Удивительно, как публикации в ЖЖ оказывают влияние на твою дальнейшую судьбу. Начиная писать о чём-то одном, постепенно втягиваешься, тема разрастается, появляются новые публикации, посвящённые этому же предмету или явлению. А потом ты снова мистическим образом сталкиваешься с предметом твоего интереса, узнаёшь новые факты, делаешь новые снимки. И снова надо писать.
Всё началось, когда я впервые увидел на аэродроме в Грызлово вертолёт VAT Hummingbird, - машина заинтересовала меня, я сделал
небольшой пост с подборкой фотографий. В этом посте я лишь коротко коснулся истории создания машины, но затем, копнув поглубже, я понял, что надо делать
ещё одну публикацию. А буквально две недели назад, во время поездки по США, мне удалось увидеть и потрогать руками исторический HO5S-1 (военное название вертолёта S-52) времён корейской войны, который мы нашли в одном из ангаров аэродрома города Делэнд (Deland), что в центральной Флориде. Как я писал в предыдущих публикациях, вертолёт является прямым предшественником современных Hummingbird, но в то же время значительно отличается от них. Итак, подробнее.
1. Каждый, кто бывал в муниципальном аэропорту городка Делэнд, наверняка видел этот маленький музей, окружённый пышными пальмами и деревьями. Не заметить его трудно, так как перед музеем на огороженной площадке стоит огромный палубный истребитель F-14, который доминирует и над крохотным зданием и над другими экспонатами этого музея.
2. По иронии судьбы, музей находится буквально через дорогу от входа в ангар, который арендует наш американский друг Булат, и мы не преминули посетить эту местную достопримечательность.
3. Музей посвящён истории военно-морской базы Делэнд, которой аэропорт был до передачи аэродрома и прилегающих площадей муниципальным властям. Во время войны Флорида была просто усеяна военными аэродромами, многие из которых затем стали муниципальными и региональными. Вход в музей бесплатный, желающие могут оставить пожертвования.
4. Еще один авиационный экспонат музея, - восстанавливаемый энтузиастами торпедоносец Авенджер.
5. Внутри музея много мелких экспонатов, форма, знаки различия, модели, старые приборы, подшивки газет. Каково же было наше удивление, когда мы увидели эти фотографии, заботливо вправленные в деревянную рамку. На них можно видеть вертолёт HO5S-1 времён корейской войны, страничку лётной книжки, а также пояснение о том, что данный вертолёт сохранился и в настоящее время готовится к передачи в наш музей. На наши вопросы хранитель музея ответил, что да, вертолёт такой есть, стоит здесь же в аэропорту, в одном из ангаров. Далее нам не стоило труда уговорить любезного смотрителя соединиться с хозяевами вертолёта с просьбой встретится и дать возможность осмотреть историческую машину.
6. Каково же было наше удивление, когда хозяином вертолёта и человеком, встретившим нас в ангаре, оказался господин Фред Кларк, отец владельца и руководителя фирмы VAT Бреда Кларка. В своё время господин Кларк владел нескольким вертолётами S-52, налетал на них более 2500 часов. Также господин Кларк руководил фирмой Orlando Helicopter Airways, которая в своё время построила несколько оригинальных вертолётов на базе машин Сикорского, в том числе реплику советского вертолёта Ми-24. Об этом я писал
здесь.
7. Вертолёт 1952 года выпуска находится в очень приличном состоянии, в полной комплектности. Однако на наш вопрос, нет ли желания довести его до лётного состояния, господин Кларк ответил, что нет, после косметического ремонта аппарат будет выставлен в музее и летать не будет. Кстати, на заднем дворе музея мы заметили строительство большого ангара, скорее всего вертолёт будет выставлен именно там.
8. В ангаре, где находится вертолёт, также хранятся несколько исторических автомобилей в разной степени комплектности. По вторникам ветераны-реставраторы собираются в ангаре и работают над своими машинами. На фото пикап Форд-А, одна из машин этого олдтаймерского клуба.
9. Но вернёмся к вертолёту. Можно видеть, что он довольно сильно отличается от своих современных собратьев - вертолётов Hummingbird.
10. Двигатель Franklin мощностью 178 л.с., сердце машины, - на современных Hummingbird устанавливаются более мощные Lycoming 265 или LS7.
11. Вертолёт сохранился в окраске и с опознавательными знаками морской пехоты, он несёт номер 130110.
12. Шеф-пилот Авианяни Саша Астафьев не уступил соблазну посидеть в кресле пилота исторической машины.
13. Кабина здесь сильно отличается от Hummingbird, она приспособлена для перевозки двух носилок с раненными, которые загружаются через открывающуюся левую часть лобового остекления. Медработник сидит позади пилота. На санитарных вертолётах того времени Белл и Хиллер раненные перевозились в кассетах по бокам фюзеляжа, тот ещё шок наверное был.
14. Все двери сдвижные, кабина очень просторная. Она снабжена эффективной системой отопления и средствами обдува стёкол.
15. Несмотря на свою относительную малочисленность, вертолёты HO5S-1 во времёна корейской войны вывезли с поля боя более 4000 раненых.
16. Знаменитая втулка винта Сикорского, впервые применённая на этом типе.
17. На антресолях ангара мы нашли остатки ещё одного S-52. В своё время он был разбит при жёсткой посадке.
18. А буквально на следующий день мы увидели ещё один HO5S-1 в экспозиции музея авиации флота в Пенсаколе.
19.
20.
Удивительная судьба у этой машины - выпущенная относительно небольшой серией, с недостаточно мощным двигателем, она оказалась настолько удачной и надёжной, что удостоилась чести быть выставленной в крупнейших военных музеях США. Появление более крупных вертолётов вывело этот аппарат из военного строя, но в частных руках S-52 служили десятилетиями, а теперь настало время их более современных, но таких же надёжных и эффективных потомков заслуженной машины.