы можем что-то пропустить. Мы подплываем к берегу и вступаем прямо в воду с лодки, благо, на нас надеты высокие резиновые сапоги. И снова, как и при посадке, надо неукоснительно соблюдать правило - двигаемся сидя до носа лодки, разворот тела в сторону воды с перекидыванием ног в воду, локтевое пожатие координатору. Каждое движение пристально осматривается и, если надо - оттачивается до совершенства.

И вот они - первые пингвины вблизи. Детский восторг, любопытство, радость вплоть до такого дурацкого смеха. Ути, боже мой, какие лапочки, ой, смотрите, он ходит, ууууииии и прочее - вот что могут вымолвить взрослые люди. Да, загадка пингвинов в том, что они настолько милы и смешны, что мгновенно обезоруживают даже самого хмурого. Мы поднимаемся наверх, на холм, осторожно, так как повсюду слякоть и гуано, и снова замираем - вся поверхность острова покрыта пингвиньими колониями - взрослыми особями и их птенцами. Абсолютная антарктическая тишина наполнена мурлыканьем птиц как эклер кремом. Это мурлыканье приятно и действует очень успокаивающе. Запах гуано достаточно быстро становится каким-то очень родным, как запах навоза в деревне, и можно сесть прямо тут, в грязи и просто начать смотреть на этих чудных то ли птиц, то ли рыб.




Конечно, нам не дано узнать, что у них там спряталось внутри головы за клювом, и какие у них мысли по поводу приезда к ним человека в гости, но в целом людей они не боятся. Конечно, смешно так поглядывают искоса, видимо, рассчитывая траекторию, чтобы обойти вокруг или успеть пробежать первыми, но в целом остаются достаточно спокойными. Просидев примерно полчаса на одном месте и разглядев уже почти каждого из них, я вдруг вижу душераздирающую картину - птица стоит над окровавленным мёртвым пингвинёнком, видимо, совсем молодым, и громко кричит, видимо, призывает остальных птиц разделить трапезу. Я спрашиваю орнитолога, где же справедливость, на что получаю ответ: “Тут всё устроено идеально - если не погибнет пингвин, от голода умрёт птица”. И тут, конечно, возразить нечего.



Наши полтора часа скоро истекают - ровно тогда, когда уже хочется вернуться в уютную каюту и переварить первые ощущения.  Процедура повторяется - правильная посадка в лодку, плывём на корабль, поднимаемся, проходим марганцовочную ёмкость и идём в каюту. По радио объявляют, что сапоги настоятельно рекомендуется хранить в каюте, но мы смотрим на целый коридор выставленных наружу сапог и без сомнений оставляем их тут же.

Вечером нас ждёт ужин, подведение итогов, мастер-класс фотографа и фильм на ночь, но мы засыпаем как убитые очень рано, так как сил после такого дня остаётся совсем мало, а завтра нам предстоят уже две высадки - три часа утром и три часа днём, так что сил понадобится ровно в два раза больше.

ocean diamond, антарктические пингвины, кругосветное путешествие, южные шетландские острова, косатки, national geographic, антарктический круиз, кругосветка, Антарктида, Антарктика, last minute cruise, папуанские пингвины, трэвел-блог, пингвины, вокруг света

Previous post
Up