Такие дела

Oct 05, 2010 14:24

Яси взошел на холм и осмотрел площадку.

Как он и ожидал, дела шли плохо: каменная печь не была готова и наполовину. Земляные люди тащили очередной валун к вершине, но был уже вечер, до захода солнца оставалось не больше свечи, и они работали неохотно, словно ожившие мертвецы. Задний каток освободился, замыкающие подхватили его, и понесли к передней части волокуши, передвигаясь медленно и безразлично; остальные ожидали, ослабив канаты.

Яси подощел к молодому камневоду, смотревшему на земляных людей с такой усталостью, как будто это он с раннего утра тягал глыбы.
- Желаю тебе всегда быть сытым, Марамирра.
- Меня зовут Маармарра, достойный жрец, и я желаю тебе того же, - ответил тот.
- Слушай внимательно. Если круглая печь не будет готова к празднику равноденствия, Солнце будет недовольно, и придется его умилостивить, как только ты завершишь строительство. Ты понимаешь? И всем будет плевать, как тебя зовут, всем, не только мне, потому что знание это после дня жертвоприношения никому уже не пригодится. Даже в твоем поселке. Понимаешь?
- Я понимаю тебя, - сказал молодой камневод, не смотря в глаза жрецу.
Яси отвернулся и пошел прочь. Силач по имени Кабарра, сопровождавший его, задержался, чтобы сказать:
- Ты больно худой. Ты помни, ты теперь должен все время кушать до того, как тебя зажарят. Иначе мне придется потратить на тебя много масла, чтобы Солнце осталось довольно. Но тогда недоволен стану я. И не убью тебя перед печью, а только оглушу. И я умею сделать это так, чтобы ты пришел в себя, когда камни только начнут накаляться. Это то, что ты должен понять. Ты слышал меня? Что молчишь?
- Я слышал твои слова, - сказал Маармарра, думая, что уж Кабаррой-то Солнце точно было бы довольно.

Прошло две недели, и Яси пришел к дому Деда. После заката Дед Куиси отослал слуг и впустил его. Сидя на костяном троне, Дед поинтересовался, как идет подготовка ко дню равноденствия.
- Святая печь будет готова к сроку, великий жрец, - ответил Яси.
Куиси наклонился к нему, как будто желал внимательно рассмотреть старыми глазами.
- Ты говорил, что молодой камневод, как его, Маррамиси, опоздает, и нам придется сжечь его.
- Великий, прости меня. Я ошибся.
- Нет, конечно, слава Солнцу, теперь праздник на побережье получится как встарь, когда земля не бесилась и не ломала печи. Но камневоды еще больше возгордятся, и мне нужно понять, что с этим делать.
- Мы можем и должны сжечь Маармарру, великий дед. Я ошибся не просто так. Он не мог бы успеть к сроку. Но вот что он сделал: он приказал к волокушам намертво приделать снизу по несколько бревен.
Куиси хихикнул:
- Как же ему это помогло?
- Не спеши смеяться. Затем он взял круги, и насадил их на бревна, вот так, чтобы они крутились, - Яси попытался изобразить это жестами. - Получились волокуши, которые земляные люди могут тащить, не перекладывая валики, и не останавливаясь.
- Священные круги, - произнес Куиси. - По земле.
- Именно так. Как будто этого мало, его люди донесли также, что затем он стал проливать на круги масло. Он будет гореть.
- Не спеши. Надеюсь, он сам об этом никому не рассказывает, не настолько же он глуп?
- Конечно, нет. Он даже угрожал земляным людям смертью, если они проболтаются.
- Маармарра угрожал? - Дед еще раз хихикнул, и Яси также позволил себе улыбнуться.
- Ну а теперь послушай меня и пойми, почему великий жрец здесь до сих пор я, а не ты.
- Я никогда не, - заторопился Яси, но был остановлен жестом.
- Сжигать его не будем. Ведь на самом деле никто из его людей не приходил к тебе. И мы не знаем ни о каком колдовстве, ни о кругах, ни о масле. Но кое-что мы увидели: печь можно построить за два месяца. И можно требовать того же от других камневодов, в других селениях. И тогда они придут к Маармарре, попросят совета, и он не сможет им отказать. И, - дед остановился, ожидая.
- Они будут пользоваться его колдовством. Любой из них окажется виноват перед Солнцем, и будет знать об этом, и мы тоже будем знать, - продолжил Яси, в который раз осознавая, что Дед умнее. - Но использоваться это знание будет редко, и лишь тогда, когда ты прикажешь. Да, больше никаких трудностей с камневодами, никогда.

А в это время счастливый Маармарра лежал в гамаке между двумя старыми деревьями, слушал море, и наблюдал, какими путями ходят звёзды. Учился видеть будущее.

fiction, ok

Previous post Next post
Up